Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Какая доходность поможет не терять, а сохранять и зарабатывать деньги?
6 апреля 2022 1 236 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

В кризис хочется сделать все возможное, чтобы сохранить свои сбережения. Как это сделать? Снять все наличные? Положить на депозит? Купить недвижимость или инвестировать в драгоценные металлы?

Прежде чем понять, что работает, а что — нет, важно определить, какой должна быть доходность, которая поможет не терять, а сохранять и зарабатывать. На вебинаре курса «Кошелек и жизнь» инвестор с 20-летним опытом Вадим Погосьян помог разобраться.

Как считается инфляция

В вопросах доходности мерилом для нас будет инфляция. Многие из нас испытывают недопонимание, когда они видят растущие в магазинах цены, а в новостях говорят и пишут, что инфляция составляет 5-6%. Почему так происходит?

Для определения уровня инфляции в России считается стоимость потребительской корзины, которая примерно на 50% состоит из продуктов, на 25% — из услуг и еще на 25% — из непродовольственных товаров.

Специалисты агентства Росстат ходят по магазинам и рынкам в разных регионах страны и замеряют цену товаров в разных группах. Дальше они считают стоимость потребительской корзины в конкретном году и смотрят, как она дорожает. Состав этой корзины может вас удивить.

Топ-3 продовольственных товара

Здесь указана потребительская корзина для топ-3 продовольственных товаров.

Мы видим, что среднестатистический россиянин практически 9% своих доходов тратит на мясопродукты. Вторая популярная категория — алкогольные напитки. Третья — это плодоовощная продукция, включая картофель.

Если у вас другая пропорция, то и удорожание этих категорий на вас отражается иначе. Поэтому все, что вы здесь видите, работает для всех в целом, но маловероятно подойдет для каждого из нас по отдельности.

Топ-3 непродовольственных товара

Если взять непродовольственные товары, то здесь мы видим, что 6% доходов россияне ежемесячно тратят на покупку новых легковых автомобилей. Понятно, что на самом деле мы всей страной не тратим деньги на то, чтобы приобрести новую машину, но две другие категории могут быть правдой.

Люди действительно покупают топливо для своих машин. И 4% средств, уходящих на одежду и белье, тоже вполне допустимы.

Есть еще третья категория — услуги. Там плюс-минус все соответствует действительности. Россияне много тратят на образование, медицину и ЖКХ.

Первый вывод, который мы можем сделать: если ваша продуктовая корзина не совпадает с тем, что вы видели выше, то и размер вашей личной инфляции будет другим.

Когда инфляция не растет

Бывают ситуации, когда инфляция не растет. Вы приходите в магазин и видите, что цены на привычные продукты выросли, а уровень инфляции при этом не изменился. Давайте разберемся, в чем дело.

Представьте, что в магазинах продаются только два вида макарон — «Макфа» и Barilla. «Макфа» стоит 50 рублей, Barilla — 100 рублей. У людей все хорошо с деньгами, и они могут себе позволить покупать макароны Barilla. Вся страна покупает только Barilla.

Приходят специалисты из Росстата, замеряют и говорят: «У россиян расходы на макароны приблизительно составляют 100 рублей в месяц». Через некоторое время макароны дорожают на 80%: Barilla теперь стоит 180 рублей, а «Макфа» — 90 рублей. Люди понимают, что 180 рублей за макароны — это перебор, и начинают покупать «Макфу».

Росстат видит, что расходы на макароны стали 90 рублей. То есть, несмотря на то, что цена на оба вида макарон выросла, в абсолютном выражении расходы россиян снизились. И когда специалисты Росстата будут считать инфляцию, по категории «макароны» она снизится, потому что раньше расход был 100 рублей, а стал 90.

Второй вывод: когда мы всей страной «переезжаем» на более дешевые товары в одной и той же категории, это не сказывается на инфляции. Официальный размер инфляции не отражает, насколько реально выросли цены.

Инфляция образа жизни

У каждого из нас есть категории товаров и услуг, к которым мы очень чувствительны: кто-то не готов покупать более дешевые макароны, шоколад, машины, одежду. Это называется инфляцией образа жизни. Разберем на примере с телефонами.

Когда Росстат считает инфляцию, у него есть две категории: телефон кнопочный и смартфон. У покупателей другое мерило: есть «плохой телефон» и «хороший телефон». Последняя категория с каждым годом дорожает.

Те, кто пользовался мобильными телефонами в 2000 году, помнят, что тогда хитом продаж была Nokia 3210, все мечтали иметь этот телефон. Он стоил 3 тысячи рублей, что примерно соответствовало 100 долларам.

В 2020 году Iphone 12 стоил 70 тысяч рублей (мы не берем сегодняшние цены, чтобы не портить картину). Если посмотреть на динамику за период с 2000 по 2020 год, категория «хороший телефон» выросла на 18% годовых. В то время как официальная инфляция составила всего 10%.

У каждого из нас есть категории, к качеству которых мы чувствительны. И эти категории растут в цене быстрее, чем официальный темп инфляции. Чем больше у нас таких товаров и услуг, тем выше будет инфляция нашего образа жизни.

Выводы

  • Официальная инфляция характеризует всех нас в целом и никого по отдельности
  • Цены в магазинах могут расти, но не полностью отражаться в инфляции
  • Наша личная инфляция выше официальной в 1,5–2 раза

По материалам курса «Кошелек и жизнь»
Обложка: pexels

Похожие статьи