Культура достигаторства подталкивает нас безостановочно стремиться к успеху: высокой зарплате, престижной должности, признанию в карьере. В результате мы постоянно сравниваем себя с другими и тратим жизнь на беспокойство вместо того, чтобы принимать решения и прилагать усилия. Известный японский бизнесмен, коуч и писатель Токио Годо учит, как наконец перестать прокручивать в голове тревожные мысли и начать действовать. Делимся советами о карьере из его книги «Живи настоящую жизнь. Остановить поток навязчивых мыслей».
Живи настоящую жизнь. Остановить поток навязчивых мыслей
Перестать думать, что вас не ценят на работе
«Меня не признают на работе», «Мой начальник не ценит меня, хотя я так стараюсь», «Другие сотрудники во многом мне уступают, но получают повышение, а я нет». Если вас беспокоят такие же идеи, попробуйте взглянуть на ситуацию без эмоций.
Работу оценивают в первую очередь со стороны. В случае с хобби нам достаточно собственной оценки из разряда «я хорошо постарался» или «вышло весьма удачно», но работу мы делаем не для себя, а для других. Например, продавцы стараются для клиентов, офисные работники — для коллег. Ваша задача заключается в том, чтобы добиться результатов, которые порадуют других.
Поскольку анализ деятельности сотрудников — это его обязанности, он должен дать вам обратную связь. Вы можете прямо спросить, каких компетенций вам недостает, чтобы иметь должную оценку. Получив ясные и четкие обоснования, попробуйте им последовать.
Если вы обратились к начальнику, но не получили внятного ответа, попросите о встрече с вышестоящим руководством. Если же и оно не отреагировало должным образом, пора подумать, что вам стоит делать дальше. Например, готовы ли вы сменить работу.
Поговорить с руководителем о проблеме — одно из эффективных решений. Источник
Обдумать свое отношение к компании
Многие жалуются, что политика их организации далеко не безупречна. В этом случае полезно поразмышлять, почему вы там остаетесь. Чаще всего мы не уходим, потому что наше недовольство перевешивают другие факторы. Среди них зарплата, возможность официального трудоустройства или бюрократические хлопоты, которыми будет сопровождаться смена работы. Иными словами, самое простое решение — продолжать работать в том же месте. Но это не значит, что этот вариант единственный. Есть несколько идей, как можно поступить.
Варианты решения
«Выход» — это ситуация, когда вы недовольны и чувствуете, что в данной работе для вас больше нет смысла и ценности, поэтому покидаете компанию.
«Голос» — это действие, которое вы совершаете, чтобы призвать руководство к изменениям через предложения или ваш сигнал начальству о нарушениях.
«Верность» — это преданность своей организации, стремление к слиянию и солидарности с ней.
«Адаптация» — ситуация, когда страшно уйти или высказаться, но при этом преданности к компании нет. Такой подход потенциально опасен, потому что часто оборачивается тратой времени и оттягивает позитивные перемены.
Если вы не чувствуете верности и не видите смысла высказываться, то можете выбрать «выход». Если вы испытываете некоторую верность компании, вас беспокоит ее состояние и вы хотите его улучшить, то будет разумно подать голос. Если чувствуете, что все перепробовали, но результатов нет, стоит сменить тактику и решиться на «выход».
Не зацикливаться на размере зарплаты
Тревога в отношении низких или застывших зарплат — острая тема для многих людей. Важно помнить, что на размер дохода влияет множество обстоятельств, а не только профессионализм. Среди них состояние экономики, успехи компании и перспективы отрасли. Например, сотрудники страховых агентств, как правило, получают высокие зарплаты. А в телевизионной индустрии традиционно больше зарабатывают опытные сотрудники — у новичков меньше шансов получить повышение.
Если вы недовольны своей зарплатой, то для начала проанализируйте структуру доходов в компании или сфере, в которой вы работаете, а также ее положение внутри отрасли и перспективы на будущее. Какие факторы определяют повышение зарплаты и премии? Если оплата производится на основании результатов работы, то какую сумму можно ожидать? Прикиньте, стоит ли вам надеяться на повышение дохода.
Помните, что при смене работы доход может измениться в любую сторону, иногда он становится меньше. Чтобы принять взвешенное решение, для начала попробуйте обратиться к специалисту по кадрам или зарегистрируйтесь в рекрутинговой компании. Так вы получите некоторое представление о своей ценности как специалиста и познакомитесь с новыми предложениями о работе.
Узнать, что вам интересно
Многие люди не знают, чем хотят заниматься. Либо думают, что таких занятий просто нет. В этом случае помогут три рецепта счастья.
1. Будьте активнее
У людей, которые не знают, чем им хотелось бы заниматься, как правило, мало опыта. Если вы избегаете новых вызовов, то, скорее всего, не осознаете, в чем хороши, а в чем нет. Но невозможно узнать, что вам интересно и что подходит, ничего не пробуя. Как и с хобби: вы чувствуете, нравится ли вам определенный вид творчества, откликается он вам или нет, только после того, как попробуете его. Если вам что-то хоть немного интересно — действуйте. Даже если вакансия не очень привлекает, откликнетесь на нее и посмотрите, что будет.
2. Прислушивайтесь к своему сердцу
Прислушивайтесь к себе, к малейшим внутренним намекам. Анализируйте, хочется ли вам попробовать себя в чем-то. Придет день, когда вы подумаете: «Вот этим-то я и хотел бы заняться!» Вы наконец откроете то, что вам интересно.
3. Просто ждите подходящего момента
Не торопитесь. Ищите то, от чего вас начнет переполнять энтузиазм. С ним преодолевать препятствия на пути к большой цели гораздо легче. Так что, если вы пока ничего не отыскали, хотя многое изучили и перепробовали, оставьте все как есть и подождите подходящего момента.
Иногда нужно просто расслабиться. Источник
Выбрать работу под личные особенности
Многие, оказавшись на карьерном перепутье, колеблются: «Что же выбрать?» Ответ: что бы вы ни выбрали, особой разницы не будет. Поэтому не переживайте. Те, кто раньше демонстрировал высокие результаты, будут продолжать в том же духе. Показатели тех, кто не справлялся с обязанностями, останутся на прежнем уровне. Иными словами, вам стоит положиться на субъективные ощущения и интуицию, подсказывающие, чем вам хотелось бы заниматься.
Если чувствуете растерянность, уточните свою концепцию карьеры и попытайтесь найти работу, которая имеет для вас смысл.
Концепция карьеры
Она нужна, чтобы найти работу, исходя из собственной системы ценностей и способностей. Без их понимания появляется соблазн использовать чужие ориентиры вроде популярности компании, размера зарплаты, внутреннего климата. Классический тому пример — рейтинг компаний, куда лучше всего устроиться новичку. К его целевой аудитории относятся выпускники университетов, а в критерии отбора входят известность организации, престижность, хороший соцпакет и стабильность.
При таком подходе человека нанимают в компанию, а не он устраивается в нее. Он вынужден выполнять работу, которая не нравится, а по прошествии нескольких лет увольняется. Выбирая работу, исходя из атмосферы в организации и ее престижности, человек оказывается в тупике.
Концепция карьеры поможет предотвратить такой исход. Зная свои способности и характер, подумайте над тем, в какой среде вы могли бы работать с вашими нынешними данными, не полагаясь на перспективы компании. Например, если вы застенчивы, то вам будет легче трудиться в крупной организации, где индивидуальность каждого сотрудника в коллективе менее значима, чем в небольшой фирме.
Если работа вам подходит и удовлетворяет вашим требованиям, вы будете чувствовать себя счастливым и покажете достойные результаты, не испытывая тяги к изменениям.
По материалам книги «Живи настоящую жизнь. Остановить поток навязчивых мыслей»
Обложка статьи: unsplash
Купить книгу: МИФ / Ozon / WB / Читай-город