Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Автономия против контроля: как не стать родителем-вертолетом
24 сентября

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

В мире, который предписывает контролировать все, что связано с ребенком, сложно нащупать грань здоровой автономии, которую стоит ему предоставить. Окружающая среда требует быть родителем-вертолетом, который неусыпно мониторит все происходящее с ребенком; при этом глобальная задача — все же вырастить самостоятельного человека, который сможет строить собственную жизнь.

Гиперконтроль с трудом может ужиться с автономией, при этом последняя остается базовой потребностью всех человеческих существ. Как родителям поддерживать и развивать автономию ребенка в эпоху интенсивного родительства? Ищем ответ в книге Быть собой, чтобы быть с другими.



Быть собой, чтобы быть с другими

Бумажная книга Электронная книга

Человек не «чистая доска»

В начале XX века Джон Уотсон, основатель бихевиоризма, считал, что ребенок появляется на свет абсолютно пустым — «чистой доской», на которой среда может написать все, что угодно. Его знаменитый опыт с «маленьким Альбертом» вошел в историю: у девятимесячного малыша, который не боялся животных, ученый искусственно сформировал страх белой крысы, сочетая ее появление с резкими звуками. Так он доказал, что даже базовые реакции можно конструировать.

Советская психология, развивавшаяся в русле марксистской идеологии, тоже утверждала, что именно среда полностью формирует сознание: генетику отвергали, индивидуальные различия нивелировали, а общество ставило задачу воспитать «правильного» человека.

Современная наука показывает более сложную картину. Да, опыт играет огромную роль, но ребенок рождается не пустым сосудом. Уже при рождении у него есть врожденные особенности: темперамент, реакции нервной системы, физиологические предрасположенности. И для понимания развития важно учитывать сочетание нескольких факторов: биологические предпосылки, индивидуальные черты психики и влияние социальной среды.

Миф о всесильных родителях

Эти открытия напрямую связаны с родительством сегодня. В культуре интенсивного воспитания распространено убеждение, что родители ответственны буквально за все, что происходит с ребенком. Болезнь? Значит, недосмотрели. Колики или акне у новорожденного? «Что ты, мама, съела?» Трудная адаптация в детском саду? «Не подготовили или слишком тревожились, и ребенок почувствовал».

Такой взгляд формирует тревогу и чувство вины у родителей, заставляя их верить в собственное всемогущество — или в собственные ошибки, если что-то идет не так. Но на самом деле даже младенец с первых дней обладает своей автономией.

У каждого ребенка индивидуальный ритм сна и бодрствования, особенности пищеварения, чувствительность к звукам и свету. Существуют целые индустрии консультантов, которые обещают «правильный метод» и гарантированный результат, но жизнь снова и снова доказывает: не все подвластно усилиям взрослых. Родителям нужно не пытаться переписать «чистую доску», а знакомиться с новым человеком, который с самого начала имеет собственные черты и потребности.

Привязанность и круг заботы

Теория привязанности Джона Боулби и исследования его ученицы Мэри Эйнсворт показали, насколько для психики ребенка важен эмоциональный контакт со взрослым. Их наблюдения за детьми в сиротских учреждениях действительно выявили тяжелые последствия отсутствия постоянного заботящегося человека: такие малыши развивались медленнее, чаще болели, испытывали трудности в эмоциональной сфере.

Однако из этого не следует, что у ребенка должен быть только один взрослый, чаще всего — мать.

Люди — социальные существа, и для ребенка естественно с самого рождения находиться в кругу взрослых. Ему важно не только непосредственное внимание матери, но и взаимодействие с другими людьми: от этого зависит развитие социальных навыков и ощущение защищенности. Если рядом есть несколько заботящихся взрослых, которые стабильно откликаются на его потребности, это не разрушает, а наоборот укрепляет его эмоциональное благополучие. Ограничение роли до одной фигуры и страх «травмировать» малыша разлукой — это скорее культурный миф, чем научный факт.

Сколько времени нужно быть рядом

Привязанность не формируется в одночасье — она складывается постепенно из множества совместных моментов. Невозможно вывести точную формулу «сколько часов в день» нужно проводить с ребенком, но известно другое: решающими оказываются стабильность и качество контакта. Это не только кормления и уход, но и радость совместной прогулки, уютный визит в дом друзей, тихие минуты дома, когда и взрослому, и малышу хорошо просто быть вместе.

Родителю важно помнить: близость не означает роль «вечного аниматора» или жизнь на паузе ради ребенка.

Гораздо ценнее делиться с ним частью собственной жизни — обычной, настоящей, без искусственной программы развлечений. В такие моменты ребенок учится не только чувствовать любовь, но и видеть, как взрослый живет и взаимодействует с миром.

Отклик и внимание

Основой эмоциональной связи остается способность откликнуться. Ребенок не может промолчать «из вежливости» — он всегда сигнализирует, если ему нужен контакт. Важно не то, чтобы взрослый подбегал при каждом звуке через три секунды, а то, чтобы малыш чувствовал: его сигналы не остаются без ответа.

Мы распознаем близких людей не по количеству совместно проведенных часов, а по их вниманию и отзывчивости.

Для ребенка важно знать: рядом есть те, кто заметит его радость и боль, грусть и усталость, не проигнорирует и не отстранится. Именно это чувство делает связь устойчивой и помогает ребенку расти в безопасности, сохраняя при этом собственную автономию.

Как проверить, достаточно ли контакта

Потребность в общении и заботе относится к базовым, и ребенок очень ярко сигнализирует о ней. Когда ему нужно внимание, он обязательно подаст знак. И эту потребность могут удовлетворять не только родители, но и другие взрослые, если они готовы откликнуться и проявить заботу. Таким образом, главный ориентир — чтобы малыш находился в компании тех, кто отвечает на его сигналы и может дать ему базовое ощущение безопасности и принятия.

Ниже приведен небольшой чек-лист, который поможет ответить на вопрос, удовлетворены ли эмоциональные потребности малыша.

1. Если вы оставляете ребенка с другими взрослыми, находится ли он с ними в безопасности? Не подвергается ли насилию, не сталкивается с интенсивным голодом и холодом долгое время, не остается ли без присмотра?

2. Можете ли вы и другие взрослые выполнить базовую заботу о малыше (помыть, переодеть, поменять подгузник, покормить) и откликнуться на его призывы к контакту? Получает ли ребенок внимание в ответ на плач четыре из пяти раз?

3. Получает ли ребенок регулярно еду и тактильный контакт с вами и другими взрослыми? Обращаются ли к нему периодически взрослые, слышит ли он человеческую речь вокруг себя?

По материалам книги «Быть собой, чтобы быть с другими».

Заказать:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Похожие статьи