Доктору психологии Элизабет Лукас принадлежит прекрасная цитата: «Чем жаловаться на темноту, лучше зажечь свечу». Психолог Юлия Тертышная на курсе «В поисках смысла» привела эту цитату перед началом медитации со свечой. Вот эта практика.
Медитация «Воск становится светом»
1. Что нужно сделать: приготовить маленькую свечу и лист бумаги (или подсвечник), вставить свечу в лист для того, чтобы, когда вы ее держите, воск стекал не на вас, а на этот листок. Свеча может быть из храма. Может быть, она осталась от последних рождественских праздников или в ящике припасена на День поминовения усопших. Давайте не будем дожидаться ни Рождества, ни Дня поминовения усопших. Предлагаю вам использовать эту свечу для чего-то не менее важного, что пульсирует между рождением и смертью — для жизни, для медитации о вашей жизни.
2. Если вы сидите в наушниках, а вокруг вас много домашней суеты, то постарайтесь уединиться, чтобы быть со свечой один на один. Вам должно быть спокойно, а вокруг (насколько возможно) тихо, потому что это настоящая медитация. Вас не должны прерывать вопросами: «А что это ты делаешь? А можно я посмотрю?» — и не должны выбивать вас из процесса.
3. Поставим на стол перед собой свечу. Вот она стоит новая, нетронутая. Рассмотрите ее подробно. Что мы видим? В первую очередь, сам воск, не так ли? И где-то виднеется маленький кусочек фитиля, и именно он делает свечу свечой. Если бы его не было, перед нами была бы не свеча, а кусок воска. То же можно сказать о человеке. Когда мы смотрим на другого человека или разглядываем себя в зеркале, мы видим много органической материи и крошечную частичку — «дух». Мы обнаруживаем в человеке духовное существо: по чертам лица, по мимике и жестам, по поведению и манере говорить — по всему тому, что выражается через его тело. Но дух целиком почти не виден. Он находится за телом или над ним, подобно фитилю, скрытому внутри свечи. Однако именно духовность делает человека человеком. Без духа он остался бы животным телом, но не личностью.
4. Теперь зажгите свечу и понаблюдайте за тем, что происходит там, где виднеется фитиль. Что происходит в пламени и что идет через него? Воск становится жидким, испаряется, его становится меньше, он тает на глазах. Пока еще свеча сохраняет свой размер, но пламя подтачивает ее. Человеческая жизнь немногим отличается от этой свечи. С момента, как в ней было зажжено пламя духа, жизнь расходуется, сгорает — становится меньше органической субстанции. Она стареет, теряет жизненную силу и способность к регенерации. Так же, как и воск, жизнь плавится и вытекает из нас.
5. Теперь давайте направим взгляд прямо на свечу на столе и подумаем, во что превращается плавящийся воск. Ответ известен: в тепло и свет. Субстанция превращается в действие. Как гласит непреложный закон природы: все лишь видоизменяется, переходит из одного состояния в другое, из одной формы существования в следующую. Чем меньше свеча, тем больше света она произвела — и это хорошо. Это значит, что она исполнила свое предназначение: отдала свет, ради которого однажды и была создана. Тогда мы понимаем, что нет причин жалеть о расплавившемся воске, ведь воск сохранится, только если свеча не будет гореть и не будет использована по предназначению — тогда она будет бесполезной, не даст ни тепла, ни света.
Это имел в виду Виктор Франкл, когда написал о человеке: «Вначале жизнь еще целиком субстанция, ее еще не израсходовали. Но по прошествии времени жизнь теряет больше от этой субстанции, которая преображается в действие. И в конце жизнь будет состоять из того, что ее носитель, человек, проявил своими поступками, переживаниями и перенесенными испытаниями». Проявить — значит привнести что-то в текущую жизнь. Когда что-то привнесено, то оно как будто плывет по реке, сотворенной историей, и неизбежно впадает туда, куда всегда впадает время — в вечную истину. Перед тем, как мы зажгли свечу, свет этой свечи не был во времени, не стал фактом истории. Субстанция свечи существовала, но предназначение ее еще не было выполнено — свеча еще не реализовала свой смысл. В тот момент, когда мы зажгли фитиль свечи, было запущено ее действие. Наша свеча прогорает во времени, в прошлое. Однако остается факт того, что она освещала наш стол, и ничто не сможет больше погасить свет этих часов. Что однажды проявилось во времени, то увековечено. Виктор Франкл подводит нас к мысли о том, что и в человеческой жизни проявленное во времени остается: поступки, переживания и перенесенные испытания. Это становится истиной, сохраняется и сберегается от всякого искажения и уничтожения. Даже когда наше тело стареет, вечно молодым остается сотворенное нашим телом.
6. Побудьте какое-то время в тишине наедине со свечой и исследуйте ощущения от осознания новой действительности: воск становится светом. А мы? Мы из плоти и крови, и если пойти вслед за идеей, что наша субстанция превращается в действие, жизненная сила становится жизненным смыслом, потому что мы привносим в этот процесс себя.
7. Спросите у себя: надо ли действительно жалеть о воске? Не лучше ли радоваться свечению в прошедшем и настоящем? Если мы можем ответить на первый вопрос отрицательно, а на второй утвердительно, значит, мы стали немного мудрее.
8. Теперь задуйте свечу и дайте остыть, после чего надломите ее в любом месте (но не ломайте пополам). Я предлагаю подумать о том, что сломано: о ломкости человеческого бытия. В каждой человеческой жизни есть точки излома. Есть смыслы в жизни, которые мы упустили, не заметили вовремя. Сделанное, пережитое и выстраданное впадает в истину вместе с рекой времени и часто проходит не безболезненно. Параллельно органическая субстанция тела у каждого человека повреждена: это могут быть телесные или психические повреждения, нанесенные самим человеком или другими людьми. Символически представим этот процесс: свеча должна остаться единой и целостной, каким всё еще остается человек, которого обидели.
9. Поднимем надломленную свечу за ее за верхнюю часть. Что мы видим? Часть свечи свисает, воск на месте надлома покрошился. На чем висит воск? На невидимом фитиле, который пронизывает свечу. Значит, не всё еще сломлено в свече: фитиль остается целым. Давайте задумаемся о том, как всё это объясняет человеческое бытие? В человеке есть что-то, что остается целостным, несгибаемым — его духовное начало и первопричина. Духовное начало не может ни родиться, ни умереть, ни быть здоровым, ни больным. Оно происходит из измерения, существующего вне подобных категорий. Духовность человека, как и фитиль от воска, нельзя отделить от тела. Но духовная личность подвержена разрушению: ее можно надломить, но не сломить. Например, больной/старый человек/инвалид, чьи возможности ограничены болью и повреждениями, еще может реализовать смысл в мире, пусть это даже будет только достойное подражание стойкости, с которой он несет свой крест. Можете провести эксперимент, идея которого принадлежит ученице Франкла Маргарете Гритергроуз.
10. Бережно, с любовью возьмите надломленную свечу в руки и осторожно выпрямите ее и поставьте перед собой. Может быть, она будет стоять неустойчиво, но, если аккуратно собрать ее в месте слома, свеча должна держаться. Можно подпереть ее — это ничему не противоречит.
11. Зажгите свечу снова. Что вы видите? Сломанная свеча горит, выполняет свою функцию и реализует свой смысл. Почему бы человеку, чья субстанция была повреждена, не сделать так же? Наполнение жизни смыслом — это действенное средство против ломкости человеческого бытия, что на языке нашей медитации означает: не только воск становится светом, но свет — это восстановление и использование сломанного воска.
12. Побудьте в этом спокойном, расслабленном состоянии рядом с нашей свечой, сконцентрируйтесь на ней. Свеча постепенно уменьшается, капли воска, стекая, заклеивают место надлома, пламя приближается к этому месту и смягчает его. Когда мы видим сломанную свечу, которая в горении преодолевает надлом и перестает быть сломанной, нам становится теплее на душе, чем при взгляде на целую свечу. Возможно, теперь будет проще поверить в то, что и человек, которого осторожно и с любовью выпрямили, может духовно сиять сквозь все повреждения своего тела и психики, излучать в мир нечто позитивное и сам выздоравливать в результате благотворного влияния этого позитива.
13. Пусть наши глаза и сердце еще немного побудут рядом с горящей свечой. Попробуем оставить себе эту веру. Эта вера будет утешать нас, сопровождая на жизненном пути.
Мы наблюдали какое-то время за свечой на нашем столе: видели, как она загорелась, светила, была сломана и снова воскресла в свете. Мы видели, как она становилась меньше, съеживалась.
Давайте подумаем о том, что ваши друзья и знакомые не видели горения свечи, они не узнают, что свеча когда-то горела. Меняет ли это что-то в общем расположении вещей? Разумеется, сами мы знаем о свете нашей свечи, мы его видим. Но теперь отвернитесь от нее, знание о горящей свече все еще есть, хотя мы это прямо сейчас и не воспринимаем. Или мы можем забыть о нашей свече, или заснуть в соседней комнате, но свет по-прежнему остается, никем не осознаваемый и не видимый. Таким образом, истина не зависит от нашего восприятия или знания. Попробуйте осознать: для свечи не важно, видит ли кто-то ее свечение и радуется ли ему. Важен лишь сам факт горения — это и есть истина, вне зависимости от того, знает ли кто-то об этой истине или нет.
Перед тем, как мы наконец задуем нашу свечу, давайте немного подумаем о светлом и осмысленном, что мы сами сотворили в своей жизни, и при этом будем помнить, что совершенно не важно, знает ли кто-то об этом, признает ли это или благодарен ли кто-нибудь нам за это. Даже если весь окружающий мир не замечает наших благих деяний, это не может уничтожить их значение, потому что, по словам Виктора Франкла, акт созерцания не создает предмет и акт отведения глаз не уничтожает его.
Это часть лекции Юлии Тертышной. На курсе «В поисках смысла» тема обретения смысла и внутренних опор раскрывается в 4 вебинарах. По промокоду blog скидка 30%.
Обложка поста: unsplash.com