Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как учиться онлайн. Шаг первый: выбираем обучение
30 августа 2021 5 588 просмотров

Мария Баженова, методист онлайн курсов МИФ
Мария Баженова, методист онлайн курсов МИФ

Скотт Янг в своей книге «Суперобучение» рекомендует 10% времени, которое вы планируете посвятить развитию, выделить на подготовительный этап и провести на старте небольшое исследование. Это поможет избежать импульсивных решений и не обнаружить потом в закладках десятки курсов, которые «как-нибудь потом пройду».

В этой статье методист МИФа и мастер курсов Мария Баженова рассказывает, о чем задуматься еще до начала обучения. Этот подготовительный этап поможет сделать осознанный выбор и получить желаемые результаты в итоге.


Суперобучение

Разберемся:

  1. Зачем и как определять цели обучения
  2. На что обращать внимание при выборе курса
  3. Какие личностные особенности учитывать

Зачем и как ставить цели обучения

Специфика онлайн-курсов такова, что большая часть из них предполагает самообучение. Поэтому нужно понимать, что процесс будет отличаться от того, к которому мы привыкли в школе, университете и на других офлайн-программах. Главное отличие самообучения — в том, что ученику необходимо самостоятельно ставить цели и подогревать свою мотивацию. Здесь (скорее всего) не будет преподавателя, который поможет с этим.

Источник

Обучение требует вклада ваших ресурсов: времени, энергии, эмоций. Понимание того, зачем вам обучение, поможет не бросить этот процесс, узнать новую информацию и внедрить в практику новые инструменты.

Лучшая цель в обучении — это ваш запрос на изменения. Вот несколько приемов, которые помогут определить запрос.

1. Обратные шаги

Этот способ поможет посмотреть глубже в свои истинные цели и желания. Если вы идете в обучение не ради обучения, то получаете мощную мотивацию.

Запишите ответы на вопросы:

Что я хочу иметь?

— Я хочу сохранить свой уровень дохода, но при этом работать удаленно, иметь гибкий график и свободу передвижения.

Что я для этого хочу делать?

— Я хочу поменять профессию и стать графическим дизайнером, чтобы в работе было больше творчества.

Чтобы это делать, чему я буду учиться?

— Для этого нужно учиться на графического дизайнера. Освоить технические инструменты. Найти удаленную работу, или научиться находить заказы на фрилансе.

Эти вопросы также помогут проверить выбор, если вы его уже сделали. Приведет ли обучение к изменениям? Например, вы планируете пройти курс по аналитике. Задайте себе вопросы:

— Если я буду учиться аналитике, что я в итоге смогу делать? Где я это буду применять? Как это повлияет на мои результаты, что я буду иметь?

Если в результате вы увидели перспективу положительных изменений и они вас заряжают энергией, то обучение действительно будет полезным. Если нет, стоит поискать еще.

2. Капиталы

Менять жизнь к лучшему можно не сразу, а по частям. Для этого можно выбрать, чего вам не хватает как специалисту или как человеку. Василий Лебедев из школы инноваций и креативного мышления «ИКРА» выделяет 9 капиталов, которые вы можете увеличивать с помощью обучения:

  • Экономический: получить деньги, вещи
  • Социальный: установить связи, знакомства
  • Физиологический: восстановить физическое, психологическое здоровье
  • Символический: сформировать репутацию, статус
  • Административный: получить карьерный рост, должность, работу
  • Политический: получить влияние, власть
  • Профессиональный: навыки для выполнения задач, решения проблем
  • Культурный: изменить взгляды, мораль, воспитание
  • Девятый капитал — временной. Именно его вы можете инвестировать в деятельность, которая прокачает ваши остальные капиталы

Выбирая обучение, подумайте, за каким капиталом вы в него отправляетесь? Что именно вы хотите получить? Точно ли вы получите это в выбранном обучении?

— Я хочу прокачать свой социальный капитал, познакомиться с лучшими экспертами в сфере и учиться в группе с ребятами из компаний-лидеров рынка. Значит, нужно найти именно такой курс. Это мои требования для выбора обучения.

Источник

Такой подход помогает увидеть, что именно мы можем получить от обучения — помимо профессиональных навыков. Используйте капиталы как фильтр для выбора обучения.

3. Проверка на истинность

Итак, запрос определен. Но не спешите записываться на курс. Сделайте еще один шаг: убедитесь, что ваша цель — истинная, а не навязана кем-то. Максим Дорофеев, автор книг «Джедайские техники» и «Путь джедая», рекомендует так проверять цели:


Джедайские техники

  • Сформулируйте свою цель, запишите, перечитайте. Если в мыслях появляются фразы «Мне надо сделать это», «Я должен так делать», «Мне уже пора стать таким-то» — скорее всего, это не ваши истинные желания.
  • Подумайте, говорил ли кто-то вам об этом? Чьим голосом звучат эти фразы?
  • Постарайтесь услышать свой голос, свои желания. Вы действительно этого хотите или вам нужно это хотеть?
  • Прислушайтесь к телу: что происходит, когда вы себе представляете свою цель? Вы улыбаетесь, чувствуете легкость и расслабление? Или у вас напрягаются челюсти, голова вжимается в плечи и нахмуриваются брови? Часто тело дает более точный ответ, чем сознание.

— Я думал, что хочу стать руководителем. Но на самом деле регулярный менеджмент и задачи по управлению нагоняют на меня тоску. Лучше я пойду и прокачаю еще больше профессиональные навыки, чтобы быть экспертом номер один в своей сфере.

На что обращать внимание при выборе курса

Еще один момент, который нужно учитывать в онлайн-обучении: выбор формата, организация пространства, составление расписания тоже остается за вами. Для этого важно изучить свой предыдущий опыт обучения и определить, как, когда и с какой нагрузкой вы учитесь лучше всего.

У вас есть огромная свобода выбора форм обучения. Но этой свободой нужно грамотно распорядиться.

Вот — приемы, которые помогут понять себя и выбрать верный формат обучения.

1. Как вы любите учиться: самостоятельно или в группе?

Ориентируйтесь на преимущества формата. Остановитесь на том, который подходит для вас больше. И не забывайте про цели обучения: продажам или переговорам вряд ли можно хорошо научиться в одиночку. Проверьте, что для вас важнее.

Источник

Преимущества самостоятельного формата:

  • чувствуете себя максимально комфортно, можете контролировать нагрузку и следить за собственными силами
  • ниже страх совершения ошибок, так как нет критики со стороны группы или преподавателя
  • максимальная персонализация и гибкость: можно выбрать график, темп и темы для развития
  • независимость от дисциплины группы, минимум затрат времени на чужие вопросы, паузы, опоздания
  • если есть куратор, то возможность задавать ему только важные для себя вопросы, получать персональную обратную связь
  • обучение тогда, когда это необходимо вам, а не тогда, когда запланировано организаторами

Преимущества обучения в группе:

  • обмен информацией и опытом с другими учениками и экспертом
  • помощь одногруппников в трудных ситуациях
  • возможность получить обратную связь и взгляд с разных сторон
  • шанс проявить себя, поделиться своими знаниями и умениями
  • новые знакомства, дополнительные эмоции, неформальное общение
  • в группе есть ритм обучения, не будете растягивать освоение программы
  • командные формы работы, возможность попробовать разные роли, проектное обучение
  • более вовлеченное, активное участие за счет ответственности перед другими

Выбирайте формат именно для себя. Что для вас важнее? Что в данный момент времени будет лучше? Что говорит ваш предыдущий опыт: как до этого вам было комфортнее и эффективнее учиться? Какие особенности восприятия есть у вас, которые нужно учесть?

2. К какой нагрузке готовы?

Изучите свой календарь и образ жизни. Возьмите обычный день и проанализируйте:

Есть ли у меня время, которое можно посвятить обучению?
Если нет, то сможете ли вы от чего-то отказаться ради обучения?

Сколько времени у меня есть? 1 час? 30 минут? 15 минут?
Нужно сразу понять, сможете ли вы посещать двухчасовые вебинары, или вам нужен курс с микро-уроками и заданиями по 5-10 минут?

По каким дням и как долго я смогу учиться?
Если вы знаете, что быстро теряете интерес и переключаетесь, выбирайте короткие курсы на узкие темы, а не большие программы на 6-9-12 месяцев и больше.

Мне проще выделить целиком 1-2 дня и пройти курс интенсивно, чем растягивать на недели? Такой вариант тоже учитывайте, если это про вас.

Будьте честны перед собой: если ваш календарь трещит по швам, а вечером есть силы только на то, чтобы смотреть фото котиков, не записывайтесь на обучение. Если же записались, то запланируйте время на занятия в календаре, даже если вы проходите курс самостоятельно.

3. Какие есть требования?

Помимо формата и времени при выборе курса хорошо бы понимать и учитывать другие свои желания и особенности. О чем спросить организаторов или обратить внимание в описании курса:

Уровень сложности: подходит ли он?

Если курс для новичков, а вы в сфере уже 5 лет, вам вряд ли вам будет интересно. И наоборот, если вы только начинаете погружаться в тему, а курс уровня PRO, вам будет слишком сложно.

Учитывайте, что мы лучше всего учимся новому, когда нам не слишком просто и не слишком сложно. Задачи должны быть чуть выше нашего уровня, но реалистичны для выполнения. Не берите первый попавшийся курс, изучите вопрос, возможно, можно пройти отдельный модуль, подходящий именно вам.

Содержание курса: соответствует теме и запросу?

Вы решили учиться маркетингу и увидели рекламу с записью на курс «Маркетинг от Бога». Стоит ли записываться сразу? Нет. Рекомендуем изучить программу и посмотреть, что внутри. Ведь направлений в маркетинге может быть очень много. Например, вы хотели узнать про СММ, а в этом курсе только СЕО-продвижение. Тема и название курса не всегда отражают содержание. Проверяйте!

Эксперты: а они точно эксперты?

Качество образовательного продукта очень сильно зависит от того, кто его создал. При выборе обучения рекомендуем изучить, кто его проводит. Какое образование у этих преподавателей? Кто будет проверять ваши работы и давать обратную связь? Будет ли возможность напрямую общаться с экспертом и задавать вопросы? Найдите возможность пройти демо-версию или открытый урок курса.

Источник

Часто эксперты ведут свои соцсети. До покупки курса подпишитесь на них и последите за экспертом как за человеком и профессионалом. Приятно ли вам его слушать? В каком темпе говорит? Какая манера общения?

Вспомните свое самое яркое и классное обучение. Почему оно было таким? Самый частый ответ на этот вопрос — это крутой преподаватель. В онлайне это тоже очень важно, так как это сильно повлияет на ваши эмоции. А если у вас один вид преподавателя вызывает скуку, раздражение, страх, то о каких результатах обучения может идти речь?

Какие личностные особенности учесть

Цели определили, формат выбрали, составили расписание и подобрали курс по всем требованиям. Но учиться не хочется. И вот вы откладываете обучение снова, и снова. Удаляете занятия из календаря. И опять: «Эх, ну, в понедельник точно начну». Так бывает, и это нормально, ведь помимо всех технических требований, нужно учесть и свою психологическую и эмоциональную готовность.

Ограничивающие установки, страхи и предыдущий негативный опыт может свести к нулю все наши планы.

Вот несколько приемов, которые помогут изменить взгляд на обучение.

Проанализируйте предыдущий опыт

Когда вам говорят «обучение», что первое вам приходит в голову? Какие у вас ассоциации?

К сожалению, у многих предыдущий опыт обучения наполнен негативными эмоциями: вы помните, как было скучно на уроках в школе, но уйти было нельзя. Или неприятного учителя, который ставил вам тройки и говорил, что на вас природа отдохнула. Или преподавателя в универе, который отправлял на пересдачу трижды, и вас чуть не отчислили? Неужели это и есть обучение?

Источник

Если в вашей памяти много таких историй, то каждый раз, когда вы видите в расписании занятие, все эмоции из прошлого дают о себе знать и мешают начать. Что можно сделать:

  • Выпишите свои негативные воспоминания
  • Скажите себе прошлому, что вы гордитесь тем, что этой девочке/мальчику удалось с таким справиться
  • А теперь подумайте, чему вас научил этот опыт? Какую силу он вам дал? Может быть, сделал терпеливым? Научил принимать отказы? «Нарастил» броню, чтобы не воспринимать мнение тех, кто вам не важен?
  • Составьте план: если такое повторится снова в процессе обучения, что вы сделаете? Как можете себя обезопасить?
  • А потом запишите все свои позитивные воспоминания об обучении. Крутого учителя, который проводил занятия-экскурсии. Организовывал викторины. Хвалил вас и направлял. Зафиксируйте, какие чувства вас наполняли в те моменты.
  • Отследите свои эмоции: изменилось ли ваше отношение к обучению? Если все еще нет, вам поможет новый позитивный опыт. Так что нужно попробовать и пройти первое занятие прямо сейчас!

Проверьте свою установку

Кэрол Дуэк — психолог, она не одно десятилетие изучала проблематику успехов и достижений. Она открыла и научно доказала влияние внутренних установок на личность и написала об этом книгу «Гибкое сознание».


Гибкое сознание.

Кэрол говорит о том, что у каждого из нас может быть сформирована одна из установок:

  • Установка на данность, которая обрекает людей на провал
  • Установка на рост — открывает путь к самореализации

Здорово, что можно проверить, какая установка сформирована у вас. Если это установка на данность, её можно изменить. Отслеживайте свои реакции и мысли в различных ситуациях вызова и столкновения с новым. Осознанно меняйте их на установку на рост.

Например, вы не записываетесь на английский и даже не пытаетесь начать его учить, так как в голове громко раздается фраза:

«У меня нет способности к языкам. Вот у Пети другое дело…».

Или у вас загораются глаза, когда вы видите программиста за работой, но вы не идете учиться из-за мысли:

«Я-то гуманитарий, куда мне в программисты».

Всё это — проявления установки на данность. Меняйте ее, чтобы достигать результаты в обучении. Проверьте, под какую установку заточено ваше мышление:

Иллюстрация из книги «Гибкое сознание»

Будьте готовы к любым эмоциям

«Если вы готовы испытывать любые эмоции, вы сможете сделать что угодно», — пишет Питер Брегман в книге «Эмоциональная смелость».

Конечно, приятно учиться, когда ты получаешь позитивные эмоции. Когда рядом добрый и заботливый преподаватель, занятия интересные и веселые, задания несложные и интерактивные, а в группе — отзывчивые, приятные и профессиональные люди.


Эмоциональная смелость

Но, если честно, обучение — это не всегда приятно. В процессе развития может быть много неопределенности, сложностей, барьеров. Что-то не будет получаться с первого раза, и вы будете расстраиваться и злиться. На каких-то темах вам будет скучно. Какие-то мысли могут вызвать сопротивление, неприятие, ведь точка зрения эксперта может отличаться от вашей.

Когда вы идете учиться, важно быть готовым к тому, что все это будет. И относиться к этому нормально, а не «хлопать дверью» при первой возможности. Важно помнить, что все это временно, и вы с этим справитесь! Главное — отслеживать свои реакции. Говорить себе: «Да, эта тема не самая интересная, мне сейчас скучно, но без нее я не смогу двигаться дальше и понять следующие темы». Не забывайте про свою цель и идите дальше ради изменений, которые вы хотите реализовать в своей жизни.

Подведем итоги

Теперь вы знаете, что сделать до того, как начать учиться. Эти советы помогут вам сделать более точный выбор и подобрать обучение, которое будет максимально подходить именно вам.

Не забудьте сделать несколько вещей на практике:

  1. Определите свои истинные цели и запрос на изменения.
  2. Выберите программы с учетом индивидуальных требований.
  3. Учтите свои личностные психологические и эмоциональные особенности.

В следующих статьях мы расскажем о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы учиться легко и с удовольствием. А пока можете пройти наш бесплатный курс «Мастерство учиться». Если, конечно, он соответствует вашему запросу на изменения и требованиям (вы уже знаете, как определить свои требования). Курс поможет вам:

  • Определить свои цели
  • Разобраться с мотивами и мотивацией
  • Подумать про особенности обучения, понять, какой формат нужен
  • Составить стратегию и план развития
  • Поработать с ограничениями: установками, прокрастинацией
  • Внедрить новые привычки, навыки, лайфхаки для организации обучения, развития внимания и памяти
  • Научиться делать рефлексию и запрашивать обратную связь

Обложка: pexels

Похожие статьи