Саморазвитие
Почему мы чаще замечаем плохое, чем хорошее
30 июля 1 359 просмотров
Саморазвитие
Почему мы чаще замечаем плохое, чем хорошее
30 июля 1 359 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

В нашем эволюционном прошлом очень многое приводило людей к немедленному исключению из игры «в театре Жизни»: неосторожность на охоте, воспаленное сухожилие, изгнание из привычного круга. Люди, проявлявшие неосмотрительность или слишком любившие рисковать, умирали, не передав свои гены следующим поколениям. Осторожные и осмотрительные выживали.

Мы с вами — их потомки. В этом материале, подготовленном по книге «Искусство ясно мыслить», расскажем о том, как и почему мы воспринимаем хорошее и плохое.

Темная и светлая сторона



Искусство ясно мыслить

Подумайте, насколько хорошее у вас сегодня настроение — по шкале от 1 до 10. Два вопроса: во-первых, что могло бы максимально повысить вашу радость от жизни — до 10 баллов? Может, свой летний домик, о котором вы давно втайне мечтаете? Или подъем по карьерной лестнице на следующую ступеньку? Во-вторых, отчего ваша жизнь могла бы ухудшиться — на столько же баллов как минимум? Болезнь, депрессия, грязное пятно на вашей безупречной репутации, финансовый крах, потеря лучшего друга? Вы сами видите: «темная сторона» явно обширнее, чем «светлая». В мире больше плохого, чем хорошего.

Неудивительно, что потери нам кажутся более весомыми, чем приобретения. Если вы потеряли 100 евро, это отнимет у вас больше радости по сравнению с той, если бы вам подарили 100 евро. Опытным путем доказано: потеря воспринимается примерно вдвое тяжелее, чем выигрыш такой же величины. Наука называет это отвращением к потерям (loss aversion).

Когда вы хотите кого-то в чем-то убедить, пусть ваша аргументация будет направлена не на предполагаемый выигрыш, а на то, как избежать возможных потерь.

Страх перед возможной потерей мотивирует людей гораздо сильнее, чем мысль о возможном выигрыше такой же величины. Допустим, вы поставляете охранную технику для домов. Клиенты будут сильнее заинтересованы в вашем предложении, если вы им расскажете, как много денег они могут потерять без установки должной охранной системы, и не стоит упирать на то, сколько они сэкономят при хорошей охране. Даже если сумма одна и та же.

Сотрудники компаний (во всяком случае, когда они несут личную ответственность и не подвержены «группомыслию») чаще опасаются рисковать. Они охотнее занимают выжидательную позицию, а суть вот в чем: зачем идти на риск, если это в лучшем случае принесет хорошенький бонус, а в худшем может стоить тебе места? Почти во всех компаниях и почти во всех случаях риск крушения карьеры перевешивает возможные выигрыши.

Если вы руководитель и недовольны тем, что вашим сотрудникам не хватает смелости, чтобы рискнуть, то теперь вам известна причина. Это из-за отвращения к потерям, которое всем нам свойственно.

Подготовлено по книге «Искусство ясно мыслить».

Фото: источник.

Похожие статьи