Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Знаю, одобряю, не делаю. Что мешает нам повысить свою продуктивность?
3 октября 2019 5 023 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Есть много советов по повышению продуктивности. Часто мы соглашаемся с ними, берем рекомендации на заметку, а дальше… ничего не происходит. Почему? Нашли объяснение в новой книге Максима Дорофеева «Путь джедая» (продолжении бестселлера «Джедайские техники»).

«Знать» не равно «делать»



Путь джедая

Первое правило, которые вы услышите от тренера по боксу: «Не закрывай глаза, когда в тебя летит удар». Отличное правило. Понятно, чем продиктовано, дополнительных пояснений не требует. Не ясна самая малость: как научиться это делать? Узнать совет — дело десяти секунд. Но для того, чтобы натренировать себя ему следовать, потребуются годы.


А вы часто занимаетесь теоретическим боксированием?

Между «знать» и «делать» лежит огромная пропасть.

В буддистской традиции выделяют три составляющих обучения. Они расположены не в строгой последовательности, а скорее находятся в балансе.

  • Получение информации. Слушание учителя, чтение текстов. Мы узнаем что-то новое.
  • Осмысление информации. Мы смотрим, как новый фрагмент знания вписывается в нашу нынешнюю картину мира. Обсуждение и ведение дискуссий — тоже одна из форм осмысления.
  • Применение на практике. Обновление нашей картины мира.

В реальной жизни (особенно в деловой) часто наблюдается перекос в сторону получения информации. В особо запущенных случаях все постоянно ходят по встречам, пишут друг другу в почте и чатах, звонят… Но, кроме этого, мало кто что-то делает и еще меньше об этом думают, но все очень бурно это обсуждают. По какой-то причине мы часто переоцениваем знание — простое концептуальное знание, первый столп у буддистов. А практики, эксперимента нам наоборот не хватает.

Мы не видим вещи такими, какие они есть

Мы воспринимаем информацию с помощью органов чувств. Затем часть данных отсеивается, а из того, что останется, ум быстро и незаметно конструирует картину увиденного. А еще наслаивает на нее домыслы и суждения.


Взаимодействие с окружающим миром происходит примерно так

Многие (если не все) свойства, которые мы привыкли приписывать вещам, на самом деле — всего лишь игра нашего восприятия. Например, вместе с оповещением к вам прилетает новая небольшая задача. Вы тут же начинаете ощущать ее как важную и даже немного срочную. Но ощущения далеко не всегда соответствуют действительности. Стоит вам поймать импульс, толкающий в сторону немедленного выполнения этой задачи, и просто взглянуть в свой список, с определенной вероятностью вы увидите более важные дела. И отложите новую, только что прилетевшую.

Важность, нужность, срочность, красота, комфорт, удобство — как правило, все эти параметры характеризуют не саму вещь, а наше восприятие этой вещи.

Модель двойных убеждений

Допустим, мы узнали шикарный совет по повышению продуктивности. И решили ему следовать. Но отказаться от старой модели поведения сложно. Это не то же самое, что загрузить новые файлы на диск компьютера. Когда мы пытаемся измениться, в нас одновременно могут существовать два противоположных убеждения — и старое, и новое, и каждое из них работает в том или ином случае.

Этот эффект был обнаружен и продемонстрирован учеными Университета Вирджинии. Двум группам испытуемых предъявляли фотографии двух незнакомцев. О первом говорили, что он маньяк-насильник, а о втором — что он уважаемый следователь из хорошей семьи. Но с испытуемыми второй группы как будто вышла ошибка, экспериментатор извинялся и говорил, что перепутал снимки. На самом деле первый человек — уважаемый следователь, а вот второй — маньяк-насильник.


Представили?

Далее участникам предложили ответить на вопросы, выявляющие их отношение к людям на фото. Когда на ответ давалось всего 3 секунды, испытуемые второй группы показывали положительное отношение к человеку, которого им сначала представили как следователя, а потом, извинившись, сказали, что он все-таки маньяк.

Первое впечатление осталось в уме, и полученная позже информация не заменила его, а стала вторым (пусть и противоречащим первому) убеждением, живущим по соседству.

Когда нас торопят, мы демонстрируем не то отношение и взгляды, которые характерны для нас в спокойном состоянии. Если учесть, что в реальной жизни суеты вокруг довольно много, то, даже если мы всем сердцем примем информацию о новом, более выгодном поведении, это еще не будет означать, что наше поведение изменится.


Бывает и так

Это может выражаться, например, в следующем. Человек начинает учиться (на тренинге или самостоятельно с книгой). В ходе обучения он признает необходимость ведения списка задач и понимает, что не стоит импульсивно реагировать на входящие сообщения, особенно в том случае, когда в списке содержатся важные пункты. Он может даже успешно выполнить упражнения на тренинге. Но, оказавшись на рабочем месте, все равно первым делом полезет проверять чаты и почту, потому что «вдруг там что-то срочное», а в список задач с сожалением посмотрит лишь вечером.

Универсальной методики и волшебной таблетки нет

Часто, сталкиваясь с нежелательным явлением, мы ожидаем, что есть некий рецепт, трюк или прием, который поможет нам полностью от этого явления избавиться. Но так бывает очень редко.

Во-первых, из-за разницы в восприятии мира разным людям могут потребоваться разные подходы (вплоть до диаметрально противоположных) для достижения одного и того же результата.

Во-вторых, большинство приемов и методов влияют на нежелательное явление, но глубина эффекта редко бывает значительной.

Значит ли это, что советы по продуктивности не работают? Нет. Просто все, что мы имеем, — набор маленьких рецептов. Каждый из них по отдельности не дает впечатляющего результата. Но стоит применить их одновременно и настроить под себя, как шансы на значительный эффект существенно возрастают. Попробуйте!

По материалам книги «Путь джедая»

Обложка поста — pixabay.com, иллюстрации — из книги

Похожие статьи