Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Скажи им, что собираешься сказать, а потом скажи, о чем ты им сказал». 3 секрета эффективных публичных выступлений
2 сентября 840 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Многие считают, что умение общаться и налаживать связи — это дар. Но говорить так, чтобы слушали другие, и понимать кого угодно — навык, которым может овладеть любой.

В книге «Как сказать» психотерапевт Мэтью Маккей, доктор психологии Марта Дэвис и писатель Патрик Фаннинг рассказывают, как это сделать. Делимся секретами эффективных публичных выступлений из книги.

Бумажная книга Электронная книга



Как сказать

Планирование речи

Спросите себя: «Каковы цель, тема и презентационный стиль моей речи?»

Цель

Речь обычно либо информирует, либо убеждает. Определив основную цель, сформулируйте ее одним предложением. Например у информационной речи про египетские пирамиды могла бы быть такая цель: «Рассказать об обожествлении фараона в египетской религии, о назначении пирамид и о фактах, связанных с их строительством».

Иногда лучше формулировать цель речи в контексте поведения. Что аудитория должна сделать после речи? Это особенно важно, если ваша цель — убедить ее сделать взнос, проголосовать за вашего кандидата или побыть волонтером. Для информационной речи это тоже полезно.

Например: «Моя речь поможет аудитории запомнить, что фараон был богом, что ему в пирамиду складывали все нужное для вечной жизни, а пирамиды строили с помощью длинных пандусов».

Тема

Обозначьте тему. В общих чертах: чем короче, тем лучше. Если не можете описать содержание одним предложением, вероятно, его надо сократить. Аудитория все не запомнит.

По данным исследований, среднестатистический слушатель может усвоить только один пункт и три подпункта. Все остальное вылетает из другого уха.

Короткая узконаправленная речь лучше длинной обо всем понемногу.

Стиль презентации

Цель и тема диктуют стиль презентации. Есть четыре стиля: экспромт (импровизация на ходу), без подготовки (вы писали речь, но не учили наизусть), выученная речь (вы читаете речь наизусть) и рукопись (вы читаете речь с листа).

Экспромт — лучший вариант, если хотите завоевать доверие аудитории. Этот стиль хорош, если вы идеально знаете тему, можете думать на ходу и не боитесь публичных выступлений.

Большинству лучше выбрать стиль без подготовки — вы можете спонтанно выбирать слова и фразы, что располагает к себе слушателей, но при этом опираться на четкий план.

Заученная речь часто звучит монотонно, этот вариант годится, только если вы не можете побороть страх сцены или материал для вас сложноват.

Речь с листа читают на официальных мероприятиях, например на политических и научных докладах, где точность формулировки важнее доверия аудитории.

Если вы читаете речь с листа или по памяти, обязательно поддерживайте зрительный контакт с аудиторией. При чтении сохраняйте неспешный темп, а поднимая глаза к слушателям, прикладывайте палец к строке, где остановились.

Организация речи

Есть хороший совет начинающим спикерам: «Скажи им, что собираешься сказать, скажи это, а потом скажи, о чем ты им сказал». У хорошей речи есть вступление, основная часть и заключение. А чтобы важную информацию запомнили, ее надо повторить по меньшей мере трижды.

Вступление

Вступление — ключевая часть вашей речи. Оно привлекает внимание аудитории, позволяет установить контакт, в нем вы задаете тон и настраиваете слушателей на определенную тему.

Качественное вступление соответствует рекомендации «Скажи им, что собираешься сказать».

Его лучше писать в последнюю очередь или по крайней мере перечитать, когда основная часть будет уже готова.

Основная часть

Главная мысль содержится в основной части. Ее следует организовать в соответствии с целью и темой.

Последовательная организация. Последовательная организация как нельзя лучше подходит для исторических материалов, например доклада о детском развитии или о том, как ваша группа добивалась создания нового парка. Вы начинаете с прошлого и последовательно двигаетесь к настоящему и будущему.

Используйте связки: «а потом», «далее», «после этого», «вслед за этим». Такая организация проста для восприятия и подходит для информационных речей.

Пространственная организация. Пространственная организация похожа на последовательную, но движется не во времени, а в пространстве.

Эта организация хороша для информационных речей на такие темы, как избирательные участки города, география Европы и рассказы о путешествиях. Она удобна для восприятия, а с картой и указкой внимание аудитории будет приковано к вам.

Структурно-функциональная организация. Организация по структуре и функциям нужна, когда вы описываете сложное устройство чего­-либо. Например, рассказ о том, как растет тыква, можно организовать структурно-функционально.

А вот что получится, если речь организована функционально­-структурно.

Разложив сложные темы на структуру и функции, можно найти оптимальный способ подачи материала.

Организация по темам. Иногда в одной речи нужно рассказать о двух-­трех вещах, не связанных друг с другом во времени и пространстве и разных по структуре и функциям. Тогда темы следует отделить друг от друга и уведомлять аудиторию об их смене.

Например, речь для отдела продаж можно разбить на три части: инвентаризация, новые цены, зарубежные рынки. Лекцию об экологии можно поделить на три темы: качество воды, захоронение отходов, законотворческая деятельность.

Когда информации мало и она проста для понимания, подойдет такая организация. Не путайте ее со списком аргументов или товаров, в такой форме их не воспримут.

Проблема и решение. Организация в стиле «проблема — решение» подойдет для речи, которой нужно убедить аудиторию. Вы детально описываете проблему, а затем предлагаете идеальное решение. Например, убедить всех в необходимости новой школы можно так.

Проблема: переполненные классы, длинные автобусные маршруты, плохая успеваемость.

Решение: если открыть еще одну школу, в классе будет меньше учащихся, дорога займет меньше времени, успеваемость повысится.

Причина и следствие. Здесь вы в любой последовательности описываете причину и следствие.

Если бы вы читали речь о миграции американцев на Запад в XIX в., логично было бы сначала описать причины.

  • Экономическая депрессия на Востоке
  • Закон «О бесплатном выделении поселенцам земельных участков»
  • Истощение сельскохозяйственных земель на Востоке
  • Приток мигрантов из Европы
  • Открытие золотых месторождений в Калифорнии

Далее можно переходить к последствиям.

  • Рост спроса на обозы и профессиональных проводников
  • Индейские войны
  • Основание новых штатов
  • Развитие железнодорожного сообщения

Как видите, некоторые последствия сами стали причинами. Это гибкий принцип организации: можно освещать только удобные факты, а неудобные замалчивать.

Заключение

В заключительной части речи вы подводите итоги сказанному. Если убеждали аудиторию в чем­-то, еще раз призовите ее к действию (проголосовать, написать письмо, сделать взнос, вызваться волонтером, поддержать кандидата).

Заключение — главная часть убеждающей речи.

В заключении должен быть понятный сигнал окончания речи. Нет ничего хуже, чем долгая пауза и неуверенные хлопки. В самом конце произнесите вывод, окончательное утверждение или иначе подведите итог, чтобы слушатели поняли, что можно аплодировать.

Стиль

Основное правило стиля — язык должен соответствовать аудитории, теме и поводу. Не стоит говорить заумно или снисходительно. Выражайтесь грамотно, общепринятым языком, а сленг и разговорные выражения оставьте для тостов на дружеских посиделках.

Публичное выступление имеет свою стилистику. Речь отличается от письма и разговора с другом тем, что слушатели должны запомнить ваши слова и не потерять нить рассуждений, ведь у них нет возможности переспросить вас и перечитать предыдущий абзац.

Базовые правила публичной речи: простые слова, короткие предложения, повторения, индикаторы и личные местоимения.

Простые слова

Не используйте длинные слова, если подойдут короткие. Самые короткие и знакомые слова языка сильнее всего по воздействию, понятнее и лучше запоминаются. «Сейчас», а не «в настоящее время», «большинство избирателей», а не «значительная часть электората».

Короткие предложения

Если до точки вам не хватает дыхания, значит, предложение слишком длинное. Используйте не больше одного придаточного предложения, иначе слушатели забудут начало до того, как вы доберетесь до конца. Длинные предложения разбейте на несколько коротких.

Пример грамматически правильного, но слишком длинного для устной речи предложения: «Чтобы повысить эффективность бизнеса, вы должны не только постоянно следить за ежедневным и еженедельным функционированием компании и денежным оборотом, но и планировать на недели, месяцы и даже годы вперед доходы и расходы, а также новые продукты».

Это предложение лучше разбить на несколько более доходчивых: «Непросто поддерживать эффективность бизнеса. Надо решать много задач одновременно. Вы должны ежедневно следить за всеми операциями. Отслеживать еженедельно денежный поток. В то же время надо планировать будущие доходы и расходы. А еще заниматься разработкой новых продуктов».

Повторение

Слушатели усваивают примерно треть материала. Поэтому важные тезисы надо повторять минимум трижды. Можно повторять слово в слово, в речи это нормально, неуместно только в литературе.

Повторяйте не только дословно, иногда перефразируйте. Разбавьте ключевые идеи новыми терминами. Это помогает аудитории мысленно подытоживать услышанное, а тем, кто медленно усваивает информацию на слух, — не потерять нить рассуждений.

Индикаторы

Индикаторы — переходные слова и фразы, извещающие слушателей о смене темы или напоминающие о ней. Это вербальный эквивалент названия главы и красной строки в печатном тексте.

Индикаторы бывают очевидными, что всегда лучше, и скрытыми:

  • «А теперь мы переходим к…»
  • «Третье, что я хотел сказать, это…»
  • «С другой стороны…»
  • «Смотрите, вот где начинаются сложности…»
  • «Первое… Второе… Третье…»
  • «В заключение…»
  • «Хочу резюмировать…»
  • «Другой пример проблемы…»

Личные местоимения

Говорите о себе — «я», «меня», обращайтесь к аудитории «вы», сообщество и людей вообще называйте «мы», «нас». Используйте личные местоимения при любой возможности, это помогает завоевать доверие аудитории и во многих случаях проясняет ваше мнение.

Посмотрите, как витиеватое и туманное утверждение оживает и становится понятнее.

Безличное: «Считается, что единственный способ обеспечить выполнение удаленной работы в срок — установка таймера для всего персонала. Но есть вероятность, что сотрудники и без этого будут честно работать положенное время».

Личное: «Я слышал, что якобы удаленную работу сдадут в срок только с таймером. Но я думаю, людям надо верить».

Упражнение

Выберите тему, в которой хорошо ориентируетесь. Это могут быть ваше хобби, работа, школьный предмет — все, что вы хорошо знаете.

Представьте свою аудиторию и повод, по которому вас попросили прочитать речь. Исходя из этого сформулируйте цель в одном предложении.

Напишите план речи с вступлением, основной частью и заключением. Организуйте его одним из способов. Добавьте примеры, цитаты, факты и цифры, где это нужно. План должен уместиться в одну­-две страницы.

Представьте, как читаете речь, и внесите необходимые правки.

По материалам книги «Как сказать».

Обложка статьи отсюда.

Где купить:

МИФ OZON

Читай-город WB

Похожие статьи