Саморазвитие
Как учиться онлайн. Шаг третий: как выстроить процесс, чтобы удержать знания в голове
16 сентября 1 346 просмотров
Саморазвитие
Как учиться онлайн. Шаг третий: как выстроить процесс, чтобы удержать знания в голове
16 сентября 1 346 просмотров

Мария Баженова, методист онлайн курсов МИФ
Мария Баженова, методист онлайн курсов МИФ

Записались на гору курсов, но после их прохождения в голове ничего не остается? Понимаем. И продолжаем разбираться о том, как учиться онлайн правильно — вместе с методистом и мастером курсов МИФа Марией Баженовой.

В прошлых статьях мы рассказывали, как выбрать обучение и подготовиться к нему. В этот раз Маша дает советы, как выстроить процесс обучения, чтобы знания не убегали, а сохранялись в голове.

Разберемся:

  • Почему мы ничего не запоминаем
  • Что делать, чтобы сохранить информацию
  • И как внедрить идеи в жизнь

Что делать во время прохождения обучения

В 30-е годы в Берлинском университете под руководством Курта Левина проводили свои исследования Блюма Вульфовна Зейгарник и Мария Овсянкина. Они изучали зависимость процессов памяти от мотивационной сферы. В ходе их экспериментов были описаны два эффекта:

  • Эффект Зейгарник — психологический эффект, который заключается в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные;
  • Эффект Овсянкиной — тенденция возобновлять прерванное действие, когда его результат еще не достигнут.

Наверняка вы сами сталкивались с этими эффектами в жизни: например, хорошо помните на каком именно моменте, вы поставили просмотр фильма на паузу. Или как сильно хочется вернуться и досмотреть сериал до конца (даже если он не такой уж интересный). Знание этих двух психологических особенностей человека помогают и в том, чтобы не забросить обучение.


Источник

Первое, что важно сделать — это начать! А дальше использовать для мотивации психологическое напряжение и желание закончить. Давайте рассмотрим, что еще помогает во время обучения.

1. Цели и запросы

Приступая к обучению, посмотрите на тему первого урока или модуля. Исходя из нее, задайте себе вопросы и сформулируйте, что конкретно вы будете искать в этом разделе:

  • Что я хочу узнать? Что новое? А в чем уточнить свой предыдущий опыт?
  • Что мне важно понять? С чем разобраться? Какие вопросы мне нужно решить?
  • Чему я хочу научиться? Какие инструкции, последовательности действий мне нужны?
  • Какие инструменты мне понадобятся для практики?

Формулируя запрос к каждой части обучения, вы более сфокусировано будете искать ответы на них. А еще будете знать, какие вопросы задать преподавателю или какую информацию нужно найти дополнительно.

2. Конспектировать или не конспектировать?

Сами по себе заметки и выписывание краткого содержания не дают особых результатов для запоминания и применения материалов. Но это полезно делать в нескольких случаях:

— конспект помогает сократить время на поиск нужной информации в будущем. Вам не придется перечитывать или пересматривать весь объем информации. Это важно, если вы понимаете, что прямо сейчас использовать информацию вы не сможете и планируете возвращаться к конспекту как к справочнику, хотите сделать его «настольной книгой».


Источник

— конспект помогает снизить когнитивную нагрузку. Помните, мы уже упоминали, что информация в курсе может быть преподнесена слишком заумно или не в подходящем для вас формате. А вот конспект можно сделать в удобном для вас варианте. Такая переработка информации из одного состояния в другое поможет лучше запомнить материал и найти лучший способ именно для вас.

— конспект создает важный психологический эффект и является вашим артефактом обучения. Ведь так приятно видеть в результате, как много нового ты узнал и вынес из обучения.

Как конспектировать

В школе нас учили писать обычные линейные текстовые конспекты, но на самом деле вариантов конспектирования существует очень много. Советуем вам экспериментировать и не бояться новых форматов. Конспекты можно делать по старинке, на бумаге, или в электронном виде. Вот несколько примеров, на которые стоит обратить внимание.

Визуальные заметки



Визуальные заметки

Конспекты, где ключевые тезисы — это текст, но оформлены они с помощью схем и иллюстраций. С их помощью объединяются два канала восприятия: вербальный (слова) и визуальный (образы). Благодаря этому мозг создает ассоциативные связи между ними и легко усваивает информацию.


Конспект Лены Александровой по книге SuperBetterИсточник

Mind map (майнд-карта или интеллект-карта)

Еще один вид визуального конспекта, где используются и слова, и зрительные образы. Особенность майнд-карт в особой иерархической структуре: в центре размещаем главную тему, от нее рисуем основные ветви — подтемы, а их разветвляем, насколько это необходимо. Ветви создаем по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла, чтобы не запутаться в последовательности.

Если нужно, добавляем визуальные образы — для лучшего запоминания. Сейчас такие карты можно создавать и в электронном формате с помощью специальных программ (например, в Miro). Подробнее о майнд-картах можно узнать из книги Тони Бьюзена «Интеллект карты», основателя этого метода организации информации.


Интеллект-карта по книге «Магия утра для писателей»Источник

Визуальная таблица

Этот вид конспекта подойдет, если вы привыкли вести линейные конспекты, но хотите сделать его более эффективным и внедрить элементы визуализации. Для конспектирования делите страницу на три столбика:

  • Первый — узкий, примерно 1 см: в нем ставите знаки акцентирования. Например, восклицательный знак (!) — если информация важна для запоминания, галочка (✓) — если в этом месте упоминается ссылка на источник (книга или автор), знак вопроса (?) — если нужно еще дополнительно изучить и дополнить тему. Знаки можно придумать самому.
  • Второй — широкий, примерно 6-7 см. Здесь и ведем конспект. Выписываем основные тезисы в порядке повествования.
  • Третий — примерно 2-3 см шириной. В этом поле добавляем визуальные образы, делаем пояснения, примечания, или фиксируем вопросы для повторения (о них еще расскажем).

Приготовьте цветные ручки и фломастеры. В любом типе конспектов, помимо визуальных образов, можно использовать еще и различные цвета, которые будут нести дополнительную информацию и являться своеобразным цветовым кодом вашего конспекта. Это тоже будет способствовать лучшему запоминанию.

Например, можно выделять одним цветом:

  • Заголовки разделов, особенно, если вы будете использовать конспект как справочник;
  • Самое важное. То, что является «красной нитью» повествования;.
  • Сущности, относящиеся к одной категории. Например, определения одним цветом, даты — вторым, формулы — третьим.

Еще интересные идеи по конспектированию можно найти в этом видео из плейлиста на канале у Anastacia Kay.

3. Как закреплять информацию

Повторять информацию простым перечитыванием или проговариванием можно, но этот процесс нельзя назвать эффективным.

«Зубрежка» не только занимает много времени, скучна как процесс, так еще и не особо результативна.

Помните, как выучили что-то к экзамену, а после того, как оценка оказалась в зачетке, знания по этому предмету из памяти просто испарились? Как раз это результат простого многократного повторения. Что же сделать вместо этого?

Отвечайте на вопросы

Когда мы повторяем, то тренируем наш мозг на запоминание информации, но совсем не тренируем на воспроизведение. Гораздо полезнее пробовать воспроизводить то, что только узнал. Как это реализовать?

Не ведите конспект, а записывайте только вопросы. Например, вместо записи: «Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года», запишите: «В каком году состоялась Куликовская битва?».

Напишите не только конспект, но и вопросы, на которые он отвечает. Например, в конце конспекта составьте проверочные вопросы. Похожие были в учебниках после каждого параграфа.

Если ведете конспект в виде таблицы, такие вопросы можно писать в третьем столбце. Можно закрыть первые два, а по третьему проверять себя.

Я записываю ключевую информацию в электронном виде и для повторения выписываю вопросы до конспекта, чтобы заглядывать в него только в том случае, если не помню ответ.


Как может выглядеть конспект курса «Мастерство учиться»

4. Выписывайте 2-3 идеи

Знаете ли вы о существовании «магического числа семь плюс-минус два»? Это закономерность обнаружена американским ученым-психологом Джорджем Миллером. Согласно ей кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Этот «закон Миллера» был сформулирован в середине ХХ века, а недавно исследования обновили. Оказалось, что число единиц, которые мы можем удерживать в памяти уменьшилось — сейчас это уже 5 ± 2.

Что это значит?

Если в вашем конспекте от 3 до 7 пунктов, вы сможете запомнить эту информацию. А если структурных элементов больше, их нужно переструктурировать и разбивать. Например на две группы по четыре пункта.

Это магическое число влияет также на число выводов или ключевых идей, которые мы выносим из обучения. По итогу прохождения каждого раздела программы выписывайте две-три идеи, которые запомнились вам больше всего. Или две-три идеи, которые вы можете внедрить в свою практику и как-то использовать в жизни.

Самый простой способ найти три идеи из обучения — это задать себе три вопроса:

  1. Что мне понравилось?
  2. Что я запомнил?
  3. Что я буду использовать на практике?

Пусть лучше будет две-три идеи, внедренные в практику, чем десять, записанных в конспекте. Этот подход также помогает тренировать навык принятия решений и внедрения изменений. А ведь именно для этого мы учимся!


Лаборатория целей

5. Делайте первый шаг в первые 72 часа

Бодо Шефер выявил интересное правило: после появления идеи необходимо сделать первый шаг в течение 72 часов.

Скорее всего, идея так никогда и не воплотится в жизнь, если ничего не сделать в первые трое суток.

Появилась идея после обучения? Она вас заряжает? Сделайте что-то в ближайшие дни. Нужно сделать хоть что-то в направлении реализации идеи, даже крошечного первого шага будет достаточно. Это в разы увеличит вероятность реализации идеи.

Что может стать первым шагом?

  • Найти проект, или какое-то из регулярных занятий, где вы сможете попробовать применить новую информацию или навык.
  • Рассказать окружению о своих идеях и планах: дать публичное обещание, что начнете что-то делать, или же привлечь команду, соратников, чтобы реализовать идею вместе.
  • Запланировать новое занятие: подготовить необходимые материалы для реализации задумки и проставить дату в календаре.
  • Поискать новую дополнительную информацию, чтобы погрузиться в тему и узнать еще больше деталей.

В дополнение к двум-трем идеям запишите, что сделаете в их направлении в ближайшие 72 часа. И… сделайте это!

6. Подключайте эмоции

Представьте две ситуации:

Ситуация № 1. Марина — фрилансер. Она замечает, что ей не хватает организованности. Но не понимает, куда уходит большая часть времени в течение дня. Она осознает, что могла бы успевать больше и брать больше заказов, если бы четко планировала свои задачи на день. Иногда она делает параллельно несколько проектов и не всегда понимает, как приоритезировать задачи в этом случае. И из-за такой организации не всегда получается сориентировать заказчиков четко по срокам выполнения работы.

Марина решает пройти курс по целеполаганию и управлению временем.

Ситуация № 2. Владимир Николаевич — руководитель отдела продаж. Он 8 лет работает в компании, отлично знает все процессы и нюансы работы. Может организовать не только свою работу, но и каждого сотрудника в отделе. А еще и другим руководителям помочь.

Но вот отдел управления персоналом заказал тренинг на тему «Целеполагания и управления временем» у крутого эксперта. Деньги платят немаленькие, поэтому решают отправить всех. И Владимир Николаевич на целый день посреди рабочей недели идет на это обучение.

Как думаете, для кого обучение будет более результативным?

Для человека очень важно, какие эмоции сопровождают обучение. Позитивные эмоции, искренний интерес, любопытство, радость и удовлетворение, как на лифте «доставляют» и закрепляют знания в нашей памяти. Обратный эффект возникает при сопротивлении, скуке и злости.


Источник

Отслеживайте, какие эмоции у вас вызывает перспектива обучения на том или ином курсе. Если вы оказались в ситуации «обязаловки», как Владимир Николаевич, или понимаете, что обучение будет полезным, хоть и не очень интересным для вас, то попробуйте найти дополнительные цели, которые добавят позитивные эмоции.

Например, вы сможете:

— пообщаться с кем-то из учеников или с экспертом;

— понаблюдать за процессом обучения и поведением людей;

— узнать современные тренды в теме, что-то новенькое;

— найти две-три новые «фишки».

Наблюдайте за эмоциями не только в начале обучения, но и в процессе.

Обучение, которое вызывает негативные эмоции, нагоняет тоску, вводит в стресс или не дает желаемого результата, можно бросать с чистой совестью. Результатов оно, скорее всего, не принесет.

Подведем итоги

Теперь вы знаете, как лучше организовать процесс обучения, что нужно сделать на этапе подготовки и как закрепить знания во время прохождения программы.

Не забудьте сделать несколько вещей на практике. Выберите инструменты для закрепления информации и реализации идей:

  • сформулируйте запросы,
  • заведите конспект,
  • закрепите информацию с помощью вопросов и, главных идей в первые 72 часа,
  • подключите эмоции для лучшего усвоения информации.

Что дальше?

В следующей статье расскажем о том, как организовывать практику после обучения и внедрять в жизнь новые умения. А чтобы еще больше повысить эффективность своего обучения рекомендуем пройти бесплатный курс «Ускоритель чтения». Это курс для вас, если вы хотите научиться:

  • Выжимать из книг и курсов максимум пользы
  • Делать визуальные заметки
  • Развивать навык скорочтения
  • Улучшать внимание

Обложка: pexels

Похожие статьи