Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Это как будто бы сильнее меня», или Почему мы переедаем. Мнение психолога и практики самопомощи
13 декабря 2023 840 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

«Я не могу так больше. Я ем шоколад горами. Пихаю в себя все, что попадает под руку: мед, чипсы, соленые огурцы, печенье, халву, орехи, мармелад, сыр. Готовлю гречку и курицу, варю суп, пеку пирог и могу зараз съесть то, что приготовила на два дня на всю семью. Это как будто бы сильнее меня», — рассказала однажды клиентка психологу Ирине Гиберманн.

То, что она описывает, называется психогенным перееданием, иначе — компульсивное переедание. Как его распознать и помочь себе Ирина подробно рассказывает в книге «Живу как хочу». Делимся фрагментом и практиками из книги.



Живу как хочу

Компульсивное переедание

Компульсивное переедание — это расстройство приема пищи, представляющее собой бесконтрольное ее поглощение, переедание, приводящее к появлению лишнего веса.

В отличие от анорексии и булимии невроза, люди, страдающие компульсивным перееданием, постоянно и безуспешно пытаются держать свой вес под контролем. Они садятся на диеты, на детокс, на чай и кефир, записываются в онлайн-проекты, периодически и нерегулярно ходят в тренажерный зал, держат пост, а потом возвращаются на свои эмоциональные качели — переедание и заедание, сопровождаемые глубочайшими чувствами вины и стыда.

Это неадекватная реакция на дистресс как следствие отсутствия саморегуляции и самодисциплины.

В детстве эти люди не получили необходимые для здорового созревания границы — либо среда была слишком жестокой (деспотичные родители, отец-военный, родитель-диктатор, держащий в страхе всю семью), либо среда была слишком гармоничной (сверхзаботливая мама, считывающая любое желание, жертвующие родители, за свой счет удовлетворяющие любую прихоть).

Вырастая в таких условиях, человек не приобретает навыка управления своими чувствами и эмоциями, отрицает наличие собственного внутреннего мира и своих личных потребностей и пихает в себя все, что есть под рукой.

В концепте схема-терапии это объясняется тем, что в детстве такого человека не научили называть и обслуживать собственные эмоции и потребности, а научили жить суррогатом: засовывали бутылочку, когда он вел себя беспокойно, давали в руки сушку или морковку, когда он требовал внимания, отправляли читать книгу, делать уроки, просили не мешать. Тем самым он не приобрел опыта слышать свои потребности и адекватно на них реагировать / обслуживать их.

Компульсивное переедание часто сопровождается:

  • чувствами вины и стыда,
  • тенденцией к социальной изоляции,
  • компенсацией потери чувства контроля через уход в карьеру (трудоголизм),
  • чрезмерным употреблением алкоголя,
  • увлечением спортом с целью «отработать» съеденное,
  • увлечением азартными/компьютерными играми, игровой зависимостью с целью создать параллельный грандиозный мир с псевдогероем,
  • питанием в одиночестве из-за чувства смущения по поводу количества еды.

Классические симптомы:

  • эпизоды потери контроля над процессом поглощения пищи,
  • эпизоды обжорства во время выраженного стресса,
  • поедание ненормально большого объема пищи за короткий промежуток времени,
  • поедание большого количества пищи при отсутствии чувства голода,
  • еда до отвала,
  • еда в состоянии депрессии, грусти или скуки,
  • еда в одиночестве из желания скрыть эпизод обжорства,
  • чувство отвращения, депрессии или вины.

Нарушение пищевого поведения — это не слабость характера и не слабость воли. Как и многие заболевания, оно успешно лечится.

Когда Ирина прорабатывает с пациентами тему тела и индивидуального ощущения себя в теле, то комбинирует несколько упражнений из разных психотерапевтических школ. Первое — это социальные круги, чтобы понять, что происходит с отношениями. Второе — «Body-Map, или Карта тела». Предлагаем выполнить сразу оба.

Упражнение «Здесь и сейчас»

Внесите в таблицу тех, кто есть в вашей жизни. Поставьте знак «плюс» возле каждого, кто является ресурсом для вас, и «минус» или значок молнии — если это конфликтные отношения. Любовные отношения или любовные треугольники тоже отметьте подходящим знаком. Здесь речь идет о тех, в кого вы инвестируете свои силы, и тех, кто безответно съедает ваш ресурс.

Коты, животные, дети или родственники, живущие с вами, относятся к категории «Под одной крышей». Под членами семьи имеется в виду родительская семья, бабушки, братья, сестры. Профессиональные помощники — это врач, психиатр, наставник, лекарь, пастор, духовный отец и т. д.

Кто такие «значимые другие» — решайте сами. Иногда бывает, что не представляешь, куда распределить какого-то близкого человека, который тем не менее занимает важное место в нашей жизни.

А теперь переносим всех на социальные круги.

В центре всего «я» — это вы и ваше ядро. Потом следует интимный круг, за ним личный и потом уже социальный. Перенеся всех на этот круг, можно увидеть, какие области жизни «переполнены», а какие нуждаются в вашем особом внимании.

Упражнение «Body-Map, или Карта тела»

Снова активируем нашего креативного ребенка и заботливого взрослого.

  1. Берем рулон обоев, или склеиваем несколько листов А4, или соединяем несколько листов для флипчарта.
  2. Ложимся на лист удобно и расслабленно, в идеале на вас должно быть минимум одежды.
  3. Просим кого-то обвести свои контуры в полный рост. Наблюдаем за своими ощущениями — это просьба не такая уж и простая и требует доверия, потому что вы показываете свою уязвимость.
  4. Смотрим, что получилось. Какие у вас первые ассоциации, когда вы смотрите на себя на бумаге?
  5. Что чувствуете?
  6. Есть ли руки и стопы, прорисованы ли они четко?
  7. Есть ли пробелы и смазанные границы? Появилось ли желание самому обвести еще раз свои контуры более четко жирным фломастером?
  8. Записываем свои первые ощущения. Фиксируем их. Они пригодятся для анализа.

Анализ

  1. Взять социальный круг «Здесь и сейчас» (вы рисовали его выше).
  2. Перенести всех людей, там обозначенных, на лист с контурами своего тела:
  • можно придумать фигуру, предмет, образ;
  • можно взять стихии: землю, воду, огонь, воздух;
  • можно взять разные цвета, размеры, плотность;
  • можно клеить сверху рельефно;
  • можно делать дыры в бумаге, рисовать раны, ледники и кратеры — я не хочу давать слишком много образов.

Цель — ответить на вопрос: где именно те люди, что есть в моей жизни, оставили во мне след?

Вторая цель: где во мне я? Идем от диссоциации (разобщенности) к интеграции (цельности). Из чего я состою и где ядро моей личности? Это надо где-то нарисовать.

Центр не всегда в центре. А периферия не всегда обочина.

Иногда это граница, край, место стыковки с другими людьми.

Третья цель: что с границами? Кто слишком плотно находится рядом друг с другом, кто слишком вышел за границы, кто опора, кто занимает все мысли? Тяготит ли меня кто-то из людей моего социального круга? Может быть, вы бессознательно разместите кого-то в стопах или горле и позже поймете, как эти персонажи вашей жизни сдерживают вас или не дают проявляться. Может быть, вы увидите в центре сердца тех, по кому тоскуете, или, наоборот, тех, кто своим присутствием там занимает бóльшую часть пространства, создавая негативное напряжение.

Частый вопрос: «А что, если не всех людей из социального круга я хочу переносить на свой образ на бумаге?»

Ответ очень простой: делайте так, как вам хочется. Делайте так, как чувствуете. Дайте себе время и возможность испытать свободу и, может быть, первый раз поставить границу и не перенести этих людей в себя, не дать им места, лишить их власти. Или, наоборот, искренне и честно по отношению к себе дать этим людям место в своей душе и жизни и показать это на картинке — цветом и объемом.

По материалам книги «Живу как хочу».

Обложка отсюда.

Похожие статьи