Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Эмоциональное насилие на работе и в социуме. Как проявляется и что делать?
7 июня 2022 3 851 просмотр

Елена Исупова
Елена Исупова

На вебинаре психологов Анны Край и Ренаты Трубачевой в рамках курса «Токсичные люди» говорили об эмоциональном насилии в рабочих отношениях и в социуме. Делимся фрагментами беседы.

По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.

«Невидимое насилие»

Говоря о насилии, мы обычно не задумываемся, что оно может быть не только видимым, но и незаметным. Хотя это так. Допустим, мы замечаем на улице людей, которые спорят и применяют физическую силу — это видимый случай. С эмоциональным насилием все не так однозначно. Например, домашнее насилие может быть незаметным из-за установки не выносить сор из избы.

Что влияет на степень «видимости»?

  • Степень открытости диалога о той или иной социальной группе. Например, насилие по отношению к пожилым людям незаметно для остальных, ведь им сложно за себя постоять, заявить о произошедшем.
  • Степень открытости диалога о той или иной проблемной ситуации. Пример: трудно сказать о некорректном поведении человеку, у которого диагностирована депрессия, нам кажется, что ему тяжелее.
  • Нет социальных групп, которые защищены на 100%. В ситуацию эмоционального насилия может попасть как успешный здоровый белый мужчина, так и маленький ребенок из бедной семьи.
  • Степень вероятности попадания в ситуацию эмоционального насилия тем выше, чем более маргинальной считается социальная группа в общественном сознании.

Мало кто знает о том, что от агрессии часто страдают родители подрастающих детей. Одинокие матери не говорят, что их 17-летние подростки, которые выше и крупнее в три раза, поднимают на них руку (при этом взрослый человек несет за ребенка ответственность). Крайне редко разбираются ситуации, когда взрослые дети 30-40 лет применяют насилие в адрес более старших родственников.


Источник

Большинство может не знать о проблемах меньшинства, а какие-то ситуации скрыты от глаз других людей. В этом случае человеку трудно получить обратную связь о том, что обращение, которое он терпит, ненормально.

Насилие в рабочих отношениях

На эмоциональное насилие в рабочих отношениях влияет то же, что и в обычных человеческих отношениях. То, что человек находится в более уязвимой позиции, имеет более низкой статус, какое-либо заболевание. В рабочих отношениях есть ситуации «невидимого насилия»: к примеру, когда руководитель предлагает отправить в командировку мужчину, а не женщину, потому что у нее дети (не спрашивая ее мнения). Или отправляет «кого-то помладше, помобильнее», игнорируя людей более старшего возраста. Ниже вы найдете еще несколько пунктов.

Что влияет на эмоциональное насилие в рабочих отношениях?

  1. Непрозрачная коммуникация со всех сторон (сотрудники не понимают, как принимаются решения, по каким критериям распределяются ресурсы, кого отправляют на учебу, кому выписывается премия; нет критериев эффективности работы; между определенным кругом сотрудников есть неформальные отношения).
  2. Ограничивающие практики со стороны «правил» общества (что принято, а что нет).
  3. Работа в условиях неопределенности (сотрудники не знают, продолжит их компания существовать или нет, на что они могут повлиять).
  4. Работа в условиях угрозы (растет напряжение, человек находится в постоянном стрессе, а его организм мобилизует все свои ресурсы; поэтому когда меняется экономическая и политическая ситуация в стране, растет уровень агрессии).
  5. Работа в системе помощи «человек — человек» — повышение риска выгорания (когда человек выгорает, он становится более формальным и циничным даже по отношению к своим клиентам или благополучателям; с другой стороны, он сам становится более уязвимым для агрессии).


Источник

С чем можно столкнуться?

  • Обесценивание — как со стороны коллег, так и со стороны руководства.
  • Присвоение заслуг другого сотрудника или команды.
  • Только критика, отсутствие позитивной обратной связи и благодарности. Есть случаи, когда человек работает в госучреждении и получает небольшую зарплату, но при этом руководство говорит: «Ребята, понимаем, что работа трудная, денег мало, но вы большие молодцы, делаете важное дело, вы справляетесь». Баланс сохраняется.
  • Отсутствие культуры обратной связи. Когда в организации нет специальных правил, алгоритмов и практик для обратной связи, отношения могут быть крайне эмоциональными, люди начинают предъявлять друг другу претензии, повышать голос и не делают выводы из проблемных ситуаций.
  • Нечеткая постановка задач + неясные требования + неясная система поощрения и наказания = неясные приоритеты.
  • Поддержание нездоровой конкуренции — той, которая не дает расти, в которой люди яростно соперничают между собой, ставят другу другу палки в колеса.
  • Буллинг, моббинг (давление со стороны коллег), боссинг (давление со стороны руководителя), травля.
  • Бездействие, отсутствие реакции на конфликт или проблему. В сериале «Утреннее шоу» есть эпизод: девушка, столкнувшаяся с домогательствами со стороны старшего коллеги, приходит к руководителю компании, заявляет об этом и не получает поддержки. Эта ситуация оказывается для нее более травмирующей, чем сам эпизод насилия.
  • Газлайтинг как форма прикрытия конфликта.
  • Отказ руководства выполнять свои обязательства.
  • Принуждение к переработкам. Это может быть нормальным, когда переработка происходит по взаимному согласию. Например, руководитель просит всех поработать в выходные на конференции, а потом взять выходной в понедельник или во вторник. Но если начальство регулярно принуждает сотрудников к переработкам, это один из вариантов насилия.
  • Поддержание культуры вины. Пример: человек уходит в отпуск или увольняется, и при этом сталкивается с агрессией («У тебя совести нет, а как же все остальные, ты бросаешь нас в самый трудный период»).
  • Использование труда сотрудников в личных целях. Начиная от «забери моего ребенка из детского сада» и заканчивая другими не связанными с работой поручениями.
  • Вторжение в частную жизнь. Примеры: требования к личным публикациям в соцсетях, контроль над тем, за кого человек голосует на выборах.


Источник

Отдельно скажем про харассмент — поведение одного человека, причиняющее неудобство или даже вред другому, нарушающее неприкосновенность его частной жизни. Может проявляться в разных формах: шутки, комментарии, знаки, физические действия, намеки, прямая коммуникация, кэтколлинг (недопустимые, фамильярные обращения к девушкам — «милочка», «красотка» и другие). Харассмент не обязательно связан с сексуализированными действиями.

Что делать?

  1. Политика замалчивания никогда не работает. Неприятная ситуация будет влиять на вашу продуктивность, психологическое состояние, благополучие.
  2. Проговаривать, замечать, не закрывать глаза. Скажите, что не нужно поступать по отношению к вам тем или иным образом, не нужно говорить с вами фамильярно, не нужно давать непрошеную критику. Так проблема станет видимой. Есть вероятность, что человек прислушается к вашим словам
  3. Обсуждать риски, варианты изменения. Это удобнее всего, если вы находитесь в позиции руководителя.
  4. Прописывать документы и правила в рабочих отношениях. Вы можете инициировать создание такого документа, даже если не являетесь руководителем. Когда мы можем апеллировать к неким правилам, то находимся в более защищенной позиции.
  5. Повышение уровня инклюзивности в разных форматах. Мы можем говорить, что в отношении какой-либо группы или явления неправильно применять уничижительные слова, анекдоты, шутки. И своими примером показывать, как важно, чтобы все в коллективе чувствовали себя безопасно, комфортно, защищенно.
  6. Неподдержание токсичной или дискриминационной риторики.

Что еще важно? К отстаиванию своих границ нужно готовиться, а разговор с нарушителем продумывать заранее.

Это лишь небольшая часть вебинара «Эмоциональное насилие на работе и в социуме». Посмотреть запись полностью можно на курсе «Токсичные люди». Присоединяйтесь:-)

По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа (скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%).

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи