Поговорили с известным журналистом Дмитрием Соколовым-Митричем — основателем лаборатории «Однажды» и экспертом курса «Текст как инструмент», где он читает лекцию о публицистике. Путь в профессию, коммерческие истории, книжные советы и роль редактора — вот лишь несколько тем, которые обсудили.
— Дмитрий, расскажите, почему вы решили связать свою жизнь с текстами?
— Когда я был маленьким, моя мама работала экскурсоводом и часто брала меня в туры по России. Мое детство прошло в экскурсионном автобусе. Экскурсоводы рассказывали, в основном, про великих поэтов и писателей. Видимо, с тех пор у меня запечатлелось, что люди, которые пишут тексты — они какие-то особенные.
— Вы работали во многих ролях и во многих жанрах. Как определяете себя сейчас?
— Именно сейчас — скорее как предприниматель. С каждым годом замечаю, что совершать предпринимательские усилия и пожинать их плоды — ничуть не менее интересно, чем писать тексты.
— Расскажите о своих самых значимых проектах?
— Если считать проектами любую творческую задачу, то для меня все проекты значимые. Чем отличается ремесленник от мастера? Тем, что ремесленник тысячу раз одинаково хорошо решает одну и ту же задачу, а мастер каждую задачу решает, как новую. Мне ближе второй подход.
Но если говорить о таких проектах, с которых в моей взрослой профессиональной жизни начиналось что-то принципиально новое, то их, пожалуй, три.
Мой первый серьезный репортаж, с которого я осознал себя репортером, был посвящен единственному в мире кладбищу императорских лошадей в Царском селе и назывался «Нечеловеческое кладбище» (я оказался первым журналистом, который о нем узнал и написал).
Второй проект — участие в журнале «Русский репортер», когда я зажмурился и согласился стать замглавного редактора, хотя никогда ранее не мыслил себя в роли руководителя.
И третий — «Яндекс.Книга», с которой началась моя предпринимательская история и моя нынешняя компания Лаборатория «Однажды».
— У вас огромный профессиональный и жизненный опыт. Что сформировало вас как писателя и как человека?
— Внимательное наблюдение за окружающим миром. И немного комплекса неполноценности, который в гомеопатических дозах очень полезен и помогает как можно дольше находиться в позиции ученика.
— Многие писали, что пришли на курс «Текст как инструмент» из-за желания побывать на вашем элективе. О чем расскажете ученикам, чему хотите их научить?
— Я не испытываю потребности в том, чтобы кого-то учить. Но когда рассказываю о своей работе, делюсь опытом и отвечаю на вопросы, людям нравится.
— Тема вашего урока — публицистика. Многие начинающие авторы путают публицистику с жанром нон-фикшн. В чем разница?
— Non-fiction буквально означает «невымысел»: то есть все, что не художественная литература. Если в своих публицистических текстах автор пишет о реальных людях и событиях, интерпретирует их действия и дает им оценку, то это один из частных случаев non-fiction. Если он пишет об эльфах или о своих галлюцинациях, то это художественная литература.
— Вы не только пишете тексты и книги, но и редактируете их. Что для вас труднее? Как автору стать редактором?
— И то, и другое по-своему легко и по-своему трудно. Писать самому — это очень большое напряжение. Если вам пишется легко, это тревожный звоночек — а не графоман ли вы?
Редактировать легче, но непростота здесь в другом — как улучшить текст, не отобрав его у автора, не сделав слишком своим. Я достаточно жесткий редактор и между интересами автора и интересами читателя всегда выбираю интересы читателя. Хороший текст — прочитанный текст.
— Корпоративные истории писать довольно тяжело. Как вы отдыхаете от этого?
— В разные периоды жизни отдыхал по-разному. Велопутешествия, бег на длинные дистанции, встречи с друзьями. В последнее время все больше гуляю по сельской местности, смотрю сериалы и глажу кошку.
— Расскажите о своих писательских привычках. Как вы пишете книги, статьи? Как выстраиваете процесс?
— Обычно пишу по утрам и в первой половине дня, пока мозги свежие. Написав весь текст или его существенную часть, делаю паузу, чтобы критически взглянуть на написанное и отредактировать самого себя.
— Какой текст еще не написан вами, но вам хотелось бы его написать? Или иначе: с каким человеком / компанией хотели бы поработать, в каком жанре попробовать себя?
— Хочу написать книгу на основе своего предпринимательского опыта. Что-то типа «100 вещей, которые я понял, пообщавшись с 1000 предпринимателями». Когда-то я написал книгу «Реальный репортер» на основе своего журналистского опыта, теперь пришло время подвести итог следующего этапа.
— Вы стали автором трех документальных фильмов. Расскажите, как зашли на территорию кинематографа? О чем и для кого снимали эти ленты?
— Зашел очень случайно. Диалог был примерно такой:
- Нам очень понравился такой-то ваш текст, сделайте для нас документальный фильм на ту же тему.
- Но я никогда не снимал документальных фильмов.
- А вам и не надо его снимать. Ваши тексты очень кинематографичны, вот этот репортаж — почти сценарий. Надо его лишь немного по-другому оформить — и мы его отдадим в работу.
- Да? Ну, давайте попробуем.
— Что вы читаете: для работы и для души? Поделитесь парочкой книжных советов.
— Сейчас времени читать мало, в основном слушаю аудиокниги. Переслушиваю классику — русскую и зарубежную. Одно время читал много деловой литературы, сейчас поменьше. Больше всего на меня повлияла книга «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Вот прямо сейчас читаю «Занимательную Грецию» Гаспарова. У того, кто много читает, больше шансов найти свой собственный стиль.
— Кого вы можете назвать своими учителями в профессии?
— Какого-то одного гуру, который вылепил бы из меня профессионала, назвать не могу. Я всегда старался понемногу учиться у всех интересных людей, с кем пересекался в жизни и профессии. И не только у других журналистов, но и у многих героев моих публикаций. В том числе и у предпринимателей, создателей и владельцев российских и зарубежных компаний, с которыми мне довелось общаться уже в качестве лидера Лаборатории «Однажды».
— Какие советы вы могли бы дать пишущим людям — копирайтерам, журналистам, начинающим писателям? Как прокачивать навык писательства?
— Представьте, что вы тонете в реке, и вам надо позвать на помощь. Вы долго будете подбирать слова? Нет, скорее всего, вы сразу закричите коротко и ясно: «Тону!!!» Так же и в профессии. Хорошо пишет не тот, кто овладел искусством правильно складывать слова в предложения. Этого недостаточно. Важно уметь искренне интересоваться тем, о чем вы пишете, и очень сильно хотеть разобраться в теме. Поднять свой интерес к предмету до такой степени, что уже просто невозможно написать неинтересно. Если человек написал плохой текст, значит он просто не понял, о чем, для чего и для кого он взялся за тему.
— Вы написали несколько книг для крупных компаний. Как вы стали коммерческим писателем?
— Стало не интересно в классической журналистике. И по субъективным причинам (уже почти все в ней испробовал), и по объективным (профессия сильно изменилась и не в лучшую сторону).
— Корпоративные истории могут показаться строгими, не слишком интересными обычному читателю, но ваши книги пронизаны теплотой. Как вам это удается?
— Благодаря искреннему интересу к теме и любопытству по отношению к людям.
— Откуда появился тренд на коммерческую аудиторию? И о чем он? Чего хотят добиться компании?
— Причины бывают разные — от прагматических до личных. Бывает даже так, что сам процесс написания книги для заказчика важнее, чем результат. Мы это называем «эффект сторитерапии». Но если коротко и в целом, на каком-то этапе любой человек начинает понимать: единственное, что останется от него самого и от его бизнеса — это история. Все остальное очень скоро исчезнет.
— Как делать коммерческие книги, оставаясь писателем?
— Держать позицию по отношению к заказчику, не позволяя ему испортить книгу, как бы ему этого ни хотелось. И в то же время не оказаться в плену собственного авторского эгоизма. Уметь слышать своего партнера. Это тонкая грань, но соблюсти ее можно и нужно.
— Вы продвигаете понятие story management. Что это такое и зачем нужно компании?
— Это управление реальностью при помощи историй. Человечество занимается этим уже много тысячелетий.
— Можно ли развиваться творчески, будучи коммерческим писателем?
— Можно. Даже в гораздо большей степени, чем в современных СМИ.
— Стоит ли смотреть в эту сферу начинающим писателям? Какое образование и опыт нужны, чтобы туда попасть?
— Начинающим — вряд ли. Чтобы понять серьезных предпринимателей, нужен богатый опыт, причем не только профессиональный, но и жизненный.
— Какие писательские навыки прокачивает работа коммерческим писателем?
—Умение смотреть на вещи адекватно. Способность делать «длинные» усилия.
— Бывает ли так, что рукопись готова, а заказчик не согласен с текстом или какими-то его деталями? Что делать в этом случае, как договариваться? И кто тут главнее: автор или компания, о которой вы пишете?
— Главных нет. Есть партнерские отношения. И цель одна — сделать книгу, которая будет работать в интересах заказчика, но в то же время найдет себе читателя на свободном рынке. Это тот фактор, который держит в тонусе и писателя, и заказчика. В принципиальных вопросах мы стоим намертво, потому что понимаем — если уступим, то получится нежизнеспособный продукт, который попросту не заинтересует издательство.
— Как соблюсти баланс: рассказать интересно, с конкретными примерами и реальными историями, но не выдать секретов, не навредить репутации? Например, когда рассказываешь об ошибках и провалах.
— Вопреки ожиданиям, наши заказчики совершенно не против описания ошибок и провалов. Наоборот, самая распространенная их претензия звучит так: «Поменьше бронзы». Может быть, дело в том, что мы работаем не со всеми подряд, а лишь с теми, с кем чувствуем взаимную химию.
— Как вы получаете материал для коммерческих книг?
— Интервью, документы, открытые источники. Ничего особенного, все как у всех.
— Как разговорить героев книги? Были ли случаи, когда найти подход к ним было трудно, как выходили из этой ситуации?
— Просто уметь активно слушать.
— Популярна ли профессия коммерческого писателя за рубежом? И какие перспективы вы видите у нее здесь, в России?
— Насчет зарубежного рынка ничего не могу сказать. В России перспективы большие. Здесь жанр предпринимательской истории только недавно зародился, между тем состарилось первое поколение русского бизнеса и многие хотят рассказать о себе.
— Дайте советы писателям, которые хотят работать с бизнес-книгами.
— Чтобы получилась хорошая книга, автор должен понять в пять раз больше, чем написать.
Курс «Текст как инструмент» подходит к концу, но мы уже планируем следующий поток: не менее мощный. Подписывайтесь, чтобы узнать о запуске первыми и получить самое выгодное предложение.
Фото на обложке поста — из личного архива Дмитрия Соколова-Митрича