Некоторые люди любят свою работу. Но всё-таки, в далеких мечтах, представляют, как увольняются, уходят из найма и начинают зарабатывать больше. Как же это сделать? Что для этого нужно? И стоит ли бросать стабильную работу?
Публикуем отрывок вебинара курса «Карьера». Коуч, карьерный консультант и автор книги «Советы карьерного консультанта» Ирина Васильева рассказывает о самых популярных ошибках при выходе из найма и подсказывает, как найти дело, которое будет доставлять вам удовольствие.
По промокоду blog — специальная скидка 10% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Как понять, куда идти? И определить зону востребованности и успеха
Как и в найме, так и вне найма действует один закон: зона востребованности лежит на пересечении трех зон.
Первое: то, чем вы планируете заниматься не в найме — это источник вашей энергии. Вам нравится этим заниматься. Вы совершенно не устаете от этой деятельности.
Второе — это высокая экспертность. Вы являетесь экспертом в этой деятельности. К вам часто обращаются за консультацией и вопросом по этой теме.
И третье, самое основное, — эта зона востребована рынком. Ваша услуга востребована рынком. Монетизация навыков и экспертизы.
Если у вас есть все три компонента, тогда можно с высокой долей вероятности сказать, что та зона, которую вы для себя присматриваете вне найма, будет успешна и востребована, что вы будете получать заказы, доходы, кайфовать и, соответственно, не выгорать.
Смежные области
Когда люди приходят ко мне на консультации и спрашивают: «Давайте найдем мою зону востребованности?», мы делаем упражнение. Я спрашиваю: «Что вы любите?».
Часто зона, где человек экспертен, востребован и где у него много энергии, лежит рядом с его деятельностью. Это смежная область с тем, чем он занимался долгое время, но в найме.
Например, я работала в сфере HR. Я всегда заказывала кому-то обучающие курсы, курсы развитию топ-менеджеров. Если бы мне это очень сильно нравилось, я бы, возможно, могла пойти в тренеры или организовала бы агентство, которое предоставляет эти услуги.
Второе направление в HR — рекрутинг. Рекрутинг — подбор персонала — нужен всегда. Я могла бы открыть свое рекрутинговое агентство, четко зная, что, нужно покупателю, компании, потому что я очень долго была HR-директором и понимала требования: какой должна быть услуга, как упакована.
Или я могла бы взять следующее направление — внутрикорпоративный пиар.
Когда человек очень долго где-то работает, но уже планирует этот выход из найма, ему в первую очередь нужно оглянуться и посмотреть:
- а что рядом со мной происходит?
- какие услуги я потребляю, находясь в найме?
- за какие услуги и сколько я плачу, находясь в найме?
Но важно не относиться к этому, как к банкомату. Я могла бы подумать: «О, тренинги стоят так дорого! Дай-ка я сделаю тренинговую компанию и буду зарабатывать много-много миллионов, но не буду особо любить эту деятельность». И у меня ничего не получилось бы, потому что надо выбирать энергию. Вы должны кайфовать от этого.
Маркетинговый анализ
Если вы уже определили, что вам нравится, ответили на вопрос: «Да, я действительно являюсь экспертом именно в этой области, и да, рынок готов за это заплатить», что делать дальше? Маркетинговый анализ — предварительную работу, прежде чем вы уже начнете тестировать свою гипотезу.
Сделайте экселевскую таблицу, выпишите 50 конкурентов, которые сейчас на рынке продают свои услуги или товары. Посмотрите, какая стоимость этих услуг и товаров. Изучите, как каждый конкурент говорит с клиентом. Посмотрите, как они продвигаются, где, через что. Реклама в социальных сетях или на какой-то они очень крупной площадке? Вы их где нашли? Это даст очень много пищи для размышления.
В моей практике было так: человек придумал какую-то крутую услугу или крутой товар и говорит: «Ирина, это бомба». Делает это упражнение и говорит: «А нет конкурентов, я единственный такой». Но тут я должна предупредить: если вы такой единственный, то, скорее всего, дело не пойдет. Если конкурентов много, людей это пугает, и они говорят: «Вся ниша переполнена. Куда же я впихнусь?». Это, кстати, не страшно: если вам это нравится, если вы будете энергетически гореть, всё получится.
Если вы не нашли ни одного конкурента, тут я бы сто раз подумала. Это не значит, что никто до этого не догадался. Нет, это значит, что рынком это не востребовано.
ТОП-5 ошибок при выходе из найма
Поговорим об основных ошибках, которые люди делают при выходе из найма.
Уволиться из найма для того, чтобы протестировать гипотезу
Вот люди с определили зону востребованности в найме, провели маркетинговый анализ, продумали свою собственную стратегию продвижения и уникальное торговое предложение для своих возможных покупателей. Они четко знают, кто их целевая аудитория, кто будет покупать у них и на каком языке они будут говорить со своей целевой аудиторией. И они рубят концы, увольняются и начинают тестировать эту гипотезу. Это огромная ошибка, потому что лучше, находясь в найме, параллельно тестировать эту гипотезу.
Не иметь подушки безопасности
Когда человек находится в найме, он привык получать аванс и заработную плату. Заболел он, пошел на больничный — всё равно что-то ему заплатят. А так, в принципе ему платят не за результат, а за отработанное время.
Через какое-то время, когда человек будет строить историю параллельной комбинированной карьеры, он начнет зарабатывать намного-намного больше, возможно, чем в найме. Но на это требуется время.
Если человека уволили или сократили, он думает: «Вот самое время протестировать мою гипотезу». Я не против, но вы должны четко понимать, что у вас должно лежать, как минимум, на 5 месяцев безбедной жизни, для того, чтобы спокойно тестировать гипотезу и не выгореть через месяц.л.
Получить дополнительное образование, которое не пригодится
Человек намечает зону востребованности вне найма, у него уже всё есть — опыт, знания, — но он непременно начинает говорить: «Мне нужно еще 5 образований получить дополнительно, чтобы я мог этим заниматься». Это такая защитная реакция психики. Вроде как дипломчиком закрыться и разрешить себе уже делать то, что ты хочешь.
Я, безусловно, всегда получала дополнительное образование: например, коуча. Я как коуч не могла бы вести частную практику, если бы не получила соответствующее образование и не прошла бы сертификацию. Но я, проходя сертификацию, уже нарабатывала кейсы, собирала отзывы, и именно это стало стартовой площадкой для того, чтобы запустить приличную частную практику за деньги.
Не действовать из-за страха провала
Уже всё готово: анализ проведен, шаги прописаны, четкое понимание есть, но человеку страшно сделать этот шаг, очень страшно. Его будто сковывают какими-то канатами, он даже начинает задыхаться. Нужно сделать что-то для того, чтобы началась эта реализация потихонечку. Хотя бы написать письма своим знакомым, корпоративным товарищам, которым нужна эта услуга, о том, что вас эта услуга есть.
Строить воздушные замки без анализа рынка и конкурентов
Некоторые люди считают, что они придумали какую-то бомбу, и сейчас выстроится очередь: люди будут отдавать деньги и умолять, чтобы им продали товар или услугу.
Главное, что важно понять: чтобы протестировать гипотезу о собственном бизнесе, вовсе не обязательно выходить из найма. Это называется «комбинированная карьера» — когда вы находитесь в найме и при этом развиваете собственную практику: частную или свой собственный бизнес.
Подробнее о выходе из найма — на курсе «Карьера». По промокоду blog — специальная скидка 10% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Обложка: unsplash