Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как стать неотвлекаемым: практическое руководство
7 октября

Госпожа Метафора
Госпожа Метафора

Представьте, что у вас есть кнопка, включающая особый режим жизни. В нем вы временно становитесь невидимым для окружающего мира — с его звонками, оповещениями, новостями, рабочими совещаниями, котиками и печеньками. Ваш собственный надоедливый внутренний монолог смолкает. В наступившей тишине и пустоте вы отчетливо видите и осознаете ваши цели. Вы спокойны и уверенны. Вы — неотвлекаемы. Журналист и предприниматель Нир Эяль, написавший книгу «Неотвлекаемые», утверждает, что может показать, где у вас такая кнопка.

Эту статью написала ученица первого потока курса «Текст как инструмент» Ирина Милтон. Второй поток стартует 10 октября. Будем учиться писать искренние и живые тексты: от соцсетей до книг. Приходите. Как всегда, про промокоду BLOG — скидка 30%.


Ирина Милтон

Модель

Модель Эяля прекрасна и гармонична в своей простоте, как ньютоновская механика. Вот так она выглядит:

Маленькая, но отважная красная точка в центре — это вы. Где-то справа — ваша цель, туда следует стремиться. Всякая активность, приближающая вас к цели, является вовлекатором (tractor), всякая другая — отвлекатором (distractor).

Заметьте, третьего не дано, идеально вы всегда должны быть заняты только тем, что приближает вас к цели.

Вокруг вас и в вашей голове постоянно случаются события, побуждающие вас что-то делать. Такие события называются триггерами, внешними и внутренними. Реакцией на триггер может быть действие-отвлекатор или действие-вовлекатор. Для скорейшего достижения цели нужно нейтрализовать триггеры отвлекаторов и культивировать триггеры вовлекаторов. Вовлекаторы осознанно планировать, отвлекаторам не давать шансов. Разберемся подробней.

Внутренние триггеры

Человеком, говорит Эяль, управляют две силы: скука и страх. Тут ничего не поделаешь, такими нас сделала эволюция. Всех спокойных и жизнерадостных съели по дороге. Выжили и оставили потомство невротики-пессимисты: те, кто вечно был настороже, от каждого куста ожидал, что за ним притаился тигр, знал, что все приятное длится недолго, и готовиться нужно к худшему.

И вот везунчики-потомки (мы) вместе с миром унаследовали их «лучшие» качества: мы вечно недовольны, ждем плохого, а когда дождемся, поселяем его в голове навсегда. То есть мы испытываем непрерывный дискомфорт, а все, что мы делаем — пытаемся от этого дискомфорта убежать. Как только нам становится скучно или тревожно, мы тянемся туда, где ненадолго будет хорошо — туда, где сплетни, много дешевого развлекательного контента или дешевой калорийной еды.

Самый полезный совет Эяля в этой части книги: постараться отрефлексировать свои внутренние триггеры. Необходимо поймать момент непосредственно перед тем, как вы сорвались с места и отправились на кухню сделать бутербродик: что вы чувствуете? Возможно, презентация, которую вы начали было создавать, навела на тревожные мысли о предстоящем публичном выступлении?

Если научиться ловить этот момент, первое физическое ощущение, когда становится чуть труднее дышать или пересыхает во рту, есть шанс остановиться и не убегать от дискомфорта. А сделать глубокий вздох, пережить момент и вернуться к презентации. При определенном навыке саморефлексии можно научиться перехватывать инициативу у нервного пещерного предка, который включает по любому поводу «бей или беги».

Внешние триггеры

С внешними триггерами все ясно: звонки, оповещения, дети и коллеги, подмигивающие с календаря напоминания о запланированных событиях, веселые картинки из новостной ленты. В этой части книги больше всего практических советов. Вот моя первая пятерка:

  • разберитесь с оповещениями многочисленных приложений, в телефоне и не только, и оставьте только те, которые действительно необходимо услышать и увидеть немедленно и в любой ситуации
  • настройте режим «Не беспокоить» («Do Not Disturb») на телефоне. Например, можно добавить действие «отменить входящий звонок и послать сообщение», сообщение можно в свою очередь изменить, добавив обещание перезвонить, когда освободитесь
  • если имейл не требует немедленного ответа, отправляйте с отложенной отсылкой
  • договоритесь с коллегами и домашними об условных сигналах, указывающих на то, что вы в режиме «неотвлекаемого». Некоторые используют принцип светофора: во время работы кладут на стол зеленую, желтую или красную карточку, обозначая готовность или нежелание в данный момент отвлекаться на разговоры
  • отказывайтесь от участия в рабочих совещаниях, для которых не была заранее представлена и согласована повестка

Кстати, внешние триггеры (да и внутренние) — это не обязательно плохо. Если триггер побуждает к действию-вовлекатору, то это «хороший» триггер. Важно осознанно управлять триггерами и не давать им управлять собой.

Приближатoры

«Ты не можешь сказать, что тебя отвлекают, если ты не можешь сказать, от чего тебя отвлекают». В этой главе Эяль предлагает читателю определиться с целями и ценностями. Его вариант — хорошо знакомая триада: ты сам, твои родные и близкие, твоя работа — именно в такой последовательности приоритетов. Но у читателя, разумеется, цели и ценности могут быть иными. Дальше — просто: аккуратно и методично выделить в календаре блоки времени для каждой значимой сферы и последовательно придерживаться этого расписания, иногда пересматривая его и подправляя.

Эяль, например, заносит в календарь и свидания с женой, и время на игру с ребенком. Иначе, говорит он, время на ваших близких будет выделяться по остаточному принципу, а они заслуживают большего.

Отвлекаторы

Но даже если все-все сделать правильно, хакнуть внутренние триггеры, настроить внешние, определиться с целями и ценностями и выделить на них время, этого оказывается недостаточно. Отвлекаторы манят, соблазняют, сбивают с пути.

Эяль предлагает несколько стратегий:

  • договор о дополнительных усилиях: я позволю себе отвлечься на запретное действие, но для этого придется преодолеть дополнительные трудности. Кто-то запирает в сейф печеньки, кто-то — джойстик. Кто-то иконку любимой соцсети прячет подальше с рабочего стола. Маленькое, казалось бы, дополнительное усилие вполне может перевесить одномоментный порыв
  • договор о цене: любое отступление от намеченного плана оплачивается буквально деньгами. Самый простой пример — абонемент в спортзал на год вперед. Можно не ходить, но деньги окажутся выброшенными на ветер
  • договор об идентичности. Сказать «Я вегетарианец» — не то же самое, что сказать «Я не ем мяса». Первое — это принятие некоторой идентичности, второе — «сейчас не ем» («а сейчас ем»).
«Станьте существительным!» — предлагает автор.

Вывод

Для меня проблемы с моделью Эяля начинаются примерно там же, где и проблемы с ньютоновской механикой: с задачи трех тел. Взаимодействие двух физических тел рассчитать несложно, но стоит добавить третье — и сложность математики немедленно вырастает настолько, что в общем случае становится неразрешимой. Если у вас есть две большие цели, скажем, успешно закончить проект на работе и поддерживать крепкие отношения в семье, то списком дел можно еще довольно легко жонглировать. Но стоит добавить к этому, скажем, цель покорить Килиманджаро, как расписание становится опасно пестрым, компромиссы — опасно частыми, а планирование занимает все больше времени.

Кроме того, модель страдает от недостатка того, что Насим Талеб назвал «антихрупкостью» — способности быстро и успешно адаптироваться к внезапно изменившимся обстоятельствам.

Тем не менее, «Неотвлекаемые» вполне заслуживает своего звания бестселлера. Три кита системы Эяля — Осознанность, Саморефлексия, Планирование — и нет сомнения, что никому не будут лишними несколько уроков по всем трем дисциплинам. Книга понятно написана, хорошо структурирована, в ней много практических полезных советов. Воспользуетесь ли вы лишь некоторыми из них или полностью обратитесь в рыцаря ордена Неотвлекаемых — решать вам.

P.S. Второй поток курса «Текст как инструмент» стартует 10 октября.

Похожие статьи