Допустим, вы решили изучить инвестирование, разобраться в психологии животных или освоить профессию графического дизайнера. С чего начать? Как охватить огромную тему и понять, что вы действительно в ней что-то смыслите?
Поможет система Стивена Котлера из книги «Невозможное как стратегия». Будучи журналистом и исследователем, Котлер часто брался за новые, незнакомые темы. «Я развивал и улучшал этот процесс в течение тридцати лет журналистской практики, поскольку в этой сфере просто необходимо быть хотя бы наполовину экспертом в том, о чем собираешься писать», — рассказывает он.
Вот пять этапов, которые помогут изучить что угодно.
Этап 1: пять книг для «чайника»
Обучение не заставит вас почувствовать себя умным — по крайней мере, поначалу. Напротив, вы ощутите себя невеждой. Незнакомые идеи и новая терминология могут привести к разочарованию в своих знаниях и эрудиции. Но не судите себя за это на первом этапе.
Ваша задача при чтении первых пяти книг для «чайников» — просто продолжать переворачивать страницы и прощать себя за непонимание и путаницу, неизбежно возникающие при обучении. Ведь наша главная цель — познакомиться с новой терминологией.
Не выбирайте просто любые пять книг на интересующую тему. И в хаосе должен быть порядок.
Курс «Книжный ниндзя»
Как читать полезные книги и воплощать знания в жизнь
Книга первая: начните с самой известной, самой продаваемой книги, какую только сможете найти. Художественной или научно-популярной она будет — не имеет значения. Ваша цель — получить удовольствие и составить первоначальное представление о предмете. Первая книга призвана не столько обучить, сколько познакомить вас с новым миром, в который вы собираетесь погрузиться, и его специфическим языком.
Книга вторая тоже должна быть популярной, но чуть более глубокой и погруженной в тему. Пусть она будет либо тесно связана с исследуемым предметом, либо непосредственно ему посвящена. Опять же, основная цель и причина выбора бестселлера — необходимость закрепить и усилить свой интерес. С точки зрения мотивации в начале вам нужно разжечь свое любопытство, чтобы заложить фундамент для настоящего обучения.
Читайте то, что интересно. — Источник
Книга третья — первая околонаучная книга по изучаемой теме, по-прежнему вполне читабельная и интересная, но, возможно, не такая захватывающая. Пусть она будет посвящена тому, что вы узнали в первой и второй книгах, но на этот раз изложена профессиональным языком. На этом этапе вы уже начнете различать пока нечеткие очертания общей картины. Постарайтесь найти в книге что-нибудь, что позволит взглянуть на вопрос шире. Если, например, вы читали о деревьях, то сейчас самое время узнать кое-что об экологических системах. А если изучаете семейную терапию, прочитайте что-нибудь из истории социальной психологии.
Книга четвертая. Итак, мы почти у цели. Это первая по-настоящему трудная книга по изучаемой теме , не такая увлекательная, как первые три, зато дающая отличное представление о проблемах, интересующих экспертов в этой области. Обратите особое внимание на границы области знаний. Постарайтесь понять, когда, почему и какими основополагающими идеями начинается и заканчивается в ней современная мысль. А еще непременно выясните, где появляется ересь, то есть то, что эксперты считают ненаучным. Вы можете не соглашаться с чьим-то мнением, но должны знать, что оно существует, и понимать почему.
Книга пятая не всегда самая трудная для чтения (часто такой бывает четвертая), но практически всегда самая сложная для понимания. Так происходит потому, что она непосредственно касается будущего изучаемого вопроса, направления его развития, что вызывает у вас потрясающее ощущение, будто вы находитесь в самой гуще событий, на острие научной мысли.
Заметки — способ качественно обработать и усвоить материал. — Источник
Достаньте блокнот и по ходу чтения всех пяти книг делайте подробные записи. Цель не в том, чтобы записывать все, что, на ваш взгляд, нужно знать. Сосредоточьтесь на трех основных моментах.
- Делайте заметки об историческом нарративе. Это поможет мозгу упорядочить новые данные и, как следствие, повысит скорость обучения.
- Обращайте внимание на терминологию. Если профессиональный термин встречается три-четыре раза, запишите его определение в блокнот, и каждый раз, наталкиваясь на это слово, заглядывайте в записи. Продолжайте делать так до тех пор, пока не запомните и полностью не осознаете его смысл.
- Делайте заметки о том, что вас особенно заинтересовало или тронуло. Наткнулись на интересную цитату — запишите ее в блокнот. Изумились чему-то, сохраните и этот любопытный факт. Если по ходу чтения у вас возник вопрос, запишите и его.
После прочтения первых пяти книг мозг получает достаточно данных для того, чтобы вы могли почувствовать себя, как говорится, «в теме». Терминология вам знакома, общая картина ясна. С этого момента приходит настоящее понимание. Вы уже способны сформулировать осмысленные, содержательные вопросы о предмете и можете быть уверены, что усвоили основы.
Этап 2: будьте дилетантом
После прочтения первых пяти книг в вашем блокноте окажется масса разных вопросов. Просмотрите их еще раз На многие из них у вас теперь есть ответы, а оставшиеся считайте материалом для перехода к следующему шагу — поиску специалистов, с которыми их можно обсудить.
К счастью, большинство людей обожают поговорить о том, чем они занимаются. Если у вас не получится добраться до лауреата Нобелевской премии, отправьте текстовое сообщение одному из его аспирантов. Главное — приструнить свою гордость и решиться на разговор с теми, кто заведомо умнее вас.
Люди любят говорить о том, чем занимаются, особенно если им задают интересные вопросы. — Источник
Вам нужно сделать так, чтобы собеседник чувствовал себя комфортно и видел, что его уважают. Время каждого эксперта ценно. Заблаговременно подготовьте список вопросов для получасового интервью и не теряйте ни секунды. Никогда не спрашивайте о том, что можете выяснить сами. Заранее изучите доклады, книги и технические статьи о предмете обсуждения. И главное, убедитесь, что первые несколько вопросов отображают как ваши знания о собеседнике, так и о предметной области. Не спрашивайте, например, о том, что он думает о текущих дебатах на тему феномена человеческого сознания. Задайте ему, скажем, такой вопрос: «В своей статье в Journal of Consciousness Studies вы привели убедительные научные аргументы в пользу панпсихизма. А когда эта идея впервые пришла вам в голову?» Такие вопросы позволяют человеку чувствовать себя комфортно в вашем обществе. Так вы проявляете к нему уважение и даете понять, что не пожалели времени на изучение его профессиональной деятельности и с вами можно свободно говорить на узкоспециальном языке.
Записывайте беседу на диктофон и попутно делайте заметки в блокноте. Пишите обо всем, что привлекло внимание (тут действуют те же правила, что и для чтения). Потом используйте диктофонную запись для перепроверки фактов.
Этап 3: восполните пробелы
Многие профессионалы имеют узкую специализацию, поэтому достигают поистине невероятной глубины знаний в избранной сфере, но часто ничего не знают о том, что происходит в смежных областях. Научившись задавать умные вопросы, вы непременно станете замечать в ответах белые пятна. И иногда именно эти места будут касаться сути ваших вопросов.
Иначе говоря, ваша любознательность привела вас туда же, куда и большинство исследователей. Что ж, замечательно, и это доказывает, что вы действительно погрузились в изучение темы, но вам требуется нечто иное — то, что писатель Стивен Джонсон назвал «медленной догадкой». То есть понимание, что конкретная информация из изучаемой области связана с определенными знаниями в другой области, которая вам тоже интересна.
Медленные догадки способны увести вас в мир, о котором вы и не подозревали. — Источник
Вначале находить такие порождаемые белыми пятнами догадки и подсказки довольно трудно. И стимулировать этот процесс не получится. Но вы потому и последовали за своим любопытством в обход первоначальной темы, а не по стандартной образовательной программе, чтобы естественным образом установить такие связи. В интервью Read Write Стивен Джонсон объясняет это так: «Вот в чем суть идеи: если у вас разнообразный, широкий круг интересов и вы постоянно [собираете] интересные истории о малознакомых вещах или сферах, примыкающих к вашей узкой области знаний, то вы с гораздо большей вероятностью сможете предложить новаторские идеи… Секрет в том, чтобы внимательно присмотреться к чему-то и позаимствовать идеи оттуда. Это все равно что спросить себя: если это отлично сработало здесь, а не сработает ли оно и в новом контексте?»
Уделите десять или двадцать минут в день поиску интересных идей. Допустим, вас интересует поведение животных. Более широкой темой будет устройство экосистемы, и пробел знаний здесь поистине гигантский. Изучение того, как функционируют целые экосистемы, прольет свет на работу отдельных их частей. Можно сделать еще один шаг: животные включены в экосистемы, но это лишь один пример больших систем. Что мы узнаем о поведении животных, изучая поведение внутри систем? Вот вам еще одно белое пятно.
Внезапно вы оказываетесь лицом к лицу с важнейшими вопросами, на которые пока никто не может ответить. В конечном счете вы можете попытаться найти ответы самостоятельно. Вот тут-то и начинается настоящее обучение.
Этап 4: всегда задавайте следующий вопрос
На этом этапе придется поохотиться за противоречиями. Найдите специалистов, не согласных с теми, кого вы уже опросили.
Когда вы подумаете, что уже все знаете (что на самом деле неправда), считайте: вы почти у цели. Теперь попробуйте разгадать эту головоломку. Вполне возможно, на нее нет ответа. Что ж, это тоже нормально. Ваша цель — составить собственное мнение. Выберите позицию, которую готовы отстаивать. Вам нужно уметь сказать: «Эксперты склонны с этим не соглашаться, но, по моему мнению…», а затем объяснить, на чем оно основано.
Словом, если вы не меняли свое мнение хотя бы один раз, вам есть над чем поработать.
Этап 5: найдите свой нарратив
Наш мозг запрограммирован находить связь между причиной и следствием. Таков механизм выживания нашего биологического вида. Умение отследить, что привело к происшествию, позволяет предсказывать будущее, поэтому мозг и предпочитает нарративы, то есть рассказы о причине и следствии, только в большем масштабе.
Впрочем, независимо от масштаба, лежащий в основе механизм один и тот же. Поиск связи между причиной и следствием — это, по сути, распознавание паттернов. В награду мы получаем крошечную дозу дофамина, и удовольствие от этого закрепляет цепочку между «что» и «почему», существенно повышая эффективность обучения.
В конце 1990-х нейробиолог из Кембриджского университета Вольфрам Шульц провел такой опыт. Он давал обезьянам их любимое лакомство, сок, и наблюдал, как при этом в их организме резко возрастает уровень дофамина. В самом начале эксперимента мозг приматов вырабатывал дофамин лишь тогда, когда они действительно получали сок, но со временем всплеск дофамина стал происходить раньше, например, когда сотрудник только открывал дверь лаборатории. К концу эксперимента дофамин у обезьян вырабатывался уже тогда, когда они слышали шаги в коридоре, за дверью лаборатории.
Опыты Шульца подтвердили важность роли дофамина в обучении. Каждый раз, когда мы получаем награду (например, сок), мозг «прочесывает» недавнее прошлое, отыскивая в нем то, что могло к ней привести — то есть ищет причину данного следствия. Если паттерн повторяется, то за нахождение причины в следующий раз мы получаем еще больше дофамина. Затем мозг начинает искать ее в еще более далеком прошлом — перед тем как мне дали сок, открылась дверь лаборатории и в комнату вошел человек — и с помощью новых доз дофамина связь между этими событиями закрепляется.
Научитесь получать удовольствие от обучения. — Источник
На пятом этапе обучения можно воспользоваться преимуществами нашего нейробиологического устройства. Нужно только связать первые поступления дофамина (и, как мы увидим, многих других нейрохимических веществ) в результате распознавания паттернов, которое стало следствием первых четырех этапов, с его еще бόльшими дозами, получаемыми благодаря построению нарративов и социальной под- держке. Все это отправляет новую информацию в надежное долгосрочное хранилище.
Две проблемы
При использовании описанной методики люди обычно сталкиваются с двумя проблемами. Первая — после прочтения пяти книг они решают, что знают достаточно. В боевых искусствах не зря говорят, что желтый и зеленый пояс (продвинутый новичок и ниже среднего) — самый опасный этап для ученика. Люди, получившие их, думают, что уже умеют драться, и часто хотят проверить свои навыки. И в результате им могут здорово навалять. Поэтому запомните: пять книг на ту или иную новую тему — отличный фундамент, но ни в коем случае не принимайте их за глубокие знания.
Вторая проблема не менее коварна. Если вы от начала до конца прошли все пять этапов, то, скорее всего, терзаетесь мыслью, что еще многого не знаете. Что ж, это вполне естественно. Эксперты часто чувствуют себя бόльшими неучами в своем предмете, чем новички. Они знают, чего не знают, и знают, что еще многое нужно изучить. На этом этапе подобное осознание может охладить ваш пыл. Прогресс покажется регрессом и демотивирует. Но вы можете использовать это чувство в собственных интересах. Обнаруженные пробелы в знаниях разожгут вашу любознательность, поэтому подберите очередные пять книг и повторите процесс.
По материалам книги «Невозможное как стратегия»
Обложка поста — unsplash.com