Загадочный плохой парень встречает девушку, которая не осознает своей красоты, а потом они оба оказываются в любовном треугольнике. В этом предложении мы собрали сразу несколько сюжетных штампов из книг Young Adult. Как автору современной прозы научиться их замечать и не попадаться в ловушку?
Об этом на вебинаре курса «До встречи в книжном» рассказала писательница, литературный редактор и преподаватель creative writing Саша Степанова. Делимся фрагментом встречи.
Сюжетные штампы
Сюжетный штамп — это распространенный сюжетный ход, повторяемый настолько часто, что уже перестал вызывать интерес. Каждый из таких ходов когда-то был использован впервые и пользовался популярностью, но от количества повторений стал, скорее, поводом для шуток.
Важно разделять штампы и архетипы. Потому что не всякое повторение будет сюжетным штампом. Есть, например, такая вещь, как Путь героя. На протяжении своего пути герой неизбежно проходит определенные этапы. Он слышит зов странствий, делает шаг за порог. встречает наставника. И, кстати, это не обязательно физическое путешествие. Герой может не перемещаться в пространстве. Так вот: это не штамп, это архетипический нарратив. Но в рамках этого нарратива все может происходить по-разному. Как герой встречает наставника? Что он делает дальше? Какие решения он принимает? Именно здесь гнездятся сюжетные штампы.
Слайд из презентации эксперта. Если хотите посмотреть полную версию и прослушать вебинар, записывайтесь (это бесплатно)
Литература для молодых взрослых сильно клиширована. Назовем штампы, которые особенно распространены.
Во-первых, это непонятный пролог. Многие Young Adult-книги начинаются с мутного вступления, где говорится о том, что будет в середине книги. Или описывается видение героя, его сон. Либо далекое прошлое, которое нам пока непонятно и только запутывает. Если убрать этот пролог, сюжет ничего не потеряет, но почему-то он есть, все находится в тумане.
Еще один штамп — это любовные треугольники. От них никуда не деться, потому что они попадают в запрос целевой аудитории, за этим интересно наблюдать.
Далее назовем отрицание своей красоты. Когда героиня, которую автор описывает как прекрасную девушку с высокой грудью, широко распахнутыми глазами и острыми скулами, уверена, что уродлива. Так она считает ровно до тех пор, пока в нее не влюбляется следующий герой наших штампов: задумчивый плохой парень, идеальный высокий брюнет. Героиня просто не может не полюбить человека с изъяном! А еще у него трагическое прошлое, в котором есть страшная тайна.
Иногда в жилах героини или героя течет королевская кровь. Это тоже штамп. Еще часто обнаруживаются скрытые способности: когда обычная героиня, обычный герой вдруг видят в себе магические задатки.
Дальше — проблемы с родителями. Литература для молодых взрослых буквально испещрена могилами погибших (чаще всего — в автокатастрофе) родителей. С одной стороны, понятно: очень хочется «убить» родителей главного героя, потому что они мешают. А если родителям повезло и они живы, то они, скорее всего, абьюзеры и грубияны. Либо герой и героиня живут с приемными родителями.
Ну и, конечно, избранные.
Как не попасть в ловушку?
Есть чудесная цитата Мариам Петросян: «Невозможно постоянно обыгрывать одни и те же сюжеты. Время от времени сценарий требует изменений». Давайте разбираться, как это сделать.
1. Наполнить штамп конкретикой и своим опытом
Как мы уже выяснили, штамп лишен индивидуальности, а значит, мы можем «наполнить» его конкретикой, уникальными деталями, присущими только нашей истории (обратиться к собственному опыту).
В качестве примера посмотрим на «Колдуна с Неглинки»: здесь есть штамп некоего избранного, когда молодой человек попадает в служение к условной Бабе-яге и узнает, что он колдун. Что я с этим делала? Во-первых, я сделала героя сомневающимся, сопротивляющимся. Он до последнего не хочет в этом участвовать, но вынужден, и он идет и делает. Плюс он оказывается в роли слуги, он не герой, он как бы наемный рабочий. Плюс он не избранный-избранный, он один из себе подобных. А еще через избранность он открывает в себе интерес к окружающим людям и желание им помогать. То есть люди находятся в беде, а у него есть возможность это исправить, тут появляется тема служения. Герой поневоле — это другое измерение штампа.
Эксперт вебинара Саша Степанова
А в чем здесь обращение к собственному опыту? В том, что вопросы, которые герой задает себе, — это мои вопросы. В чем смысл происходящего? Для чего я здесь? Я смотрю не в себя, а начинаю смотреть вовне и делаю выбор между тем, что я хочу, и тем, что надо. В пользу того, что надо. Тем самым отвечаю на вопросы читателей, которых волнует то же, что и меня.
2. Метафоризировать штамп
Штамп не вызывает в воображении никакого образа, значит, мы можем метафоризировать его.
Пример: любовный треугольник повторяется не только в отношениях героев, но и во всем, что их окружает. Три города, в которых происходят встречи, три попытки героини что-то с этим сделать, три вопроса, которые она задает сама себе. Тройственность, которая будет прослеживаться на протяжении всего текста, не нивелирует штамп, она не делает его менее штампом, но придает дополнительный слой роману.
3. Обмануть ожидания читателя
Штамп предсказуем, а значит, мы можем обмануть ожидания читателя: герой и героиня ненавидят друг друга и… не влюбляются в финале.
4. Высмеять штамп
Наконец, штамп можно высмеять: избранная спасает мир, а потом сама же его рушит. Подходит не для всех жанров. Если вы пишете что-то не вполне серьезное, то точно можете себе позволить этот прием.
Практика. Избранный и маг
Возьмем следующий сюжет: герой (или героиня) неважно учится в институте, ничего особенного из себя не представляет, но однажды вечером в баре встречает таинственного мага, и тот говорит: «Только ты можешь помочь!» А теперь придумайте и напишите непредсказуемый вариант развития истории.
Вот несколько примеров от участников вебинара:
- герой соглашается и делает все по инструкции, но ничего не происходит — маг ошибся, выбрал не того;
- неожиданная просьба: маг просит героя научить его вести соцсети;
- герой просит мага сначала помочь ему с сессией;
- маг просит у героини 200 рублей на маршрутку, она жертвует 200 рублей, он забирает деньги и исчезает, в следующий раз ситуация повторяется, потом еще раз.
Хотите узнать, как писать оригинально, ярко и без штампов? Ждем вас в зимнем лагере «Пишут все!», где Саша Степанова будет одной из вожатых. А если мечтаете о собственной книге, приходите на четвертый поток курса для начинающих авторов «ЦЕХ». По промокоду BLOG на оба курса скидка 30%.
По материалам курса «До встречи в книжном»
Обложка поста — freepik.com