Елена Галецкая, секс-блогер и PR-эксперт в индустрии товаров для взрослых
Секс — это область, где человек свободен, где есть место творчеству, фантазии, свободному выбору
Лев Щеглов
Область интимных отношений насквозь пронизана мифами. Не последнюю роль в этом играет и отсутствие сексуального образования, и наши эмоции, связанные с близостью с другим человеком. «Мы мифологизируем то, что для нас ценней, ближе и дороже», — пишет профессор, доктор медицинских наук и сексолог Лев Щеглов.
Говоря о популярности того или иного мифа, я буду опираться на те вопросы, что регулярно получаю сама, и на информацию от преподавателей одного из крупных центров сексуального образования для взрослых.
Миф 1. Женщина должна хотеть секса. Иначе с ней что-то не так
В 2004 году канадский ученый Энтони Богарт опубликовал работу под названием «Асексуальность: распространенность и сопутствующие факторы. Данные случайной выборки по стране». В ней говорится о том, что среди взрослых британцев асексуалы (люди, не испытывающие влечения) составляют примерно 1% населения, причем 70% из них — женщины. Богарт также предполагает, что асексуальность может быть распространена так же как гомосексуальность.
В России исследования на эту тему не проводились: в ноябре 2017 года женское издание Wonderzine рассказало о том, как живется асексуалам в нашей стране и упомянуло, что нежелание заниматься сексом может быть продиктовано депрессией, посттравматическим расстройством и другими психическими трудностями.
У асексуалов же нормальные гормональные показатели, и в целом они психически здоровы. «Проще говоря, главное их отличие в том, что человек, у которого есть сложности со здоровьем, испытывает страдания от невозможности заняться сексом, тогда как асексуалы — нет», — пишет автор статьи Наташа Федоренко.
Формально асексуальность всё ещё считается отклонением, а конкретно — гипоактивным расстройством сексуального влечения, Но, например, в 2014 году CNN выпустил материал, предлагая всерьез задуматься о том, что асексуальность — это ориентация, со своими спектром и вариативностью, а не расстройство.
Разрешите себе не хотеть
Первое, что надо осознать — наша сексуальность не статична. Она меняется в зависимости от возраста, жизненных обстоятельств, а у женщин либидо еще и сильно зависит от стресса.
Вне зависимости от вашего пола, попробуйте ответить на несколько вопросов.
- Всегда ли мое желание было таким?
Тревожный симптом — это резкое падение или повышение либидо. Это может говорить о серьезных гормональных изменениях, например. Но если ваше желание всегда было небольшим и ничего не изменилось — то повода для беспокойства точно нет.
- Что я чувствую по этому поводу?
Тревогу, сомнения, страх, что партнер уйдет? Или я спокойна? Мои ли это эмоции, или же я принимаю и трансформирую то, что транслируют другие люди? Эмили Нагоски называет такой анализ эмоциональным коучингом — вы приучаете себя к безоценочным эмоциям.
Wonderzine посвятил несколько материалов тому, какое давление извне ощущают асексуалы и люди с малой потребностью в сексе. Этот самый миф, что если вы не хотите секса, то с вами что-то не так — еще один элемент в невротической картине взаимоотношений русского человека с сексуальностью.
В вашей сексуальности ценность имеют только ваши собственные ощущения и мысли. «Самое важное, что вы можете сделать, чтобы получить потрясающую сексуальную жизнь — это принять свою сексуальность такой, какая она есть прямо сейчас, даже если она не та, какой вы ожидаете ее видеть», — говорит Эмили Нагоски, автор книги «Как хочет женщина».
Миф 2. Секс — это всегда оргазм
Этот миф, как и предыдущий, на мой взгляд, усиливает общую напряженность вокруг секса. Женщинам рассказывают, как именно, как часто, в каких позах и от чего они должны испытывать оргазм. Оргазм превратился и в цель, и в показатель качества секса. О том, почему это плохо, и что такое оргазмический невроз, я подробно рассказывала в своей предыдущей статье.
Невротичность ситуации коснулась и мужчин: сексолог Анджей Гришевский в книге «Он. Интимный разговор про тот самый орган» не выделяет у мужчин проблему с оргазмами как отдельный запрос (поскольку мужской оргазм тесно связан, например, с нарушениями эрекции), но говорит о том, что примета нашего времени — мужчины, имитирующие оргазм. «Раньше, если кто-либо имитировал оргазм, это была женщина, а мужчина, если не хотел секса, не занимался им, и все. А сейчас мужчины заставляют себя заниматься сексом, имитируют оргазмы, после чего кончают от порно, тайком».
Самое важное, что следует вынести из изучения этой проблемы — важны именно ваши ощущения, а не оргазм. И ориентация на непременное достижение «финала» как раз лишает вас удовольствия от секса.
Не поддавайтесь панике
В своей предыдущей статье я давала конкретные приемы, как работать с невротическими переживаниями вокруг оргазма. В первую очередь запомните, что отсутствие оргазма — это не проблема с сексом. Тщательно фильтруйте поступающую вам информацию. Читайте проверенную и рецензированную научно-популярную литературу. Анализируйте свои переживания, проигрывайте ситуации, ищите эмоциональный отклик. Это хорошая техника для гармоничного развития своей сексуальности.
Миф 3. Мужчины от природы полигамны, а женщины — моногамны
Этот миф не укладывается в реальность хотя бы потому, что этнологи наблюдают слишком большое разнообразие брачного и сексуального поведения людей — от многоженства и многомужества до всеобщего промискуитета.
Одним из тех, кто придерживался позиции о мужской полигамии и женской моногамии, был Чарльз Дарвин. «Субъективные факторы восприятия влияют на оценки так сильно, что с XIX века миф только окреп, несмотря на несколько серьёзных возражений. Во-первых, зачем женщинам эти обманщики и как удаётся сохранять близость с тем, кто врёт и изменяет? Во-вторых, чем объяснить существование моногамных гомосексуальных мужских пар? В-третьих и в-главных, с кем изменяют мужчины, если женщине нужен только один партнёр, а остальные ей ну совсем не интересны?» — пишет секс-блогер и секс-просветительница Татьяна Никонова.
Мнения современных исследователей находятся между позицией о полигамии всех представителей человеческого вида и полигамии либо моногамии конкретного человека — без учета его половой принадлежности. Подробно об этом можно прочитать в работе Кристофера Райна и Касильды Жеты «Секс на заре цивилизации». Эволюционно человеческий вид находится между шимпанзе и обезьянами бонобо — и авторы книги приводят свои аргументы в пользу большего родства с последними. Бонобо же практикуют секс как способ коммуникации — все со всеми, для решения абсолютно всех вопросов.
Современный моногамный брак появился относительно недавно по меркам эволюции — при переходе от собирательства к земледелию — об этом пишет, например, Фридрих Энгельс.
Существование мифа о том, что мужчины полигамны, поэтому им «надо» изменять партнерше, ставит женщину в унизительное положение, когда она вынуждена принимать неравнозначные правила игры — однако же реальных оснований для такого поведения просто нет.
Как с этим жить?
В последнее время все более устойчивым стало мнение, что отношения работают не по заданным эволюцией алгоритмам, а так, как договорились партнеры — об этом пишет в том числе и Лев Щеглов. В пользу этого утверждения говорит существование полиаморных союзов (партнерств, в которых участники могут иметь несколько параллельных отношений), открытых браков и других не нуклеарных форм отношений.
Эмоциональный коучинг как способ поиска комфортных именно вам форматов отношений полезен и здесь. В первую очередь попробуйте прислушаться к себе: что устроило бы вас? Как вам комфортно было бы создавать отношения?
Говорите с партнером. При этом избегайте давления на партнера и не принимайте давления со второй стороны. К сожалению, мне приходится часто слышать подобные вопросы: «Как мне убедить жену, что иметь любовницу — это нормально» или «Как уломать жену на секс втроем». Не ищите компромиссы — в случае компромисса остаются недовольными оба — ищите что-то третье, что действительно устроит вас обоих.
Обложка поста: unsplash.com.