Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Как придумать идею для текста? 5 подсказок для пишущих
14 августа

Елена Исупова
Елена Исупова

Найти идею для нового текста не так уж просто. Сначала мы думаем, что не хватает времени и подходящего настроя, а потом перед нами чистый лист и шокирующее осознание: мы понятия не имеем, о чем писать. Противоположный сценарий ужасает не меньше: идея есть, вы загораетесь, а затем чувствуете, что она умирает на ваших глазах. Что делать? Принесли несколько подсказок из книги «Нам понравилась ваша рукопись!».

Если вы пишете или хотите этому научиться, приходите на курс «Текст как инструмент». Вы пройдете путь от пробы пера до редактуры. Напишете 50 скетчей за 50 дней. Научитесь создавать сильные, яркие, живые тексты: от постов и зарисовок до майнд-карт и книг. Получите обратную связь от кураторов на разборах, воркшопах, в чате. Приключение начинается 2 сентября — еще успеваете записаться.



Текст как инструмент

1. Не изобретайте велосипед

Литературоведы никак не могут сойтись во мнении, сколько в мире насчитывается сюжетов. В своем знаковом труде «Семь базовых сюжетов» Кристофер Букер заявляет, что существует — угадайте сколько — правильно, семь основных историй. Победа над монстром, из грязи в князи, квест, путешествие и возвращение, комедия, трагедия и перерождение. А в ходе одного научного исследования 2016 года более 1700 рассказов пропустили через компьютерный анализ и пришли к выводу, что сюжетов всего шесть. В 1959 году Уильям Фостер-Харрис заявил, что базовых сюжетов всего три, и написал об этом в книге «Основные модели сюжета». Похоже, все сходятся лишь в одном: количество ограничено.

На самом деле, если проанализировать любой сюжет, пытаясь свести его к каким-то основным поворотам и конфликтам, окажется, что все уже придумано до нас и создать что-то новое практически нереально. Например, роман Гиллиан Флинн «Исчезнувшая» воспринимается как довольно необычный, но лишь до тех пор, пока вы не начнете описывать его содержание максимально простыми словами: ненадежная рассказчица инсценирует свою смерть или исчезновение при помощи поддельного дневника. Все это уже было. Не идея делает «Исчезнувшую» отличным романом, а воплощение: то, как Флинн соединила эти элементы, и ее особенный литературный стиль.

Забудьте об оригинальности. Берите любую идею, которая кажется вам интересной, и ищите оригинальный способ ее воплотить.



Нам понравилась ваша рукопись!

В основе любого литературного произведения лежит история, которую все уже знают. Вот «Ромео и Джульетта»: подростки из противоборствующих кланов полюбили друг друга, но им запретили встречаться. «Великий Гэтсби»: пытаясь произвести впечатление на девушку, ветеран войны сколачивает состояние незаконным путем. «Улисс»: чувак бродит по Дублину в июне. Ни один из этих сюжетов не кажется оригинальным и крышесносным, потому что они не оригинальные и не крышесносные. А вот их воплощение — да.

И эту странную алхимию никак не объяснить. Возьмите любой сюжет (преступники планируют ограбить банк, мужчина с любовницей задумали убить жену, неприметный мальчишка — тайный ученик могущественного колдуна) и попробуйте сделать из него что-то невероятное, что-то свое.

2. Ищите упущенные детали

Практически в любой книге, любом фильме или даже в тексте песни есть упущенные детали, «инцидент с лапшой», остающийся без пояснений, интересные черты персонажа — все то, что захватывает ваше воображение, но почему-то остается без внимания автора и какого-либо развития. Так развейте это сами.

Возьмите маленький непроработанный аспект чужого сюжета, сконцентрируйтесь на нем, вдохните в него жизнь, исследуйте его.

Что за «инцидент с лапшой»? Это какой-то случай из прошлого, о котором персонажи вспоминают, не проясняя детали. Например, в фильме «Машина времени в джакузи» герои постоянно ссылаются на события в Цинциннати, но мы так и не узнаем, что же там произошло. Это может стать мощным писательским приемом, который заставит воображение читателя работать на полную катушку, а интрига в итоге будет самым крутым, что есть в книге, — нередко гораздо интереснее всего остального, что вы там напридумывали.

3. Меняйте тему

Другой способ заполучить много идей — взять избитый сюжет, тот, что используется бесконечно, снова и снова, и применить к нему «тактику Сумасшедшего Ивана». Так называется маневр, о котором упоминал Том Клэнси в романе «Охота за „Красным октябрем“» и который использовали капитаны советских подводных лодок: они неожиданно и резко меняли курс, чтобы посмотреть, кто подкрался сзади.

Попробуйте использовать этот прием: начните развивать сюжет как обычно, а потом выкиньте что-нибудь эдакое.

Вспомните ту же «Исчезнувшую». Книга начинается как история мужчины, который возвращается домой и видит, что его жену, судя по всему, похитили. Он находит ее дневник, читает его и понимает, что она все больше скатывалась в депрессию. Все, кто читал роман, думали, что знают, к чему идет дело, — но нет, их ждал большой сюжетный поворот, когда Флинн выпустила на сцену Сумасшедшего Ивана и ее роман фактически раскололся на две части, давая задний ход. Блестящая тактика. И вы можете ее повторить.

4. Присмотритесь к своей жизни

Ваша жизнь тоже может служить богатым источником идей. Не в буквальном смысле — речь не о том, чтобы писать автобиографию. Просто понаблюдайте за своей жизнью и подумайте: а что может пойти иначе? Что может случиться такого на работе, например, что ваш мир изменится навсегда? Что может случиться прямо сейчас, когда вы смотрите телевизор? Как вы отреагируете?

Это мощная техника по очевидным причинам: к написанию такой книги не надо готовиться, не надо собирать и изучать материал, потому что контекст и предыстория известны вам целиком. Чтобы оживить повествование, просто описывайте свои реакции, представляя, что герой ведет себя в точности, как вели бы себя вы. Эту технику можно применять каждый раз, когда вы зашли в тупик в сюжете, — просто спросите себя: «А что бы сделал я?».

5. Оживите чудовище Франкенштейна

Если у вас нет идей, есть простое решение: вспомните свои прежние сюжеты, обернувшиеся грандиозными провалами. Можно пойти двумя путями. Первый подойдет, если у вас есть замысел, который вам так и не удалось превратить в законченный текст (или хороший законченный текст), — тогда вам нужно просто к нему вернуться. Тот факт, что у вас десять раз не получалось написать книгу, основанную на личном опыте занятий джазовыми танцами, не означает, что идея мертва, — возможно, вам не хватило всего-то еще одной попытки. Иными словами, иногда лучший вариант — просто слегка подогреть старый сюжет.

И есть второй путь. Он не так распространен, как предыдущий, зато может привести к невероятному результату. Когда вы зайдете в тупик, вспомните не один свой неудачный текст, а два. Вам нужны две неудачные работы, у которых есть нечто общее, — тогда вы сможете «сшить» их между собой, создав чудовище Франкенштейна.

По материалам книги «Нам понравилась ваша рукопись!»

Ждем вас на курсе «Текст как инструмент» от содиректора МИФа Юлии Баяндиной. Вы научитесь выражать себя в текстах и писать регулярно. Стартуем 2 сентября. Приходите.

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи