Саморазвитие
Слышать друг друга: фильтры восприятия и интерпретация
27 апреля 2 278 просмотров
Саморазвитие
Слышать друг друга: фильтры восприятия и интерпретация
27 апреля 2 278 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Хотя большинство людей считает себя открытыми и объективными, на самом деле на восприятие действительности влияют (искажая его) представления и убеждения, которые в совокупности составляют модель нашего мира. Часто эти установки проявляются в общении, особенно при получении обратной связи. Мы уже рассказывали в наших бесплатных вебинарах, как в МИФе строятся процессы прозрачных коммуникаций. Подписаться на вебинары можно здесь.

Сегодня поговорим подробней о фильтрах восприятия и интерпретации вместе с новинкой «Интегральный коучинг».


Интегральный коучинг. Как научить и научиться

 

Фильтры восприятия

Фильтры и способы восприятия — неосознаваемые аспекты психики и мышления человека, которые препятствуют объективному восприятию как себя, так и других людей.

Опознать распространенные фильтры восприятия можно по маркерным фразам: Я уже знаю! Давай, ближе к делу! И что здесь не так (ищу недостатки)? В чем смысл? Чему я могу научиться? Я прав, а он ошибается. Как это можно применить? Я думаю (готовлюсь что-то сказать, когда придет моя очередь)…

Чтобы справиться с собственными фильтрами, нужно осознать их и уменьшить их влияние, мысленно (или физически) отделив себя от них. Слушая собеседника, нужно сосредотачиваться на том, чтобы быть открытым его словам.

Упражнение «Консультант и клиент»

Попробуйте сделать упражнение, которое позволит осознать свои фильтры и способы восприятия. Основная задача — научиться внутренне фокусироваться на том, как вы воспринимаете сказанное собеседником и содержание разговора. По мере развития способности замечать появляется возможность снимать и надевать фильтры, словно очки, и уже в следующую очередь управлять ими.

Для начала определитесь, кто первый будет выступать в роли консультанта, а кто в роли клиента.

Этап 1. Консультант внимательно слушает клиента, руководствуясь принципом «Я знаю, о чем ты говоришь». Во время слушания повторяйте про себя: «Ну, тут все ясно. У меня есть ответ. Я знаю, о чем это». Воспринимайте рассказ клиента через призму этих мыслей. Клиент рассказывает актуальную историю (на это дается 3–4 минуты). По окончании консультанта просят дать развернутый совет по теме на 2–3 минуты.

Этап 2. Клиентам нужно вспомнить актуальную историю продолжительностью 3–4 минуты. Задача консультанта — настроиться на установку «Мне интересна эта тема». Воспринимайте рассказ клиента через такую призму.

Этап 3. Клиентам нужно вспомнить актуальную историю продолжительностью 3–4 минуты. Задача консультанта — слушать, руководствуясь установкой «Я ничего не понимаю из того, что говорит клиент», «О чем это он?».

Затем клиентам нужно описать, какие эмоции они испытывали, когда их слушал консультант. Как себя при этом чувствовали? Консультантам нужно описать, какое у них возникло отношение к каждой установке? Какие эмоции они испытали: понравилось ли им, они играли, стеснялись и так далее? Что происходило, когда они давали совет?

Осознайте свои эмоции.

Факты и интерпретации

В обыденном смысле понятие факт (лат. factum — свершившееся, англ. fact) — синоним понятия «истина», то есть это знание, достоверность которого несомненна. В более узком смысле факт — это результат наблюдения, в том числе измерения, и эксперимента, не допускающий нескольких истолкований.

Интерпретация (лат. interpretatio — «разъяснение, истолкование») — истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык. Иными словами, это совокупность значений (смыслов), которыми мы субъективно описываем кого-либо или что-либо, выражая свое отношение к этому.

Среди нефактов выделяются: описание, выражение отношения, интерпретация-объяснение.

Описание — это субъективное изложение эстетических (относительных) свойств, реальность которых сложно измерить или сопоставить, поскольку нет заданной шкалы. Так, говоря «дизайнерский стул», мы вкладываем в прилагательное следующий смысл: такой стул спроектирован не просто как предмет, на котором сидят, а как предмет, на котором сидят, имеющий эстетическую ценность. Пример нефакта: «Когда ты рассказываешь свои истории, у тебя все основательно и фундаментально» или «У тебя такие подробные конспекты».

Выражение отношения — это субъективное описание, которое мы используем для того, чтобы показать свое отношение к чему-либо или попробовать выразить его тайное значение или смысл, например: «Ты мне симпатична!» Выявить факты позволяют вопросы «почему? ». Что в ее поведении делает ее симпатичной для тебя?

Интерпретация-объяснение — это фантазии по поводу чувств и мыслей другого человека. Например, «Я вижу улыбку на твоем лице» — это факт (человек растягивает губы и поднимает уголки рта вверх, и это мимическое выражение человечество считает улыбкой). А вот интерпретация: «Вижу, ты улыбаешься. Ты посмеиваешься над тем, как я выгляжу». Иными словами, наше объяснение того, почему человек улыбается, — это наша фантазия. И она называется интерпретацией, когда мы пытаемся объяснить какой-то факт.

Пример нефакта: «Ты открытая, теплая и заботливая, как мама!» Выявить факт позволяет вопрос: «В чем выражается ее забота?»

Интерпретации заставляют нас строить проекции, поэтому так важно научиться отличать факты от описаний и интерпретаций.

Это очень важно! Общаясь, не стоит интерпретировать поведение собеседника, портя чистоту коммуникации и не давая себе возможности направлять внимание на действительно важные вещи (по сути, интерпретация исказит восприятие). Только факты дают по-настоящему ясное восприятие как внутреннего состояния, так и обстоятельств.

Упражнение «Кто объективен?»

Это упражнение позволяет участникам научиться отличать факты от интерпретаций и осознать механизм формирования последних. Его можно выполнить с семьей или друзьями. Ведущий заранее готовит статью из журнала или газеты для прочтения. Поделитесь на четыре мини-группы.

Этап 1. Индивидуальная работа

Прочитайте статью и выделите в ней разными цветами факты и интерпретации, основанные на личном мнении.

Этап 2. Работа в мини-группах

Обсудите в мини-группе результаты своей работы.

Этап 3. Сбор результатов

Ведущий собирает результаты обсуждений от каждой мини-группы, не повторяя одинаковые, и перечисляет отличия фактов от интерпретаций.

Упражнение «Опиши соседа»

Это упражнение позволяет участникам научиться оперировать исключительно фактами, отличать факты от интерпретаций и осознать механизм формирования интерпретаций, а также осознавать свое эмоциональное отношение к фактам.

Поделитесь на пары.

Этап 1. Посмотрите на партнера и опишите его в третьем лице, как картину, называя только факты, но не выражая оценку. Например: «Я вижу перед собой молодую женщину с темными волосами. В ушах у нее серьги квадратной формы».

Этап 2. Посмотрите на партнера и обратитесь к нему, описывая то, что вы замечаете прямо сейчас, называя только факты, например: «Я вижу, ты пишешь правой рукой, держишь ручку указательным и большим пальцами. Сейчас я заметила, что ты повернул голову вправо».

Этап 3. Опишите свое внутреннее состояние (эмоцию и связанные с ней мысли) в момент наблюдения за партнером, например: «Когда я вижу, что ты пишешь, мне радостно. Во время того, как ты пишешь и смотришь на меня, я беспокоюсь, что ляпну какую-нибудь глупость».

В завершение тот, кого описывали, дает обратную связь партнеру о том, насколько точно тому удалось при описании придерживаться фактов. Далее партнеры меняются ролями. На каждый этап упражнения дается пять минут.

 

Научиться слышать друг друга: «Интегральный коучинг».

 

Похожие статьи