Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Как пришли — так и ушли». Прорабатываем ограничивающие убеждения о деньгах
8 февраля 2022 3 022 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Откуда берутся «денежные» установки? Как они влияют на наши решения и нашу идентичность? Можно ли изменить ограничивающие убеждения о деньгах? Об этом говорили в рамках курса «Кошелек и жизнь» на вебинаре кандидата психологических наук Марины Гогуевой. Делимся фрагментом.

Что такое установки и зачем они нам

Установки — это наши внутренние правила. Они облегчают жизнь и экономят время: не нужно каждый раз изобретать велосипед — можно взять готовую инструкцию и жить по ней. Но эти же самые правила нам мешают.

Например, когда вы были ребенком, мама говорила: «Не разговаривай с незнакомыми, это опасно». Установка приносила вам реальную пользу. Но прошло время, теперь вы можете себя защитить. И сейчас она стала ограничивающей: вы испытываете трудности в общении, вам сложно знакомиться или поддерживать беседу.

Мы меняемся, мир вокруг нас меняется, наши требования к миру меняются. Именно поэтому установки нужно периодически пересматривать.

Подумайте: какие внутренние правила, связанные с деньгами у вас есть. Какие из них вам помогают, а какие мешают? Какие стоит отодвинуть в сторону, а какие создать?

Как формируются установки

Все начинается с посланий — того, что в детстве мы слышим о деньгах (в этом курсе мы говорим про деньги, но алгоритм справедлив для любых установок). Так вот: мы получаем послания от родителей, бабушек и дедушек, теть и дядь, тех, кто приходит к нам на праздники, от учителей и друзей. От всех, кто находится рядом на ранних этапах жизни. Эти послания въедаются в память и влияют на взрослые решения.

В транзактном анализе есть убеждение, что сценарий (в том числе тот, с помощью которого мы управляем деньгами), формируется к 5-7 годам. Считается, что к этому времени в нашу голову все уже вложено. Но есть и другая версия: с 12 лет мы готовы к самовоспитанию и саморазвитию. Поэтому если в подростковом возрасте вы ходили в какие-нибудь кружки, ездили в лагерь, проходили психологические тренинги, полученные ранее установки могли немного трансформироваться. Или вы читали книги, вам понравилась какая-то мысль, вы присвоили ее себе — и смягчили то, что получили в детстве. И сейчас вы думаете: «Мои родители в детстве говорили вот так, но сам я так не думаю».

Все, что мы слышим и видим в детстве, особенно до 5 лет, очень важно.

Вы можете не помнить того, что слышали о деньгах 10, 20, 30 и более лет назад. Но если замечаете у себя одни и те же поступки, одни и те же обстоятельства, одни и те же сценарии, то можно предположить, откуда все пришло.


Источник

Например, мама говорила вам: «Ты что, не видишь, как мне тяжело работать? А ты тут сидишь, и пока я делом занимаюсь, все игрушки разбросал, еще и мандарины съел, ни одного мне не оставил». Тогда вы могли принять для себя решение: чтобы мама и близкие не страдали, чего-то себе не позволять. Не есть мандарины, не разбрасывать игрушки, не смотреть мультики по телевизору. Потом вы выросли и оказалось: вам сложно купить что-то для себя (даже нужное), зато родных вы всегда задариваете подарками.

Шаг 1. «Увидеть» решения, которые вы приняли в детстве

Попробуйте сформулировать их для себя. Пусть они пока звучат коряво — важно просто обозначить, что с вами происходит. Что может быть решением? Не оставлять у себя деньги, жить без них.

Например, вы спускаете всю зарплату на покупки, а потом думаете: «Зачем мне это все?» Или даете в долг человеку, хотя знаете, что он не вернет. Или берете в кредит дорогостоящую (и ненужную вам) вещь — деньги уходят на то, чтобы его погасить. Возможно, в детстве вы часто слышали фразу «денег нет», когда родители просто хотели вам отказать. «Мам, купи игрушку!» — «Не куплю, сейчас денег нет». Отсюда решение — научиться жить без денег.

Шаг 2. Заметить, как решения воплощаются в вашей жизненной стратегии, в ваших поступках

Соберем все вместе: послание «Денег нет» → решение «Жить без денег» → стратегия исполнения решения «Дать кому-нибудь в долг» или «Спустить все до копейки». В этом решении есть важная составляющая — тревога: «Жить без денег я умею, а жить в достатке — нет, лучше избавлюсь от всего, что получил». А дальше идут ключевые события — то, чем вы подкрепляете свое решение.


Источник

Например, ваш друг полетел в отпуск, но все пошло наперекосяк: ногу сломал, заболел, а еще отель ужасный. Тогда вы говорите себе: «Вот! А я вместо того, чтобы по всяким Турциям разъезжать, машинку стиральную в кредит взял. Сижу дома и не жалуюсь. Поехал бы в отпуск — неизвестно, что было бы». Так вы подкрепляете свою стратегию: если нет денег, это хорошо.

Как установки влияют на нашу идентичность

Схема, которую мы уже разобрали выше, приводит к тому, что мы называем словом «идентичность». К определению того, кто мы есть. Наша идентичность может быть социальной: я мать, я психолог, я подруга. Есть роли, которые мы выбираем сами, но не всегда осознаем: я бедняжечка (и тогда мне хорошо бы жить без денег). Или «я трудяга» (труд для меня на первом месте, я беру работу не для того, чтобы на ней заработать, а для того, чтобы работать). Важно понимать свою идентичность. То, как вы себя определяете, кем вы или ваши родители вас назначили.

Что делать?

Нужно определить свою идентичность и понять, как вы можете ее поменять. Только когда будете думать об этом, не делайте разрыва в миллион световых лет. Допустим, у вас есть роль «Я бедняжка» — не надо выбирать идентичность «Я миллионерша»: буду смотреть фильмы как миллионерша, стану идти по улице походкой миллионерши, и вся моя жизнь изменится. Возьмите разрыв в 2-3 ступеньки: так, чтобы вы могли хотя бы иногда эпизодически погружаться в новую роль. Вместо «Я бедняжка» — «Я компетентный специалист». Тогда вы сможете подумать: «Если бы я считала себя компетентным специалистом, а не бедняжкой, то здесь подкорректировала бы цену. Здесь мне поставили слишком сжатые сроки, я бы уточнила, что либо работаю сверхурочно, либо соглашаюсь на доплату, либо увеличиваю сроки».

Это лишь часть вебинара Марины. Эксперт рассказала про психологические денежные игры (от импульсивных трат и чаевых до шкуры неубитого медведя и выпрашивании скидок) и ответила на дополнительные вопросы. Посмотреть запись полностью можно на курсе.

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи