Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Школа юмора. 5 принципов, которые помогут смешно шутить
28 декабря 2021 7 792 просмотра

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Часто кажется, что комики и юмористы изобретают смешное из воздуха, на ровном месте. На самом деле это не так. Юмор чаще всего возникает из странностей и нелепостей окружающего мира. Научиться их замечать — дело техники. А значит, любой из нас может смешно шутить.

В книге «Юмор — это серьезно» преподавательницы Стэнфордской высшей школы бизнеса Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас рассказывают о принципах, которые помогают стать остроумнее. Делимся некоторыми из них.



Юмор — это серьезно

Говорите правду

Чтобы лучше понять основные закономерности и механизмы юмора, давайте разберем простейшую шутку. Представьте, что вы на званом обеде, гость входит через полчаса после первой смены блюд и извиняется:

«Прошу прощения, опоздал. Я вообще не хотел приходить».

Возможно, вам это покажется смешным или как минимум слегка забавным, потому что объяснение гостя более правдиво и прямолинейно, чем то, что мы привыкли слышать, — обычно какое-то слабое оправдание, призванное скрыть тот факт, что мы с трудом оторвались от запойного просмотра любимого ситкома.

Правда лежит в основе всякого юмора. Слишком тихо говорящие собеседники, навязчивые приятели, усадка одежды, парни, раскрашивающие лица перед спортивными матчами, — над этими сценариями смеются из-за их узнаваемости. Мы подсознательно отмечаем: «Я тоже так делаю», или «Я видел, многие так делают», или «Он прав! Хоккейные фанаты действительно нелепы».

Общие истины создают основу для юмора.

Вместо того чтобы задаваться вопросом, что тут смешного, для начала спросите себя, в чем тут правда. Там мы и найдем юмор.

Создавайте неожиданности

Смех также рождается из неожиданного, когда мы думаем, что кто-то сделает зигзаг, а получается сэндвич с ветчиной. Социологи объясняют этот принцип теорией разрешения несоответствия, согласно которой юмор возникает из-за несовпадения между тем, что мы ожидаем, и тем, что происходит на самом деле.

Это мудреный способ сказать, что людям нравится, когда их удивляют.

Мы чувствуем несоответствие, когда сценарий шутки ведет наш мозг в одном направлении, а концовка неожиданно сворачивает к Backstreet Boys. Догадались, в чем подвох? Услышав «в одном направлении» в первой части предложения, вы, вероятно, ожидали, что далее последует «в другом направлении»… и удивились, обнаружив отстойную ссылку на бой-бэнд из девяностых.

При распознавании такого несоответствия префронтальная кора мгновенно активизируется, чтобы устранить его, генерируя опыт юмора. И тогда вы схватываете смысл шутки. Отстойными были обе ссылки на бой-бэнды.

Ваша префронтальная кора торжествует, награждает себя печеньем и снова засыпает.

Подмечайте расхождения

Наша жизнь полна несовпадений. Все они — потенциальные поводы для шуток. Скажем, на работе вы влиятельный CEO, а дома — подобострастный угодник для двух дочерей-подростков. Или ваша квартира обустроена по фэншуй до самых мелочей, но в ящике со столовым серебром творится личный ад Мари Кондо.

Это могут быть и различия между тем, как ведете себя вы, и тем, как ведут себя другие. Например, Сара заметила, что у них с мужем прямо противоположные способы упаковки вещей во время путешествий.

Подойдет и несоответствие личного характера, проявляющееся со временем. В одном из интервью комик Джон Малейни замечает, как за последние два десятилетия изменилась его склонность к риску:

«Я курил кокаин в ночь перед выпускными в колледже, а теперь боюсь сделать прививку от гриппа».

Попробуйте взглянуть на несоответствия под таким углом: если бы инопланетяне внезапно высадились на Землю, что бы они сочли объективно нелогичным? Может быть, тот факт, что торговый автомат в вашем тренажерном зале продает только чипсы и печенье? Или их удивит реплика Джерри Сайнфелда относительно поведения собачников, подбирающих какашки за своими питомцами:

«Собаки — лидеры планеты. Если вы видите две формы жизни, и одна из них гадит, а другая убирает какашки, кто из них, по-вашему, главный?»

Несоответствия — это в некотором смысле маленькие заблуждения жизни. Они и есть тот мир, что делает за вас половину, а может, и всю работу по поиску смешного.

Уделяйте внимание тому, что чувствуете

Когда Мэтт Клинман, бывший главный сценарист The Onion (агентства сатирических новостей), учил студентов искать юмористический контент, он начал с того, что попросил каждого ответить на два простых вопроса: «Что вы любите?» и «Что вы ненавидите?».

Комики уделяют пристальное внимание эмоциям.

Что заставляет вас чувствовать себя смущенными, счастливыми, грустными, гордыми, неловкими или какими-нибудь еще — чувствовать глубоко и ярко? Эти сильные эмоции могут стать важной отправной точкой для юмора. В дополнение к двум вопросам Мэтта спросите себя: Что делает меня счастливее? Что расстраивает меня больше, чем других? Что я люто ненавижу без всякой на то причины?

Возможно, вы невероятно гордитесь, наблюдая, как ваш четырехлетний ребенок рисует неказистую русалку; иррационально счастливы, открывая банку шипучей сельтерской; или взбешены, обнаруживая, что вода негазированная.

Если вы бывали на стендап-шоу, то знаете, что многие комики разглагольствуют о вещах, которые вызывают иррациональный гнев. Вот как Кевин Харт отзывается о новоиспеченных влюбленных парочках:

«Я ничего не имею против влюбленных. Но меня бесят новоиспеченные парочки. Терпеть не могу зарождающуюся любовь. Ненавижу ее. Честное слово. Для меня это слишком… Вы когда-нибудь видели, как эти парочки пытаются делиться чем-то? На ваших глазах происходило подобное? „Привет, детка. Эй. Детка. Привет, киска. Привет, зайка. У меня осталось немного сока. Хочешь сока? Да? Давай по глоточку — сначала ты, потом я? Хочешь? Давай, хлюп-хлюп-хлюп…“ И начинают гонять стакан туда-сюда… Тьфу ты, ненавижу это».

Включая гнев в собственные шутки, обязательно умерьте свой темперамент. Выстреливая колкости, вы рискуете задеть чьи-то чувства, и тогда уже будет не до смеха. Но если вы сможете взять под контроль эмоции и направить их на забавную, вымышленную, мультяшную версию того, что вас бесит, окружающие смогут проникнуться вашими чувствами, при этом не ощущая себя объектами нападок. При правильном подходе, когда вы посмеетесь над собой и дадите людям понять, что ваша преувеличенная реакция отчасти ваша проблема, вам удастся создать непринужденную атмосферу, успокоить людей и в то же время заявить о своих чувствах.

Используйте конкретику

Конкретика, детали и цвет могут превратить хорошую комедию в блистательную. Судите сами — вот шутка от Джимми Фэллона:

«Британские ученые предупреждают, что пятая часть видов растений на планете находится под угрозой исчезновения. При этом, как ожидается, капуста кале выживет».

Что, если бы панчлайн был чуть менее конкретным? Скажем, «что еще хуже: ожидается, что овощи выживут». Согласитесь, уже не тот эффект? А все потому, что это более общий, размытый выбор. Версия с капустой кале, которую предпочел Фэллон, не только специфическая, но еще и несет в себе множество широко признанных ассоциаций (например: хипстеры, помешательство на здоровье, правильное питание и пища, которую трудно пережевывать).

Мария Бэмфорд — мастер создания точных и ярких шуток:

Меня уже тошнило от того, что я задавала один и тот же вопрос людям, состоящим в отношениях: «Как вы, ребята, познакомились? Ваши руки случайно соприкоснулись в саду?»

В основе этой шутки лежит правда — зависть к тем, кто счастлив в отношениях, и презрение к глупым историям о том, «как мы познакомились», — которая близка многим из нас, но не она делает это наблюдение смешным. А живой и яркий язык, который использует Мария, вызывая мысленный образ прямо из викторианского романа: две одинокие души, несчастливые в любви, сведенные судьбой посреди моря розовых кустов и жимолости. Здесь присутствует и некоторое забавное несоответствие между сценой, описанной Бэмфорд, и тем, как на самом деле знакомятся в XXI веке (зависают скорее в Tinder, а не в саду).

По материалам книги «Юмор — это серьезно»
Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи