Что бы ни случилось, руководствуйтесь принципами морали и сверяйтесь с совестью, советует культовый философ современности, популяризатор стоицизма Райан Холидей. Новая книга Холидея «Справедливость: решая, как поступить, ты определяешь свой путь» серии «Стоицизм в XXI веке» посвящена справедливости. Публикуем фрагмент из нее.
Справедливость: решая, как поступить, ты определяешь свой путь
Бумажная книга Электронная книга
Дов Чарни
В какой-то момент предприниматель Дов Чарни владел крупнейшим швейным производством в Северной Америке, выпускавшим около 50 миллионов предметов одежды в год.
В среднем в мире швеи тогда зарабатывали менее 50 центов в час. В компании American Apparel у Чарни они получали до 20 долларов и к тому же медицинские пособия, оплачиваемые обеды и транспорт.
Инвесторы удивлялись. Они не видели в этом никакого смысла. Если бы он перенес фабрики за границу, бизнес оказался бы куда более прибыльным. Надзор бы ослаб. В некоторых случаях Чарни фактически получил бы доступ к улучшенным технологиям и новой рабочей силе.

Но у него была своя причина. «Я пришел в этот бизнес не для того, чтобы заработать как можно больше денег, — постоянно объяснял он. — Если бы меня волновала исключительно прибыль, я бы вообще не оказался в этой индустрии, а выбрал бы совсем другую сферу».
Конечно, Чарни хотел зарабатывать, но его главный ориентир был иным. Он заботился о тысячах своих сотрудников, предпочитая относиться к ним хорошо, предоставлять им медицинские и пенсионные программы, а не мучить их в потогонных цехах за границей (не только законная, но и абсолютно стандартная практика в индустрии моды).
Его волновала охрана окружающей среды. Его волновали политические вопросы. Его волновало творчество. По крайней мере, какое-то время. Именно поэтому Чарни — такая захватывающая и трагическая фигура. В течение многих лет его приверженность чему-то более высокому, нежели собственная выгода, фактически отвечала его интересам, делая его богатым, знаменитым и любимым. Рабочие приветствовали его, когда он проходил по этажам фабрики. Деловая пресса прославляла его как гения.
Что еще почитать:
Что было дальше?
Но со временем эта доброта прокисла, и на смену ей пришли эго, обиды, потребность в контроле, незаконные интрижки и отсутствие дисциплины. В итоге он не только потерпит крах и разрушит выстроенный им бизнес, но и станет одним из тех героев, которые живут достаточно долго, чтобы превратиться в злодеев.
Они, как и дисциплина, — своего рода судьба. Или проклятие. В любом случае они предрекают будущее. Они определяют, где мы окажемся… и кем мы тогда станем. Дисциплина порой ощущается ограничением: она словно говорит вам, чего вы не можете делать. Справедливость — это нечто иное. Это идеал, к которому нужно стремиться, нечто высшее, куда нужно целить. Своего рода Полярная звезда. Что-то, к чему можно тянуться. Что-то за горизонтом, устремляющее наш взгляд вверх, а не вниз. Она пробивается сквозь шум. Она решает дилеммы. Справедливость — самая ясная из всех кардинальных добродетелей, она указывает на север, обозначает, куда идти.
У греков было слово плеонексия — «самовозвеличивание», и они считали это худшим видом жизни. Мы можем сказать, что понятие справедливости, то есть добродетели (подразумевающее, что вы хороший человек, а не просто великий), тому противоположно. Одно ведет вас на север, другое — на юг, одно — вперед, другое — назад, вниз, в бездну.
Когда Чарни следовал своей совести, он совершал великие дела. Когда следовал своему низкому «я», перерождался в чудовище. Он потерял все — но что, если бы случилось иначе, что, если бы закон не пришел за ним? Он все равно остался бы проигравшим, потому что сбился с пути.
Так и с каждым из нас. Удастся ли нам стать совершенными? Всегда все делать правильно? Сомнительно. Мы будем терять ориентиры в жизни. Будем сбиваться с пути. Но когда мы теряемся, то можем направить взгляд на нужную точку в небе. Мы можем свериться с нашей совестью. Если следовать ей, мы придем туда, куда нужно.
Подготовлено по книге «Справедливость: решая, как поступить, ты определяешь свой путь».
Заказать: