Зеленый — один из любимых цветов человечества: он либо на втором месте после синего, либо на третьем после красного — в зависимости от того, какому опросу верить Жизнь на Земле существует благодаря фотосинтезу, зеленые насаждения полезны для нашего организма и для души. Мы запрограммированы на то, чтобы любить зеленый цвет. Впрочем, отношение к нему в культуре, политике и повседневной жизни бывает разным. Заглянули в книгу «Код цвета» и узнали много любопытного.
Бумажная книга Электронная книга
1. Зеленый и медицина
В 1914 году хирург из Сан-Франциско Гарри Шерман создал первую в мире зеленую операционную. Шерман пришел к выводу, что из-за бликов от белых стен, простыней и белых медицинских халатов труднее различить мельчайшие анатомические особенности пациентов. Он заявил, что цвет «зеленый шпинат» будет лучше сочетаться с кроваво-красным, и убедил руководство больницы Святого Луки позволить ему перекрасить в этот цвет стены, а также сменить цвет простыней и формы хирургов.

Идея Гарри Шермана о цвете «зеленый шпинат» несколько изменилась под влиянием консультанта по цвету Фабера Биррена. — Иллюстрация из книги
Примерно в то же время на Атлантическом побережье США архитектор Уильям Ладлоу сожалел о «белой стерильности» больничных интерьеров и выступал за использование «успокаивающего зеленого» и других естественных цветов. Вера в терапевтические свойства зеленого цвета достигла пика в 1930-е годы, когда консультант по цвету Фабер Биррен адаптировал «зеленый шпинат» Шермана, предложив более светлый и мягкий оттенок зеленого, «немного пассивный по свойству», чтобы врачам и медсестрам было легче сосредоточиться на работе. (Яркие цвета, как утверждал Биррен, «оттягивают внимание на окружающую обстановку».)
В наши дни больницы гораздо менее зеленые, чем были прежде. Костюмы хирургов часто бывают синего цвета — этот цвет снимает напряжение с глаз, что облегчает интерпретацию окровавленных органов пациента.
2. Необычный светофор
Единственный в мире перевернутый светофор расположен на холме Типперэри в городе Сиракьюс (штат Нью-Йорк). Зеленый «глаз» находится вверху, желтый — посередине, а красный — внизу, потому что некоторые американцы ирландского происхождения, возмущенные идеей, что «британский» красный вверху подразумевает превосходство над «ирландским» зеленым внизу, бросали камни в традиционный светофор, установленный в 1925 году. После трех лет вандализма городские власти наконец поменяли красный и зеленый сигналы местами.
3. Особая линия
В 1964 году командующий британской армией на Кипре генерал-майор Питер Янг взял тупой химический карандаш и начертил на карте зеленую линию, чтобы разделить остров между враждующими этническими общинами, которые недавно договорились о прекращении огня. Север был отдан киприотам-туркам, юг — киприотам-грекам, а буферная зона, которую нарисовал Янг, стала известна как «зеленая линия». Однако в 1974 году на Кипре вновь вспыхнула гражданская война, и даже «зеленая линия» не смогла ее предотвратить. «Зеленая линия» по-прежнему существует, она патрулируется войсками ООН, а ее протяженность составляет более 300 километров.
В апреле 1975 года в городе Бейрут появилась собственная «зеленая линия», скорее стихийная, чем установленная официально. С этой линией связано начало жестокой гражданской войны, длившейся 15 лет. «Зеленая линия» в основном проходила по улице Дамаск — от площади Мучеников на севере она тянулась примерно на восемь километров к югу, разделяя преимущественно христианский восточный Бейрут и мусульманский западный. Через этот барьер из земляных насыпей, мешков с песком, колючей проволоки, перевернутых автобусов снайперы с обеих сторон стреляли друг в друга. Несмотря на то что люди по-прежнему жили на этой улице и в окрестностях и даже могли пересекать ее на контрольно-пропускных пунктах (если они были готовы пойти на риск), улица вскоре стала зарастать кустами, травой и деревьями.
4. Шотландские свадьбы
На свадьбах в Шотландии традиционно нельзя было наряжаться в одежду зеленого цвета или использовать зеленый цвет в украшениях. В эту примету верили так сильно, что на стол никогда не подавали зеленые овощи. Существует поверье, что зеленый цвет как-то связан с феями (а они, как известно, могут навредить во время свадьбы), — не исключено, что старый английский стишок Married in green / Ashamed to be seen («Стыдно, если увидят невесту в зеленом») отсылает нас именно к этой ассоциации.
Читайте также:
5. Невезучий автомобиль
Цвет, который мы ассоциируем с животворящими свойствами природы, часто считается признаком неудачи. Так, американским инструкторам по вождению часто звонят потенциальные ученики, которые желают получить подтверждение того, что они не будут учиться на «невезучей» зеленой машине. Никаких доказательств того, что подобные вопросы задают о каком-то другом цвете, нет, как нет и никаких научных доказательств того, что зеленый или какой-либо другой цвет вызывает большее количество аварий (хотя в глобальном масштабе из 50 автомобилей только один будет зеленого цвета).
6. Синоним ревности
С легкой руки Уильяма Шекспира зеленый цвет стал синонимом ревности. Впервые Шекспир использовал этот образ в комедии «Венецианский купец» (1596), когда Порция говорит о «муках ревности зеленоглазой», затем вернулся к нему в трагедии
«Отелло» (1604), где Яго обращается к Отелло с такими словами: «Ревности остерегайтесь, / Зеленоглазой ведьмы, генерал, / Которая смеется над добычей». Откуда возникла эта ассоциация? Насколько мы можем судить, наиболее вероятным источником является воображение самого поэта.
Кстати, в Китае выражение «носить зеленую шляпу» означает, что девушка или жена мужчины изменила ему. Существуют разные версии появления этой фразы: одни говорят, что с мандаринского наречия ее можно перевести как «рогоносец»; другие считают эту фразу намеком на то, что проститутки когда-то носили одежду зеленого цвета. В 2015 году полиция Шэньчжэня предложила пешеходам, нарушившим ПДД, выбор: надеть зеленую шляпу или заплатить штраф 3 доллара. Каждый третий нарушитель предпочел заплатить штраф.
7. Проделки дьявола
Обычно мы ассоциируем сатану с красным цветом, однако в позднем Средневековье властелина ада часто изображали зеленым. В одной из частей алтарной композиции работы Михаэля Пахера — «Отец Церкви Августин и Сатана» (1471–1475) — дьявол окрашен в зеленый оттенок слизи и выглядит как прообраз зеленых инопланетян, ставших популярными в научной фантастике ХХ века. Как пишет Мишель Пастуро, зеленые дьяволы начали появляться в церквях Европы еще в XII веке. Возможно, антипатия к зеленому цвету объясняется еще и тем, что зеленый был цветом воинов ислама.

Дьявол в зеленом на створке «Алтаря отцов Церкви» работы Михаэля Пахера. — Иллюстрация из книги
Связь между зеленым цветом и дьяволом — один из мотивов «Рассказа Кармелита» в поэме Джефри Чосера «Кентерберийские рассказы». В этой истории судебный пристав встречает в лесу йомена («Был йомен тот наряден: весь в зеленом, / Верхом он ехал на коне холеном; / С ним лук и стрелы, шапка на макушке / Зеленая с коричневой опушкой») и заводит с ним милую беседу, во время которой йомен сначала признаётся, что «кормится» одним вымогательством, а потом говорит приставу: «Мой добрый друг, я вовсе не скрывал, / Что родом бес я, что пришел из ада, / Что мне туда вернуться вскоре надо, / Все недоимки на земле собрав». Многие существа — служители сатаны (драконы, ведьмы, василиски) часто изображались полностью или частично зелеными. В массовом сознании зеленый цвет стал прочно ассоциироваться с ведьмами после того, как Маргарет Хэмилтон сыграла Злую ведьму Запада в кинофильме «Волшебник страны Оз». В романе Баума ведьма белая.
По материалам книги «Код цвета»
Обложка поста — freepik.com
Заказать: