Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Курсы
«Рано или поздно вы увидите свое имя на экране». Интервью со сценаристом Марией Огневой
29 августа 535 просмотров

Мария Русакова
Мария Русакова

Кинорежиссер и продюсер Альфред Хичкок как-то сказал: «Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий». Решили выяснить, в чем же заключается великая сила сценарного искусства. Узнали у сценариста, драматурга, редактора и креативного продюсера НМГ-Студии Марии Огневой, как рассказывать истории средствами кино.

Зовем на курс, где освоим правила киноделов для креатива, бизнеса и жизни. Освоим базу, которая пригодится где угодно: чтобы снять ролик для YouTube, сделать крутой сторителлинг, игру в онлайн-курсе. Промокод BLOG даст приятную скидку — 30%.

 

— Как вы стали сценаристом? Расскажите о своем творческом пути.

— Мой путь был довольно долгим. Я училась в нескольких вузах, связанных с театром и кино. Когда я поступила на сценарный факультет в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, неожиданно начала писать театральные пьесы. Мой мастер даже ревновал, что вместо сценарных этюдов я пишу пьесы, но в итоге это помогло мне стать сценаристом и я пришла в кино через театр и драматургические конкурсы. Благодаря им я попала в авторскую комнату в Москве и постепенно начала работать сценаристом. Но в целом путь сценариста может быть разным: кто-то приходит из журналистики, кто-то из прозы, юриспруденции или IT.

Фото из личного архива Марии Огневой

— Как сценарное мастерство помогает развивать креативное мышление и решать нестандартные задачи?

— Мы учимся придумывать несколько вариантов развития событий или решений сцен — важно искать не первую попавшуюся идею, а более оригинальную. Часто первое, что приходит в голову, — это шаблон, стандартная ситуация. А нам нужно мыслить нестандартно и придумывать что-то новое.

— В каких отраслях, кроме кино и театра, могут быть востребованы сценарные навыки?

— Умение мыслить сценарно и драматургически полезно не только в кино и театре. Сторителлинг важен в рекламе, маркетинге или, например, когда вы хотите грамотно подать себя и свой бизнес. Даже если вы не планируете становиться сценаристом, навыки, полученные на курсах, могут пригодиться. Еще это важно для прозаиков, которым часто сложно придумывать сюжеты, а сценарное мастерство как раз про структуру и выстраивание сюжетных линий.

— Как работает сценарист? Как выглядит его типичный рабочий день?

— Типичный рабочий день сценариста выглядит просто: вы просыпаетесь, садитесь за компьютер и работаете. Иногда тяжело вздыхаете, встаете, пьете водичку, а потом снова садитесь за работу. Это может показаться скучным, именно поэтому никаких реалити-шоу про сценаристов вы не увидите. А пока сценарист «просто сидит», придумываются миры, судьбы и персонажи.

Кроме работы над сценарием, есть встречи с продюсерами, редакторами, обсуждение новых проектов. Если вы работаете в «авторской комнате», то регулярно встречаетесь с командой. Приключений в жизни сценариста немного, все они происходят с его персонажами.

Фото из личного архива Марии Огневой

— Какой из написанных вами сценариев стал для вас самым сложным, и почему?

— Самое сложное для меня было смириться с тем, что не все проекты, которые ты пишешь или даже заканчиваешь, в итоге будут сняты. Многие сериалы или фильмы замораживаются или закрываются, даже если они уже на этапе съемок. Для сценариста это всегда сложно, ведь ты проводишь много времени с этой историей, а потом прощаешься с ней навсегда. Это одна из суровых реальностей работы сценариста, к которой нужно быть готовым.

— Насколько важно для сценариста постоянно обучаться и обновлять свои знания?

— Мне кажется, это важно независимо от профессии. Сценарист должен пробовать разные жанры и форматы, обучаться новому или хорошо забытому старому. Даже если вы прошли базовый курс по сценарному мастерству, это не значит, что вы знаете все. Важно продолжать учиться, изучать диалоги, структуры, читать как зарубежные, так и отечественные книги по сценарному мастерству. Без этого вы можете остаться на месте, а другие вас обойдут. Вы же этого не хотите?

— Как сотрудничество с режиссерами и продюсерами влияет на вашу работу как сценариста? Как меняется задумка в процессе диалога с продюсерами/режиссерами? Как вы на это реагируете?

— Кино — это командная работа, в которой участвуют десятки или даже тысячи (если мы говорим про блокбастеры) человек. Поэтому, конечно, нужно уметь общаться с режиссерами и продюсерами, которые принимают решения. Сценарий может сильно измениться в процессе, и к этому нужно быть готовым.

Помните, что ваша работа важна. Это первый шаг большого марафона.

Не стоит ожидать, что все ваши слова останутся в готовом фильме. Это нормально, что сценарий меняется в процессе работы, и важно помнить, что без вас этого проекта бы не было (но и без остальных участников тоже).

На самом деле это очень сложная тема, этому мало обучают в киновузах. К сожалению, приходится испытывать все это уже в реальности: через какие-то ошибки, ссоры с продюсерами или с режиссерами, через самокритику. Я мечтаю, чтобы кто-то из классных сценаристов придумал какой-то курс по психологии сценариста, где рассказал о взаимодействии с продюсерами и режиссерами. Работать с творческими людьми бывает очень сложно. Но, мне кажется, самое главное — это помнить о том, что у вас общая цель — сделать классную историю, сделать классный фильм или классный сериал. Если все участники процесса будут об этом помнить, то проблем и споров будет меньше.

Фото из личного архива Марии Огневой

— Как вы определяете успешный сценарий? Какие критерии для этого важны? Как его определяют продюсеры?

— Оценка сценария субъективна. Один продюсер может считать его гениальным, другой — унылым. Важно понимать, что сценарий — это только первый шаг на пути к фильму.

Лично я — как редактор и креативный продюсер — обращаю внимание на диалоги, развитие конфликтов и структуру истории. Одинаково или по-разному говорят герои? Понятны ли персонажи? Как строится сюжет? Если сценарий читается до конца и вызывает интерес, это уже хороший знак. Ключевые аспекты — это структура, развитие конфликта, персонажи и реалистичные диалоги.

— Как сценаристу справляться с критикой и обратной связью?

— Это сложный вопрос. Этому невозможно научиться. Все приходит с опытом. Ни один сценарий в мире не был куплен и снят в его первоначальном виде. Сценарий переписывается много раз, и это нормально. Иногда изменения необходимы для снижения бюджета или из-за мнения продюсеров и режиссеров. Вы можете спорить, не соглашаться, но важно быть готовым к критике. Если вы не готовы, возможно, вам стоит рассмотреть смежные профессии, например, театральную драматургию, где вмешательства со стороны заказчика меньше.

— Насколько важен личный опыт и жизненные наблюдения для создания правдоподобных сюжетов?

— Личный опыт очень важен для сценариста. Именно поэтому мастера киновузов предпочитают студентов постарше, с жизненным опытом. То есть довольно редко бывшие школьники после 11 класса сразу же с легкостью поступают на сценарное мастерство или на режиссуру, — мастерам важен ваш личный опыт.

Важно проживать яркую, насыщенную жизнь, наблюдать за окружающим миром, знакомиться с людьми, путешествовать. Формируйте свою наблюдательность. Вы можете подслушать какой-то интересный разговор, из которого родится персонаж или сюжет. Вы можете поговорить с другом или близким, и он вам тоже что-то подскажет.

Главное — не пытаться все, что было в вашей жизни, без обработки переносить в сценарий. Реальные события могут стать отправной точкой, но сюжет нужно строить по законам драматургии, а не реальной жизни.

— Какой совет вы бы дали начинающим сценаристам, стремящимся развить свои навыки и найти свое место в индустрии?

— Пишите как можно больше: короткие метры, заявки, пилоты сериалов, полные метры. Не зависайте на одном проекте.

Лучше иметь 10 несовершенных сценариев, чем один идеальный, который никому не пригодится.

Ваше портфолио должно быть разножанровым и разноформатным, чтобы вы могли показать его продюсеру, когда придет время. Не теряйте веру в себя, осознавайте свои слабые стороны и работайте над ними. Путь сценариста долгий и трудный, но если вы талантливы, упорны и постоянно совершенствуетесь, рано или поздно вы увидите свое имя на экране.

 

На обложке поста — фото из личного архива Марии Огневой

Рубрика
Курсы
Похожие статьи