Мария Баженова, методист онлайн курсов МИФ
Продолжаем разбираться, как учиться онлайн — чтобы процесс приносил радость и пользу. В первой статье методист МИФа и мастер курсов Мария Баженова рассказала, как выбрать подходящее обучение. Следующий шаг — подготовиться к процессу. Ловите советы и лайфхаки, которые помогут выстроить процесс и увеличить эффективность любого обучения.
Разберемся:
- Почему важно вносить обучение в свое расписание
- Как выбрать подходящее время
- Что сделать, чтобы определить оптимальную нагрузку
- Как многозадачность может украсть ваши результаты
Как подготовиться к обучению
То, как вы будете учиться и приступите ли вообще к занятиям, зависит от многих внешних факторов. Иногда вы понимаете, что обучения для вас действительно важно, но вот организованности не хватает. В этом случае поможет настройка всей внешней среды таким образом, чтобы она вам напоминала про обучение и помогала к нему приступить.
Вот несколько советов, как можно себе помочь:
1. Внесите обучение в свое расписание
Даже если задачи по обучению записаны, но не запланированы во времени, велика вероятность, что вы будете их откладывать до бесконечности. Так происходит, потому что часто обучение необходимо нам в рамках какой-либо стратегической цели. Если способности, которые мы хотим развить нам необходимы не прямо сейчас, а в какой-то долгосрочной перспективе, то мы склонны откладывать такое обучение.
Чтобы обучение оказалось в вашем расписании:
— повысьте приоритет этой задачи. Подумайте о преимуществах, которые даст вам развитие прямо сейчас, а не только в долгосрочной перспективе. Запланируйте сначала обучение, а потом все остальное;
— поставьте дедлайн для самого себя. Подумайте, какой срок приемлем лично для вас? Когда вам нужен результат обучения? Чему вы будете учиться дальше и не хотели бы откладывать? Распределите занятия на этот срок.
— сделайте так, чтобы вам что-то напоминало об обучении: уведомления календаря, преподаватель, одногруппник, чат в мессенджере. Или держите перед глазами какой-то предмет, символизирующий обучение — своеобразный «узелок на память».
Например, в Японии в качестве «узелка на память» создали специальную игрушку — сову, символизирующую вашу совесть. У этой игрушки глаза крепятся на липучках. Как только вы запланировали какое-то дело, которое склонны откладывать, вы снимаете один глаз у совы и ставите её на видное место. Сова начинает смотреть на вас с укором. Как показывает практика, человеку сложно такое долго терпеть! Сострадание и подсознательное желание восстановить симметрию вынуждают вас доделать задуманное.
2. Выберите подходящее время
Поставить обучение в расписание несложно. Но, кроме этого, нужно учесть, в какое время дня и с какой периодичностью вы будете учиться. Ведь если вы выбираете, например, конец рабочего дня, когда вы уже немного устали, то велика вероятность увильнуть от учебы.
Какое время подходит?
Здесь нет единственно верного ответа. У каждого из нас — свои продуктивные часы. Кто-то лучше учится утром, кто-то — вечером. Рекомендуем первые пару недель обучения понаблюдать за собой и запланировать его в разные дни на разное время:
- несколько дней попробуйте вставать пораньше и учиться с утра,
- еще несколько дней — учиться поздно вечером,
- а затем — поставьте занятия днем, до и после обеда
Анализируйте происходящее. Можете использовать субъективную оценку: оценивайте, насколько эффективным было обучение от 0 до 10. Это поможет выявить самые продуктивные промежутки. А затем планируйте обучение именно на это время.
Дэн Ариели, эксперт по поведенческой экономике и профессор психологии, выяснил, что для большинства людей самое продуктивное время — с 9 утра до 12 дня (40% опрошенных), на втором месте — период с 6 до 9 утра (более 20% опрошенных). А спад происходит днем после обеда. Проверьте, к какой категории относитесь вы.
3. Определите оптимальную нагрузку
Итак, вы нашли наиболее эффективное время для обучения. Но будьте осторожны: теперь нужно учесть и когнитивную нагрузку.
Эту теорию когнитивной нагрузки предложил австралийский нейрофизиолог Джон Свеллер. Суть её проста: оптимальное усвоение учебного материал возможно только при адекватной нагрузке на оперативную память. Самое классное, что мы можем это контролировать. Если вы чувствуете, что после обучения ваш мозг закипает и новые факты же не усваиваются, то, скорее всего, вы перегружены.
Что можно регулировать:
— время, затраченное на обучение. Занимайтесь меньшими временными интервалами, но чаще. Разбейте на маленькие порции огромный материал;
— отдых. Не пытайтесь учиться до изнеможения, обязательно делайте перерывы. Помните, как перемены в школе позволяли выдохнуть и переключиться между уроками? Не забывайте их организовывать для себя. Качество восприятия информации благодаря им возрастет, особенно в конце дня. Важно именно отдыхать, а не решать параллельно какие-то задачи! Используйте для отдыха прогулку, небольшую зарядку, общение с друзьями или домашними питомцами, насладитесь чаем или кофе;
— формат. Если есть возможность, измените способ, с помощью которого вы получаете информацию. Вместо того, чтобы читать материал — посмотрите видеоверсию урока или пообщайтесь с преподавателем лично. Если такой возможности нет, попробуйте самостоятельно переложить информацию в другой формат: сделайте конспекты, графики, схемы, перескажите теорию своими словами;
— сложность теории и заданий. Бывает так, что вашего уровня знаний не хватает для понимания материала. В этом случае стоит пройти подготовительное обучение, чтобы подтянуть пробелы. Или по-другому систематизировать и упростить информацию;
— окружающая среда и инструменты. Согласитесь, будет сложно учиться читать, если у вас нет азбуки. Или научиться водить, когда нет инструктора и учебного автомобиля. Даже научиться вести переговоры не получится, если вы учитесь один — нужен партнер. Чтобы справляться с обучением, убедитесь, что у вас есть все необходимое.
4. Избавьтесь от всего лишнего
Повышенная когнитивная нагрузка может возникать не только из-за самого обучения, но и из-за других факторов, которые забирают наши мыслительные ресурсы.
Онлайн-курс про выгорание
Долгое время была популярна методика многозадачности: люди гордились тем, что одновременно могут заниматься несколькими делами. И до сих пор, когда мы пытаемся сфокусироваться на чем-то одном, например, на обучении, у нас плохо это получается. Почему?
- Часто мы хотим успевать всё и сразу, поэтому пытаемся параллельно делать еще что-то: общаться с коллегами, заниматься домашними делами или спортом.
- А еще на нас воздействуют внешние отвлекающие раздражители: почта, социальные сети, чаты в мессенджерах. Постоянное отвлечение мешает основному делу.
Избавиться от лишних факторов помогает «стерильная кабина». Этот термин пришел из авиации. При взлете и посадке в кабине допускаются разговоры между членами экипажа только на темы, связанные с полетом. Это сделано для того, чтобы наиболее опасные этапы полета проходили без ошибок.
Организация «стерильной кабины» может стать отличным ритуалом для подготовки к обучению.Как это сделать?
1. Чтобы вас меньше беспокоили коллеги или близкие, повесьте на дверь табличку, предупреждающую, что вас нельзя отвлекать. Организуйте себе «бункер», в который никто не сможет пробраться.
2. Если вы работаете удаленно, забронируйте в календаре время для «стерильной кабины». Расскажите коллегам, что в это время вы не отвечаете на звонки, письма и сообщения.
3. В «стерильной кабине» нет места гаджетам. Лучше оставить их в соседней комнате — об этом говорят исследования о влиянии гаджетов на успеваемость учеников. Если же для обучения нужен телефон, ноутбук или планшет, то на время занятий отключите все уведомления, закройте лишние вкладки и приложения.
4. Помните не только про внешние раздражители, но и внутренние. Убедитесь, что вас не беспокоят мысли о «самых ва-а-ажных делах», которые нужно срочно сделать. Сверьтесь со своим эмоциональным состоянием: подумайте, чувствуете ли вы интерес, любопытство, воодушевление, а не страх или тревогу. Решите незавершенные задачи, или определите время для них, чтобы обрести спокойствие. Сделайте для себя что-то приятное или успокаивающее, чтобы прийти в нужное эмоциональное состояние.
Игорь Манн дает суровый совет:
«Поймали себя три раза на отвлечениях — выключили вебинар. Работает безотказно: если тема важная и контент полезный, то после второго отвлечения включается режим жесткого внутреннего контроля. Если же вебинар скучный, надо это признать и отключиться. Офлайн-жизнь коротка, чтобы тратить ее на скучное и малополезное онлайн-обучение».
Подведем итоги
Итак, кажется, всё готово.
Вы запланировали обучение на часы наибольшей эффективности. Определили оптимальную когнитивную нагрузку. Избавились от всего лишнего. Такая подготовка уже сделает занятия более эффективными. Можно смело переходить к самому обучению! В следующей статье расскажем о приемах, которые сделают его максимально результативным.
Если хотите попрактиковаться в организации, советуем пройти бесплатный курс «Как не сойти с ума, работая из дома». Вы узнаете про:
Вебинар «Как не сойти с ума, работая из дома»
- личную эффективность. Как работать в пижаме и не отвлекаться на кошку, «я только протру пыль» и соцсети;
- работу в командах и управление проектами;
- перевод компании на удаленный формат;
- работу из дома с детьми и вторыми половинами.
Обложка: pexels