Многие люди, работая в найме, задумываются о собственном бизнесе. И это отличное решение: собственный бизнес — подстраховка на случай потери основной работы, что часто происходит в кризис. Но как правильно действовать? Всё бросить и уволиться из найма? Надо ли где-то учиться? Или можно найти другое решение?
Выбрали фрагмент из книги «Советы карьерного консультанта». В ней Ирина Васильева — коуч и эксперт в области управления персоналом с опытом работы более 20 лет — рассказывает, как и зачем строить параллельную карьеру.
Как не надо действовать
Сначала поговорим о том, как не надо действовать. Пожалуй, самая распространенная ошибка — это достаточно долго готовиться к выходу из найма, затем выйти из него (уволиться) и только потом начинать строить свою карьеру вне найма.
Источник
Это огромная ошибка. Своим клиентам я говорю о том, что совершенно необходимо делать это параллельно, то есть выстраивать комбинированную карьеру, когда есть позиция в найме и параллельно с этим развивается собственный бизнес.
Из практики карьерного консультанта
Приведу в качестве примера свою историю. Она развивалась следующим образом. В какой-то момент я поняла, что хочу быть карьерным консультантом, коучем и бизнес-консультантом в области HR. В принципе это логично: в данной области я проработала двадцать с лишним лет, у меня было хорошее портфолио с кейсами, которые меня продвигали и продавали как бизнес-консультанта в нужной сфере. А для работы в качестве карьерного консультанта и коуча оставалось получить дополнительное образование, чтобы затем начать частную практику с нуля.
Так я рассудила и стремительно вышла из найма, то есть уволилась. Уже позднее я поняла, что получать дополнительное образование карьерного консультанта и коуча было бы намного проще, оставаясь в найме на позиции директора по персоналу. Тем более в этой должности я могла запускать коучинговые проекты для сотрудников и топ-менеджеров. Но эту возможность я упустила. Хотя нарабатывать частную практику было бы быстрее и результативнее при совмещении ее с основной должностью.
Надо еще учесть такую опасность. Через какое-то время человек может прийти к выводу, что бизнес — не совсем то, чем он хочет заниматься в дальнейшем: сложно находить клиентов, сложно заниматься продажами и сложно зарабатывать те же деньги, которые он получал в найме.
Появляется серьезная психологическая ловушка: человек вышел из найма, столкнулся с определенными сложностями, потерял время, денежные ресурсы, и в итоге прорыва не случилось. Человек пытается вернуться в найм, но моральный дух серьезно подорван. И найти новую работу сложно, ведь, как мы уже говорили, для поиска хорошего места очень важно находиться в ресурсном состоянии.
Рекомендации для тех, кто задумывается о выходе из найма
1. Сделать финансовые расчеты — какая сумма ежемесячно идет на обязательные платежи, на питание, на повседневные расходы. И где вы будете брать деньги, если в первые месяцы бизнес не взлетит? В идеале у вас должны быть финансовая подушка безопасности и пассивный доход, который обеспечивает базовые потребности так, что вы не потеряете в образе жизни, даже если с бизнесом пойдет что-то не так. У меня, к счастью, имелся пассивный доход от сдачи в аренду недвижимости, и это придавало мне уверенности на старте собственной частной практики.
Источник
2. Определить зону востребованности — ту профессиональную область, в которой вы будете наиболее востребованы (о чем я уже писала в первой главе). Очень часто эта зона находится вблизи от вашей текущей карьеры.
Вот несколько кейсов моих клиентов.
Кейс № 1. Директор по маркетингу → руководитель собственного рекламного агентства
Моя клиентка работала в найме в должности директора по маркетингу. Ей часто приходилось обращаться в качестве заказчика в рекламные агентства, поэтому она хорошо знала специфику, процессы и бюджеты этого бизнеса. Плюс у нее было достаточное количество партнеров, друзей, которые также работали в маркетинге и которые ей доверяли. И она, находясь в найме, создала свой отдельный бизнес,
наняла управляющего для решения текущих задач и много лет совмещала карьеру в найме и собственный бизнес. К моменту ее увольнения из найма у нее было известное рекламное агентство, куда профессионалы в маркетинге обращались за определенными услугами. У ее компании имелись приличные обороты, которые позволили ей прекрасно существовать. Это хороший пример совмещения роли наемного менеджера-профессионала и владельца собственного бизнеса.
Кейс № 2. Финансовый директор → владелец компании по продаже канцелярских принадлежностей
Клиентка работала финансовым директором в крупном холдинге и открыла свою компанию по продаже канцелярских принадлежностей. В дальнейшем этот холдинг стал закупать всю канцелярку у нее в компании, так как она давала скидки, что было выгодно обеим сторонам.
Еще несколько примеров дополнительной монетизации своих профессиональных навыков, когда бизнес развивается параллельно с карьерой в найме:
- HR-директор → владелец школы эйчаров, школы карьерных консультантов;
- финансовый директор → владелец частной психологической практики;
- банковский сотрудник → копирайтер (автор коммерческих текстов);
- сотрудник консалтинговой компании → иллюстратор детских книг.
В некоторых примерах вторая карьера очень близка по виду деятельности к основной. А в некоторых примерах дополнительная карьера лежит в другой области, когда получается монетизировать хобби.
Источник
Чтобы выбрать, в какой среде вы могли бы строить параллельную карьеру, можно задать себе вопрос: чем бы вы занимались, если бы у вас уже было много денег и вопрос о заработке не стоял?
Параллельная карьера
Если вы боитесь начать собственное дело, потому что, на ваш взгляд, у вас недостаточно знаний, не переусердствуйте с обучением. Многие покупают платные обучающие курсы один за другим, но конкретные шаги так и не предпринимают.
Поэтому, если стоит выбор — пойти обучиться или ввязаться в какой-то проект и попробовать себя в нем, я всегда советую второе: практиковать, пробовать, может быть даже ошибаться, падать, вставать. Но вы никогда не узнаете, ваше оно или не ваше, если не сделаете этот шаг и не попробуете.
Если вы освоили какое-то направление в рамках своей основной работы, вы можете реализовывать проекты как фрилансер/самозанятый для каких-то других компаний. У меня получилось запустить «мультипараллельную» карьеру: есть бизнес по сдаче своего жилья в аренду, по оказанию услуг бизнес-консультанта в области HR и услуг карьерного консультанта и коуча. Также я написала первую книгу и начала карьеру писателя, и если буду развивать эту сферу, то, вполне вероятно, появятся и следующие мои книги.
И выходить из найма можно только в тот момент, когда альтернативная карьера стабильно приносит 70–100% от заработка в найме. Здесь ключевое слово — стабильно. Тогда можно увольняться.
Нередко началу параллельной карьеры мешает убеждение: если руководство узнает о «стороннем бизнесе», вас осудят, уволят и так далее. Но практика показывает, что это совершенно не так. Чем вы занимаетесь в свободное от работы время — это исключительно ваше личное дело. Поэтому, как правило, за это никто никого не осуждает и не увольняет.
Существуют организации, в которых сотрудникам запрещено заниматься бизнесом. Это, как правило, государственные компании, банковские структуры. Но даже в такой ситуации можно найти выход, — например, оформить бизнес на очень близких родственников. Главное, чтобы не возникал конфликт интересов — ваших и работодателя. То есть своей деятельностью вы не должны наносить ущерб начальству (отбирать клиентов, пользоваться инсайдерской информацией).
Организационно-правовые формы и режимы налогообложения
При запуске бизнеса нужно выбрать организационно-правовую форму и режим налогообложения. Обычно прибегают к одному из следующих статусов:
— самозанятый («плательщик НПД» — налога на профессиональный доход); в целом по стране самозанятых уже более 5 млн человек;
— индивидуальный предприниматель с налоговым режимом «плательщик НПД»;
— индивидуальный предприниматель на общей или упрощенной системе налогообложения.
Все эти статусы можно совмещать с основной работой, если вы не госслужащий и не сотрудник организации, где внутренними документами запрещено заниматься собственным бизнесом.
Рассмотрим несколько ситуаций для примера.
Ситуация 1
Хочу делать красивую бижутерию, продавать ее и иметь дополнительный доход. Какой статус лучше выбрать?
В данной ситуации отлично подойдет статус самозанятого. Он хорош тем, что не нужно иметь кассу, сдавать отчетность в налоговую инспекцию, платить за себя страховые взносы в Пенсионный фонд. Но обязательно нужно заносить все доходы в специальную программу «Мой налог», выгружать оттуда чеки и направлять их покупателям, ежемесячно оплачивать налог, который называется «налог на профессиональный доход» (сокращенно — НПД).
Ситуация 2
Хочу делать мягкие игрушки для детей. Какой статус лучше выбрать?
Так как продукция предназначена для детей, на нее нужно будет оформить декларацию соответствия (декларацию о том, что продукция безопасна). Ее самозанятый оформить не может, поэтому в данной ситуации подойдет статус «ИП на НПД». Этот режим как бы совмещает ИП и самозанятость.
Ситуация 3
Хочу закупать товар за границей и перепродавать его. Какой статус лучше выбрать?
В данной ситуации подойдет статус «ИП», так как самозанятые и ИП на НПД могут продавать только товары/услуги собственного производства.
Кстати, при сдаче в аренду жилья тоже можно оформить статус самозанятого: официально платить налоги и, как говорится, спать спокойно.
Подробнее про плюсы и минусы этих режимов, про преимущества и ограничения лучше заранее узнать у юристов, налоговых консультантов или в центрах поддержки предпринимательства «Мой бизнес», открытых почти в каждом регионе.
Итоги
Запуск комбинированной карьеры — отличное решение для получения дополнительных источников дохода. При комбинированной карьере человек трудится на основном месте работы и параллельно (в свободное от работы время) ведет собственный бизнес, монетизируя хобби или участвуя во внешних проектах.
При запуске своего бизнеса нужно выбрать организационно-правовую форму и режим налогообложения. Получить консультации по этому вопросу можно в том числе в центрах поддержки предпринимательства «Мой бизнес».
По материалам книги «Советы карьерного консультанта»
Обложка: unsplash