Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Курсы
Нос в потолок врос. Разбираем волшебные сказки с фольклористом Александрой Барковой
6 июля 999 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Баба-яга как нечаянный помощник, избушка-портал в потусторонний мир и запреты, что всегда нарушаются. Филолог и фольклорист Владимир Пропп известен во всем мире: он понял, как устроены сказки, и предвосхитил идеи Кэмпбелла, которые перекочевали в тысячи фильмов, игр, книг. Но с непривычки это чтение может показаться непростым. Вот почему мы пригласили еще одного ученого — и блистательного оратора! — Александру Баркову. И попросили ее разобрать фундаментальный труд «Исторические корни волшебной сказки».

На этом лектории вы откроете истинный смысл знакомых историй. Лучше узнаете культуру и обычаи предков. Приобщитесь к великому.

Приятный бонус: с промокодом BLOG цена на обучение будет ниже на 30%.



Посмотреть программу →

Формула сказки

У сказки есть постоянные величины — функции действующих лиц, всего их 31. Их повторяемость поразительна: к примеру, и баба-яга, и Морозко, и медведь, и леший, и даже кобылячья голова испытывают и награждают падчерицу. Другие персонажи, как бы они ни были разнообразны, часто делают одно и то же.

У каждой из функций есть условный знак. Хотите удивить друзей? Пришлите им скрин этой формулы — вряд ли они угадают, что здесь зашифровано.

А ведь это известная сказка «Гуси-лебеди»! На основные элементы можно разложить любые сказки и тем самым определить их отношение друг к другу. А затем использовать это для создания текстов, брендов, произведений искусства, психологических разборов — мощные знания.

Напоила-накормила

Когда герой попадает к Бабе-яге, она выспрашивает у него цель поездки: «Дело пытаешь или от дела летаешь?» Мы ожидаем, что гость даст ответ. Но — неожиданный поворот — он требует поесть. «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми». И что самое необычное, яга при таком ответе смиряется: «Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила». Почему так?

Дело в том, что Иван стремится пробраться в царство мертвых. А для этого нужна особая еда. Требуя ее, герой показывает, что не боится этой пищи.

Здесь есть связь с культурами и других народов. Так, в египетском заупокойном культе мумиями прежде всего «предлагали» еду и питье. Считалось, что это отверзает уста умершего. В североамериканских сказаниях старая женщина предупреждает людей, чтобы они не ели того, что им даст Комокоа (хозяин воды), иначе они никогда не вернутся на верхний свет.

Запрет стричь волосы

«В этот чулан не моги заглядывать». «Береги братца, не ходи со двора». «Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи». Обращение к герою с запретом — одна из функций сказки. Правда, один запрет — стричь волосы — обычно не высказан прямо, но тоже важен. Как его объяснить?

Оказывается, волосы считались местонахождением души или магической силы. Потерять волосы означало потерять силу.

Еще волосы придавали девушке особую привлекательность. Вспомните Рапунцель, героиню грузинской сказки «Иадон и Соловей» или нашу Василису. «Никуда она из терема не ходила, вольным воздухом царевна не дышала; много у ней и нарядов цветных, и каменьев дорогих, но царевна скучала: душно ей в тереме, в тягость покрывало! Волосы ее густые, златошелковые, не покрытые ничем, в косу связанные, упадали до пят, и царевну Василису стали величать: золотая коса, непокрытая краса».

Лекции Барковой? Иду!

Когда мы в МИФе обсуждаем новые курсы с Александрой Барковой, почти у всех готов автоответ: «Иду!» Александра Леонидовна — исследовательница мифологии и фольклора, кандидат филологических наук, автор книг «Славянские мифы», «Зельеварение на Руси» и соавтор книги «Славянские мифы для детей».

Ее выступления — яркие, образные, с юмором — одинаково интересны и тем, кто увлечен филологией и мифами, и тем, кто просто зашел послушать (но не смог оторваться).

Нас и в этот раз ждет мно-о-ого интересного. Например:

  • Пропп пишет, что волшебная сказка происходит из обряда инициации. Что это за обряд?
  • Почему у избушки — курьи ножки? Какие еще ритуальные строения сооружались подобным образом?
  • Различия «мужского» и «женского» типа сказок
  • Формы переправы в потусторонний мир
  • Почему главный монстр в мифологии — змей?
  • Волшебные помощники в сказке и шаманской практике
  • Формы представлений о душе. Как эти представления отражаются в сказке, мифе и шаманской практике

Монументальный труд Проппа поражает и восхищает огромным количеством культурных пластов. Каждая страница увлекает все дальше в лабиринт сказочного многообразия. Обсуждение этой книги — да еще с опытным проводником — интеллектуальное удовольствие высшего порядка.

По материалам лектория «Расшифровка волшебных сказок»

Обложка поста — freepik.com

Рубрика
Курсы
Похожие статьи