Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Выключался» посреди разговора и уходил в себя. Чему (и зачем) стоит поучиться у Бетховена?
18 августа 2023 1 322 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Людвиг ван Бетховен мог пропасть в середине разговора. Даже с женщиной, в которую влюблен, или с влиятельным покровителем. Если его посещала важная идея, он концентрировался на ней и оказывался почти в трансе. Сосредоточенность возникала мгновенно и была глубочайшей. Эта способность — сконцентрироваться и не отвлекаться — была свойственна и философам-стоикам. Как говорит Райан Холидей в книге «Умеренность», нам стоит этому поучиться. Делимся отрывком из новинки.



Умеренность

***

— Ты меня вообще слышишь? — однажды спросил Бетховена его друг.

— Прости, — ответил тот, — мне пришла в голову такая прекрасная, глубокая мысль, что я не смог от нее оторваться.

Знакомые называли это его состояние raptus (с латинского — похищение). Состояние потока. Место глубокой работы. Источник музыкального величия. Бетховена удерживали музы, но и он удерживал их в ответ, отказывался отпускать, пока не получал необходимого.

Может показаться, что творческий человек нетребователен и даже недисциплинирован, раз позволяет себе вот так просто нырнуть с головой в мимолетные мысли. На самом деле это акт огромного самоконтроля и сосредоточенности. Оставаться на поверхности и отвлекаться на постороннее куда легче.

Уважать муз, когда они приходят? По-настоящему сосредоточиться на главном? Не обращать внимания на прочее и следовать за вспышкой вдохновения или направлять мыслительные усилия на какую-то неразрешимую проблему, в которой не получается добиться прогресса? Вот к какому вызову мы должны готовиться. Вот что должны культивировать в себе. Стремиться. По-настоящему, полностью, всецело посвящать себя. Потому что так происходит крайне редко.

В мире отвлечений сосредоточенность — это суперспособность. Люди заявляют, что сосредоточены.

Но потом…

…вдруг звонит телефон;

…они отвлекаются;

…они устают;

…они пытаются делать массу дел разом;

…у них нет дисциплины, чтобы по-настоящему сконцентрироваться на чем-либо.

Недостаточно просто сохранять главное главным. Вы должны уметь полностью погрузиться в него. Оно должно забирать вас целиком. Стоики говорят нам, что мы должны научиться концентрироваться в каждый момент, чтобы ухватить ту мысль, ту возможность, которая находится перед нами. Мы не можем разбрасываться. Мы должны просеять мысли, сфокусировать взгляд и устремиться к важному.

В йоге это называется экаграта — интенсивная концентрация на одной точке. Способность полностью погрузить свой ум в нечто, позволяющее по-новому понять и его, и себя.

Бетховен был известен не только внезапным выключением во время светских бесед, но и глубочайшей концентрацией на создаваемом музыкальном произведении. Для написания симфонии недостаточно вспышки вдохновения, одного мгновенного raptus. Необходимы часы, дни, месяцы, годы длительной и исключительной преданности всем аспектам этого проекта.

Источник

В феерической сосредоточенности Бетховена есть определенная трагическая ирония. Когда у композитора ухудшился слух, многие, и даже самые близкие друзья, этого не заметили: они полагали, он просто опять погрузился в работу. Им казалось, он услышал бы их, если б захотел. Считали само собой разумеющимся, что Людвиг отключился от мира, — это происходило и ранее на протяжении многих лет. Ему же нужно сосредоточиться на действительно важном — на музах.

Все творцы и лидеры должны развивать этот навык. Хотя Гёте и Бетховен не особо ладили, в этом они были похожи. Один биограф даже назвал Гёте «специалистом по игнорированию вещей». Его объединяла с Бетховеном способность отдаваться своему искусству и погружаться в стоящие перед ним задачу или проект, и это приводило к потрясающим результатам.

Это факт: музы никогда не посещают несосредоточенных. Как, скажите, они могут благословить тех, кто их даже не заметил?

Нам представляется, что чудаковатые рассеянные профессора менее собранны, нежели обычные люди. На самом деле ровно наоборот. Они демонстрируют, как выглядит полная самоотдача. Остальные слишком озабочены тем, что на самом деле не имеет большого значения, и не понимают, что настоящая ментальная дисциплина требует платы, а именно эти профессора готовы ее вносить.

Возможно, они часто не могут найти ключи от машины или надевают непарные носки, ну и что с того? Что будут вспоминать потомки — их случайные социальные промахи или революционные научные результаты, полученные благодаря концентрации?

Каждую минуту бодрствования, каждую каплю мозговой энергии они тратят на решение масштабных проблем, на пионерные исследования или революцию в музыке, которую они определяют всеми своими движениями. Это означает не просто говорить «нет» — это значит говорить «да» критической задаче: так решительно и твердо, чтобы даже не замечать того, чему вы сказали «нет».

Джони Айв, бывший главный директор по дизайну компании Apple, объясняет: «Сосредоточенность — это не то, к чему вы стремитесь, или то, что вы делаете в понедельник. Это то, чем вы занимаетесь каждую минуту». Стив Джобс всегда спрашивал, вспоминает Айв, на чем сосредоточены сотрудники. В частности, интересовался: «Сколько раз вы сказали „нет“?» Он знал: чтобы сосредоточиться на чем‑то, необходимо не концентрироваться на других, менее значимых вещах.

Эпиктет напоминает: «Ну а когда ты скажешь: „С завтрашнего дня я буду внимательным“, знай, что ты говоришь: „Сегодня я буду бесстыдным, докучливым, низким, от других будет зависеть опечаливать меня“».

Нет, если дело стоит того, нужно сосредоточиться на нем сегодня. Стоит сконцентрироваться на нем сейчас. Как и Бетховен, никто из нас не знает, сколько впереди продуктивных лет, как много отпущено нашим способностям. Мы должны использовать их, пока есть такая возможность.

По материалам книги «Умеренность»
Обложка поста — flickr.com

Похожие статьи