Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
13 правил осознанного шопинга: как составить экологичный гардероб
9 апреля 2020 26 132 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Тема осознанного потребления — то, что постепенно, шаг за шагом, начинает волновать каждого человека в мире. Рассказываем, как стать экологичнее и внимательнее во время шопинга вместе с книгой «Гардероб в стиле Zero Waste».

Почему нужно делать покупки осознанно?



Гардероб в стиле Zero Waste

Мы живем в поворотный этап в истории моды. В 1990-е годы эта индустрия пережила взрывной рост, мы быстро привыкли к изобилию дешевых вещей и начали делать покупки просто для развлечения. Что в итоге? Сейчас мы наблюдаем, как всё это негативно влияет на окружающую среду. Углеродный след текстильной промышленности в 2015 году составил 1,2 миллиарда тонн СО2 — больше, чем углеродный след всех международных воздушных и морских перевозок. Звучит так себе.


Жизненный цикл одежды. Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Но всё меняется. Сегодня появляются стильные, более экологически чистые варианты одежды — от подержанной или переработанной до созданной из органических материалов. Независимо от того, запасаетесь вы базовыми вещами или покупаете что-то особенное на всю жизнь, можно выбрать одежду, которая сделает ваш гардероб этичнее. К сожалению, идеального решения нет — любое потребление влияет на окружающий мир, — но вариантов осознанных покупок много, и все они начинаются с желания выразить в одежде ваши убеждения.

Что нужно делать? 13 советов

Каждый из нас может что-то изменить. Достаточно перестать быть жертвой моды, и вы уже поможете индустрии и планете. Вот несколько правил осознанного шопинга из книги «Гардероб в стиле Zero Waste», где собраны практичные советы профессионалов — стилистов, моделей и дизайнеров.

Будьте в курсе

Знание — сила. Ищите информацию о своих покупках, уже полюбившихся брендах и тех, что привлекли ваше внимание. Расспрашивайте, где и как сделана одежда, из каких материалов. Узнайте, есть ли у бренда экологическая или социальная политика.


Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Консультанты в магазине вряд ли ответят на все вопросы. Да и бренды могут не указывать все сведения о товаре на этикетке, так что вам, скорее всего, придется заглянуть на сайт компании — и наверняка объем доступной информации вас приятно удивит.

Задумайтесь о реальной стоимости

Производство дешевой одежды влечет вынужденное сокращение расходов в цепочке поставок. К сожалению, первыми под каток экономии попадают безопасные условия труда и защита окружающей среды. Перед покупкой задайте себе несколько ключевых вопросов.


Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Может ли товар быть настолько дешевым? Возможно ли, что при такой цене условия труда были справедливыми? Можно ли оценить экологическое воздействие этого производства? Конечно, трудно докопаться до сути и найти ответы, но это не значит, что мы не должны размышлять.

Загляните по ту сторону бренда

Проверьте маркетинговую информацию о цепочке поставок. Одни компании производят одежду на современных фабриках с системой очистки сточных вод, питанием от солнечных батарей, аппаратами для крашения без использования воды, цифровой печатью и вторичной переработкой отходов.


Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Другие сообщают полную информацию о поставщиках, иногда рассказывают о работниках, так что вы видите, чьими руками сделаны ваши джинсы. Третьи делают упор на местном производстве, что снижает транспортные издержки, обеспечивает занятость населения и приносит пользу экономике.

Покупайте секонд-хенд

Покупка некогда любимой кем-то одежды — один из наиболее экономически эффективных и рациональных способов собрать осознанный гардероб. Вам практически гарантирована уникальность одежды, а заплáтите вы за нее лишь часть того, что потратили бы на ту же вещь, только новую. И наконец, ваш гардероб не нанесет лишнего вреда окружающей среде, поскольку вы повторно используете ресурсы, уже израсходованные на производство.

Ищите альтернативу

Увы, но все натуральные ткани, используемые в индустрии моды, от хлопка до шелка, оказывают определенное воздействие на окружающую среду. Но сегодня доступны и другие материалы, более экологичные, чем их традиционные аналоги. Среди них — ткани, полученные методом ресайклинга из чего угодно, от восстановленного хлопка и шерсти до пластиковых бутылок.


Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Покупая одежду из переработанной ткани, вы сохраняете уже затраченные природные ресурсы. Так вы снижаете давление на окружающую среду, поскольку спрос на новые вещи снижается.

Остерегайтесь химикатов

Органическую одежду довольно легко найти: ее предлагают многие бренды и в масс-маркете, и в люксовом сегменте. Но одно органическое происхождение хлопка не гарантирует, что при его производстве не использовались токсичные химикаты. На рынке появляется все больше экокрасителей, изготовленных из натуральных инигредиентов, но их доступность пока ограниченна. Вы также можете проверить, соответствует ли бренд экостандартам, таким как Oeko Tex, Global Organic Textile Standard (Глобальный стандарт органик-текстиля) или Bluesign, чтобы убедиться, что ваша одежда безопасна не только для вас, но и для окружающей среды.

Помните об этичном отношении к животным

Материалы животного происхождения (кожа, шерсть, ангора, мех, шкуры рептилий и пр.) широко используются в изделиях и масс-маркета, и класса люкс. Но поскольку правила и стандарты защиты животных варьируются по всему миру от гуманных до зверских, трудно узнать, в каких условиях содержались животные, прежде чем их превратили в нашу обувь, ремни или джемперы.


Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Проявляйте бдительность при покупках: задавайте вопросы, ищите больше информации, чем указано на этикетке, или рассмотрите альтернативу — скажем, веганскую кожу и искусственный мех. Обратите внимание на ответственных поставщиков кожаных изделий (O My Bag — хорошее начало), а еще лучше — на секонд-хенд.

Поддерживайте экологичные технологии

В последние годы произошел взрыв инноваций, которыми пользуются дизайнеры по всему миру. Одни задействуют безотходные технологии, продукты переработки мусора и вторичные материалы, другие возрождают традиционные навыки, такие как вышивка, ткачество и бисероплетение, утратившие позиции в XIX и XX веках в связи с механизацией. Покупая подобную продукцию, вы поддерживаете на плаву не только древние ремесла, но и самих умельцев — чаще всего это женщины, причем из развивающихся стран.

Превратите шопинг в миссию

Порой шопинг представляется баловством и удовольствием, но он может быть и актом благотворительности. В последнее время появляются социально ориентированные модели фэшн-бизнеса, такие как FEED и TOMS. Они основаны на соучастии: скажем, если вы покупаете пару обуви, другая передается в дар нуждающимся. Прелесть этих бизнес-проектов в том, что вы можете удовлетворить собственные потребности в одежде и в то же время совершить доброе дело.

Читайте этикетки

Всегда проверяйте этикетку. Иногда информации на ней немного, но все же должно быть понятно, где и из какой ткани одежда произведена. Зная состав материала, вы хотя бы поймете, как ухаживать за изделием, и это во многом определит ваше решение о покупке.


Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Иногда бренды делятся и сведениями об экологической безопасности вещи. Но тут не помешает осторожность, поскольку в маркетинговом словаре такие понятия, как «натуральный» или «эко», порой трактуются весьма вольно. Если у вас возникли сомнения, ищите дополнительную информацию, подтверждающую заявленное брендом качество, и узнайте у персонала, где можно получить все характеристики товара.

Ищите признаки подлинности

Некоторые бренды используют стандарты или сертификаты — логотипы или знаки на ярлыках и этикетках, выданные независимыми сторонними организациями, которые подтверждают экологическую безопасность изделия и его соответствие социальным или этическим требованиям. Global Organic Textile Standard, Global Recycle Standard и Fairtrade — чтобы их получить, продукция должна пройти строгий контроль.


Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Все больше брендов берут на себя ответственность за всю цепочку поставок и теперь могут предоставить подробную информацию о производстве продукта от начала и до конца. При желании вы можете проследить путь от вашего джемпера до шерсти, которую состригли с овцы.

Начните с основ


Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Нижнее белье, носки, колготки и топы изнашиваются быстрее другой одежды, так как мы носим их регулярно и часто стираем. Стоит поэтапно внедрять более жизнеспособные варианты таких вещей, заменяя привычные хлопчатобумажные трусики моделями из органических материалов и выбирая колготки из переработанного полиэстера. Поскольку мы покупаем эти базовые предметы чаще всего, даже небольшие изменения дают ощутимый эффект.

Влюбитесь или откажитесь

Стремясь создать осознанный гардероб, не поддавайтесь искушению купить вещь, которая вам на самом деле не по душе, лишь потому, что она изготовлена из органических или переработанных материалов. Лучше приобретите то, что вам по-настоящему нравится, что вы непременно будете носить, независимо от качества материала.


Иллюстрация из книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Взглянем на это иначе: допустим, вы покупаете предмет одежды из органической ткани, произведенной на местной фабрике с применением солнечной энергии, и 20 % прибыли от продажи этой вещи идет на благотворительность. Лучше не придумать, верно? Но если вы никогда это не наденете, ресурсы все равно будут потрачены зря.

По материалам книги «Гардероб в стиле Zero Waste»

Обложка отсюда

Похожие статьи