В МИФе выходит классическое руководство по работе с жизненным сценарием на основе гештальттерапии и транзактного анализа. Бестселлер, который освободит от оков негативного мышления и научит адекватно реагировать на любые жизненные обстоятельства. Действовать из позиции своего Взрослого Я. Быть спонтанными, осознанными, способными к подлинной близости с другими.
Принесли три небольшие практики из книги «Рожденные побеждать», чтобы уже сегодня погрузиться в теорию личности и межличностных отношений.
Бумажная книга Электронная книга
Победитель и неудачник
Каждый человек уникален, второго такого нет. И каждый рождается победителем. При этом все мы ощущаем мир по-разному: по-своему видим и слышим, чувствуем прикосновение и вкус, мыслим. Все люди наделены уникальным потенциалом, индивидуальными талантами и ограничениями. Стать значимыми, думающими, осознающими, творческими могут все; эффективность и качества победителя заложены в каждом.
«Победитель» и «неудачник» — многозначные слова. Называя кого-то победителем, мы не всегда подразумеваем, что есть и проигравший. Победитель — человек, вызывающий доверие, восприимчивый, искренний, естественный в отношениях с собой и окружающими. В этом смысле неудачник всего лишь менее аутентичен.
Мартин Бубер проводит это различие, рассказывая притчу о раввине, которого на смертном одре спрашивают, готов ли он перейти в мир иной. Тот отвечает: «Да, готов», ведь на небесах его не спросят «Почему ты не был Моисеем?». Его лишь спросят: «Почему ты не был собой?».
Не бывает стопроцентных победителей и стопроцентных неудачников. В какой-то мере все мы принадлежим к первой или второй категории. Но, ступив на тропу победителя, человек уже вряд ли начнет движение в обратную сторону. В этой книге вы найдете все, что поможет на этом пути.
Два метода психотерапии
Человек, который хочет обнаружить в себе черты неудачника и развить качества победителя, данные ему от рождения, может прибегнуть к экспериментам из гештальтпсихологии и транзактного анализа. Первый метод обрел новую жизнь благодаря врачу Фредерику Перлзу; второй разработал доктор Эрик Берн.
Цель гештальттерапии — помочь людям обрести целостность, осознать, признать, вернуть и интегрировать свои разрозненные части. Интеграция помогает перейти от зависимости к самодостаточности, от авторитарной внешней опоры к аутентичной внутренней, полагаться на себя.
Самоощущение такого человека не зависит от внешних факторов: наличия супруга, дипломов, престижной работы, психотерапевта, счета в банке. Перлз обнаруживает, что все необходимое внутри и можно полагаться на эти ресурсы. Согласно ученому, человек, отказывающийся полагаться на внутреннюю опору, — невротик.
В гештальттерапии используются ролевая игра, гиперболизация поведенческих симптомов, фантазирование, принцип пребывания в моменте и ощущение «здесь и сейчас», употребляются «я-конструкции» вместо безличных предложений, чтобы взять на себя ответственность за свое поведение и научиться вовлеченному общению в противовес одностороннему; практика осознанности к органам чувств и обучение «проживанию эмоций» с последующими их осознанием и интеграцией.
Транзактный анализ — полезный инструмент не только для тех, кто проходит психотерапию; он позволяет взглянуть на человеческое поведение с интересного угла и прийти к открытиям, которые будут понятны и полезны большинству людей. В ТА применяется простой, прямолинейный и даже разговорный язык в противовес научному и психологическим жаргонизмам. Например, части личности — или состояния эго — называются Родитель, Взрослый и Ребенок.
Транзактный анализ — рациональный подход к пониманию поведения, основанный на предположении, что люди могут научиться себе доверять, мыслить независимо, принимать самостоятельные решения и выражать свои чувства. Принципы ТА можно применять в профессиональной деятельности, семье, обучении, общении с окружающими — везде, где люди взаимодействуют друг с другом.
Эксперименты
1. Список качеств
Просмотрите список качеств. Поставьте галочки рядом с теми, которые соответствуют вашему самоощущению, и крестики рядом с теми, которые не соответствуют. Поставьте знак вопроса, если сомневаетесь.
Теперь взгляните на качества, которые вы отметили. Можете ли вы проследить закономерность? Каких качеств больше: победителя, неудачника или и тех и других поровну? Какие качества вы хотели бы в себе изменить? Читайте книгу и время от времени возвращайтесь к этому списку. Обращайте внимание на качества, которые вы отметили, и меняйте то, что решите изменить.
2. Ось победителя — неудачника
Найдите свое место на этой оси в зависимости от самоощущения, жизненных достижений и взаимоотношений с людьми. Представьте, что на одном конце оси — полный провал, а на другом — абсолютный успех.
Довольны ли вы своим местом на оси координат? Если нет, что бы вам хотелось изменить?
3. Проигрывание внутреннего диалога по ролям
Когда в следующий раз не сможете уснуть, сосредоточиться или внимательно слушать собеседника из-за внутреннего диалога в голове, прислушайтесь к этим голосам. Слушайте внимательно. Кто говорит? Разговариваете ли вы с конкретным человеком?
Поговорите со своим воображаемым собеседником лицом к лицу. Поставьте друг напротив друга два стула. Используя метод ролевой игры Перлза, повторите диалог вслух по ролям. При этом пересаживайтесь со стула на стул. Постарайтесь привести диалог к завершению.
По материалам книги «Рожденные побеждать»
Обложка поста — freepik.com
Купить: