Кругозор
COVID-19 и СО2 — прогнозы Билла Гейтса о климатических изменениях
5 августа 1 701 просмотр
Кругозор
COVID-19 и СО2 — прогнозы Билла Гейтса о климатических изменениях
5 августа 1 701 просмотр

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Мир потребляет более 115 миллионов баррелей нефти ежедневно (это примерно 15,5 миллионов тонн). Ископаемое топливо повсюду. Оно настолько вездесуще, что сложно осознать все сферы нашей жизни, которые оно затрагивает. Для примера начнем с повседневных вещей. И будем двигаться дальше — к глобальному ущербу от парниковых газов и климатических изменений. Эти факты производят впечатление. Они описаны в книге Билла Гейтса «Как нам избежать климатической катастрофы».

Вездесущее ископаемое топливо

Вы почистили сегодня зубы? Зубная щетка наверняка содержит пластик, который производится из нефти, а это ископаемое топливо.

Вы позавтракали? Злаки в вашем хлебе или хлопьях вырастили с помощью удобрений, производство которых сопряжено с эмиссией парниковых газов. Урожай собирали с помощью комбайна, работающего на солярке и сделанного из стали, а та, в свою очередь, производится с помощью ископаемого топлива в ходе процесса, который сопровождается эмиссией СО2.

Если вы съели бургер, то помните, что с выбросами связаны как получение говядины (коровы выделяют метан), так и выращивание и сбор пшеницы, из которой делают булочки для бургеров.

Возможно, вы носите одежду из хлопка, который тоже выращивают с помощью удобрений, или полиэстера, изготовленного из этилена, а тот, в свою очередь, сделан из нефти.

Вы поехали на работу или в школу либо колледж на электротранспорте? Это замечательно — хотя электричество наверняка получено из ископаемого топлива. Если же вы сели на поезд, то обратите внимание: железнодорожные пути сделаны из стали, а тоннели — из бетона, оба эти материала производятся из ископаемого топлива с выбросом СО2 в виде побочного продукта.

Автомобиль и автобус, которыми вы пользуетесь, сделаны из стали и пластика. То же самое касается велосипеда, на котором вы катались в прошлые выходные. Дороги, по которым вы ездите, содержат бетон, а также асфальт, для производства которого требуются нефтепродукты.

Если вы живете в многоквартирном доме, вас наверняка окружает бетон. Если в деревянном, то бревна для его постройки срубили и обтесали при помощи техники из стали и пластика, работающей на бензине или другом топливе.

Отопление или кондиционер у вас дома или в офисе потребляют много энергии, но это еще не все: хладагентом в кондиционере может быть довольно сильный парниковый газ.

Вы сидите на стуле из металла или пластика? Их изготовление опять-таки сопряжено с выбросами. Практически все предметы, от зубной щетки до строительных материалов, доставили с места производства на грузовиках, самолетах, поездах и кораблях. Все эти виды транспорта работают на ископаемом топливе и изготовлены с его помощью.

Ущерб от климатических изменений

Если вы хотите понять ущерб, какой повлекут за собой климатические изменения, взгляните на последствия COVID-19, а затем представьте, что весь этот кошмар продлится гораздо дольше. Смерти и экономический спад, вызванные нынешней пандемией, станут новой жизненной нормой, повседневным явлением, если мы не прекратим эмиссию углекислого газа в атмосферу.

Начнем с гибели людей. Сколько человек погибнет из-за COVID-19, а сколько — из-за климатических изменений? Поскольку мы хотим сравнить явления, которые происходят в разные моменты времени (пандемия началась в 2020 году, а климатические изменения, допустим, в 2030 году), нужно учесть, что численность населения меняется, и поэтому некорректно сравнивать конкретное число погибших.

Вместо этого мы используем такой показатель, как уровень смертности, то есть количество смертей на 100 000 человек. Если взять данные по испанскому гриппу 1918 года и пандемии COVID-19 и вывести среднее число за период в сто лет, можно рассчитать, насколько глобальная пандемия увеличивает смертность в мире. Получится примерно на 14 смертей на 100 000 человек ежегодно.

Теперь сравним это с климатическими изменениями. Прогнозируется, что к середине XXI века рост глобальной средней температуры повысит уровень смертности в мире на столько же — 14 смертей на 100 000 человек. К концу столетия, если количество выбросов останется высоким, климатические изменения принесут еще 75 смертей на 100 000 человек.

Другими словами, к середине века климатические изменения будут такими же смертоносными, как COVID-19, а к 2100 году в пять раз хуже.

Экономическая картина тоже не радует. Последствия климатических изменений и COVID-19 сильно варьируются в зависимости от того, какую экономическую модель вы используете. Однако вывод однозначен: в ближайшие 10–20 лет экономический ущерб, вызванный климатическими изменениями, скорее всего, будет примерно таким же, как если бы пандемия масштаба COVID-19 происходила раз в 10 лет. А к концу XXI века ситуация будет намного хуже, если мы не сократим выбросы.

По мере роста температуры все эти проблемы будут происходить чаще, с более разрушительными последствиями и коснутся большего количества людей. К тому же есть вероятность, что в какой-то момент климатические изменения ускорятся и в кратчайшие сроки примут катастрофические масштабы, если, к примеру, крупные районы вечной мерзлоты (там, где температура долгое время не поднимается выше 0 °C) нагреются настолько, что начнут таять и выбросят чудовищное количество парниковых газов (в основном метана).

До нуля к 2050 году

Чтобы мы могли хоть немного надеяться на предотвращение катастрофы, самые богатые страны мира — те, на которые приходятся основные выбросы парниковых газов, — должны дойти до нуля к 2050 году. Страны со средним доходом должны добиться этой цели вскоре после первого эшелона, а за ними и остальные.

Многим не нравится идея, что богатые страны должны выступить первыми. «Почему мы должны принимать на себя основной удар?» Не потому, что мы виновники почти всех климатических проблем (хотя это так), но и потому, что это колоссальная финансовая возможность: страны, которые построят безуглеродные компании и отрасли, станут лидерами глобальной экономики уже в ближайшем будущем.

Богатые страны лучше приспособлены для разработки инновационных климатических решений; у них есть государственное финансирование, исследовательские институты, лаборатории и стартапы, которые привлекают талантливейших людей со всего мира, так что им придется стать первопроходцами.

По книге «Как нам избежать климатической катастрофы».

Рубрика
Кругозор

Похожие статьи