Начинать всегда труднее всего. Мы ждем особого состояния — уверенности, вдохновения, «боевого настроя». Но жизнь редко дает идеальные условия. Эта статья о том, как все же сделать первый шаг — даже если страшно, нет сил или кажется, что «не время».
Бумажная книга Электронная книга
Боишься? Делай испуганно
Нам часто кажется, что мы должны приступать к делу в каком-то правильном состоянии. Чувствовать уверенность или «заряженность на победу», вдохновение или энтузиазм. Как минимум — не признаки грозящего полного провала и тотальной безнадеги.
В неподходящем настроении, конечно, делать что-то значительно сложнее, чем в подходящем. Но не невозможно. Наверняка знакома фраза: «Боишься? Делай испуганно». Или, как вариант: «Нет вдохновения? Делай без вдохновения» либо «Чувствуешь безнадегу? Делай из безнадеги».
«Я только попробую» («Это только эксперимент»)
Иногда полезно не давать себе обещаний и зароков добиться конкретного результата, а просто «тестировать», «исследовать» и «экспериментировать». Один мужчина рассказывал, что в какой-то момент захотел бросить курить. Но он предполагал, что это будет связано с напряжением: ему придется бороться с желанием курить. Он боялся, что если не справится, то будет считать себя слабым. В итоге он решил, что просто поэкспериментирует.
Два «эксперимента» привели к тому, что вскоре он снова начинал курить. «Но я же не просто так экспериментировал, — объяснял он потом. — Я понял, с какими проблемами столкнусь и что мне нужно учесть в следующий раз». С начала третьего «эксперимента» он не курит уже больше года — но по-прежнему считает это «экспериментом». «Так я свободен от каких-либо обязательств, — говорил он. — И оказывается, при таком раскладе курить мне вообще-то не нравится и не хочется».
Что еще почитать:
Минимальный объем за раз
Автор садился писать текст, сказав себе: «Ладно, давай только одну страничку напишем». И на самом деле это даже много — можно было бы пообещать себе один абзац или одну законченную мысль. Очень часто мешает начать собственная гигантомания: кажется, что если уж делать, то много, и качественно, и чтобы что-то уникальное получилось.
Зачастую кажется, что такие планы — критически мало. Однако, во-первых, начиная какое-то дело, человек со временем втягивается (в итоге та самая страничка превращается в несколько). Во-вторых, появляется ощущение, что что-то получается и шаг за шагом идет движение вперед.
В следующий раз начать будет проще, потому что уже есть удовольствие от успеха и опыт достижения результата, пусть и небольшого. А вот если запланирован большой объем задач и по каким-то причинам он не выполнен (или даже не начат), появляются стыд, вина и печаль. Повторения этих чувств психика, естественно, не желает, и в следующий раз стремление увильнуть от решения задачи только возрастает.
Завтра лучше не станет
Часто кажется, что «завтра будет лучше». Появится больше сил, меньше дел, другие будут меньше отвлекать, настроение станет подходящим — и выполнять задачу окажется легче.
От этого силы иссякают, а не прибавляются. Поэтому лучше уговорить себя хотя бы на «ложечку сегодня». И тогда придет понимание, что, даже если нет сил, энергии и вдохновения, все равно можно немного продвинуться. Пусть совсем чуть-чуть, но через месяц результат будет гораздо лучше, чем если все это время ждать подходящего настроения.
Что бы сделал человек, который относится к себе хорошо?
Иногда трудно найти для себя слова поддержки и вообще посмотреть на себя с добром. В такие моменты помогает вопрос: «Что бы я сейчас сказал и сделал, если бы относился к себе хорошо (если бы не мучил синдром самозванца, если бы не было уверенности в провале и т. д.)?»
Не обязательно уговаривать себя фразами вроде «Я верю в себя, и все получится». Можно спросить иначе: «А что, если бы верил?» Этот вопрос помогает немного обхитрить себя и поймать состояние уверенности: «Если бы я верил, я бы сказал — просто попробуй начать. Не получится — ничего страшного, займешься чем-нибудь другим полезным».
А чтобы придумать, что сказать себе «как будто с верой», приходится на минуту реально поверить в себя. А иначе откуда это взять? И настроение немного меняется.
Напоминалки «Что ты делаешь? А что собирался делать?»
Иногда человек сам не замечает, как талантливо умудряется прокрастинировать. Точнее, замечает, но когда день уже клонится к закату. Вместо того, чтобы изучить вакансии в интернете, он перемывает весь дом, разбирает балкон, рассортировывает фотографии в компьютере — и вот уже почти полночь, а сил почти нет.
Бывает, что дурацкая задача, которую избегают, помогает наконец сделать десяток несрочных дел, до которых давно не доходили руки. День выходит продуктивным, но главное остается нетронутым. На этот случай помогают простые напоминалки — в телефоне или на стикерах — с двумя вопросами: «Что ты делаешь? А что собирался делать?»
Место, где легче начать
Одна студентка писала диссертацию в «Теремке». Другая шутила, что, как только садится в «Сапсан», коллеги начинают строчить ей в рабочие чаты, потому что за несколько часов в поезде она выполняет то, что неделями не получалось.
Есть случаи, когда самые большие фрагменты книги создавались во время перелета — прямо с телефона. Конечно, проще попасть в кафе, чем провести месяц в постоянных перелетах. Но можно подумать, что из условий «продуктивного места» удастся имитировать. Иногда даже привокзальная кофейня способна вызвать нужный ассоциативный ряд — и процесс идет.
Очень неожиданный лайфхак: разрешить себе не хотеть
«Мало ли чего ты не хочешь», «Никто за тебя этого делать не будет», «Есть такое слово — НАДО»… Единицам детей в редких случаях позволяли сказать «не хочу»: делать уроки, идти в школу, мыть посуду, есть суп, разучивать гаммы.
Множество этих «не хочу» застряло внутри, не имея шанса вырваться наружу. Во взрослом возрасте это оборачивается тем, что именно запланированное для себя дело оказывается самым трудным. Человек делает все что угодно — смотрит сериалы, сидит в соцсетях, убирается, занимается мелочами, но только не главным. Это значит, что на внутренней сцене появился Саботажник.
История Маши
Маша уже вторую неделю не могла выполнить простую задачу: написать пост о том, что она закончила обучение по нутрициологии и готова провести несколько бесплатных консультаций для тех, кому это может быть интересно. На первый взгляд она выглядела как человек, искренне желающий решить задачу: активно отвечала на вопросы, участвовала во всем, что ей предлагали. Но дело никуда не двигалось.
В какой-то момент на ее лице мелькнула мимолетная, хитрая улыбка: «Не дамся». В ее семье бунтовать было невозможно. Мама выбивалась из сил на двух работах, отец пил, два младших брата требовали помощи с уроками, а впереди ждала тяжелая учеба, чтобы поступить в вуз на бюджетное место. Оплатить образование никто бы не смог.
Большинство тех, кому пришлось слишком рано повзрослеть и кто взвалил на себя кучу нежеланных обязанностей, не имели шанса на настоящий протест. А он необходим для сепарации: нужно, образно говоря, оттолкнуть взрослых, отказаться от неподходящих ценностей и установок, прокричать: «Не буду жить по вашим правилам!» И только тогда начинается процесс построения собственных правил.
Если протест не состоялся вовремя, психика ищет пути реализовать незавершенную задачу. Когда это проявляется ярко, говорят: «Он ведет себя как подросток». Но если бунт был задавлен, а прямая агрессия запрещена, то он принимает партизанскую форму.
Так получилось и с Машей: роль взрослого, которому нужно противостоять, досталась психологу. Бунт может направляться на любых «старших» фигур — учителей, врачей, руководителей. Но самое неприятное в том, что если подходящего взрослого вовне нет, внутренний подросток-партизан будет бороться с собственной внутренней «старшей фигурой».
Подготовлено по книге «Избегание как ресурс».
Обложка статьи: unsplash.com
Заказать: