Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как игра помогает бороться со стрессом
1 марта 2019 6 007 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Самый простой и эффективный способ снизить стресс — поиграть. Доказано учеными.

Игра действительно захватывает нас в плен, вырваться из которого очень непросто. Это состояние помешает, когда вы на работе и нужна концентрация, но поможет, когда вы в депрессии, очень устали или просто в плохом настроении. А если играть еще и осознанно, то игровой подход можно перенести в реальную жизнь. С нашими настольными играми сделать это очень просто. В конце статьи расскажем о классных новинках от очень эмоциональных авторов и космической девушки.

Почему именно игры

Гейм-дизайнер Джейн Макгонигал в книге SuperBetter рассказывает о состоянии потока, которое помогает бороться с депрессией, плохим настроением и стрессом. Поток — это не отвлечение или заинтересованность: это полное участие, при котором мотивация возрастает, вы наполняетесь энергией, теряете счет времени и не осознаёте конкурирующие мысли или эмоции.


SuperBetter

Понятие потока ввел американский психолог-исследователь Михай Чиксентмихайи в 1970-х годах. Состояние потока считается сверхпозитивным психологическим состоянием — возможно, самым оптимальным. Достичь его можно разными способами, но при этом должны соблюдаться определенные условия: наличие четкой цели, сложного задания и навыков, необходимых для его выполнения. Все это дает силы вновь и вновь стараться сделать лучше. Люди входят в состояние потока, когда играют на гитаре, готовят, бегают, работают в саду, решают сложные математические задания и танцуют. Это лишь несколько способов. Однако в отличие от видеоигр не все они подходят для стрессовых ситуаций.

Когда Чиксентмихайи впервые написал о феномене потока, он назвал игры главной поточной деятельностью.

Когда Чиксентмихайи впервые написал о феномене потока, он назвал игры главной поточной деятельностью.
Поток уносит далеко от стресса и проблем. Источник

Возможно, покажется удивительным, но многие виды занятий, которые мы считаем хорошим способом отвлечься, не приводят к состоянию потока. Например, просмотр телепередач или фильмов, слушание музыки или даже чтение. Эти приятные занятия отвлекают нас от проблем. Но, как правило, они не настолько захватывают и не так интерактивны, как занятия, ведущие к состоянию потока. Об этом важно знать, поскольку многие люди, желающие расслабиться и справиться со стрессом, тревогой или болью, обращаются именно к этим занятиям. Но исследование состояния потока показывает, что захватывающее интерактивное задание обычно позволяет лучше контролировать свои мысли и чувства, чем пассивное расслабляющее занятие.

Именно благодаря состоянию потока игры больше, чем другие занятия, помогают нам подавлять чувство тревоги и контролировать другие эмоции. Игры дают четкую цель. Они требуют внимания и усилий для успеха. Практически постоянно предоставляют обратную связь, чтобы мы могли улучшить свои результаты. Как только мы совершенствуем навыки, игра усложняется, чтобы нам всегда было трудно продвигаться дальше. Игры настолько надежно и эффективно позволяют войти в состояние потока, что, когда ученые решили исследовать феномен потока в лаборатории, они просили участников играть в игры. Никакое другое известное нам занятие не приводит к состоянию потока быстрее, чем игра.

Остановить внутреннюю игру со стрессом

Мы всегда ведем внутреннюю игру с самим собой. Скидываем ответственность, виним других в проблемах, жалуемся на усталость и так далее. Задумайтесь: кто побеждает? Явно не вы, потому что обстоятельства, которые подталкивают вас к жалобам, не меняются. Все как было плохо, так и осталось, несмотря на то, что вы рассказали всем вокруг «очень хорошую историю» о проблеме.

Изменить привычный образ мышления поможет смена внутренней игры. Начните с инструмента Stop из книги «Стресс как внутренняя игра».


Стресс как внутренняя игра

Инструмент STOP удивительно прост: его применение обозначает именно то, о чем говорит название — остановку подсознательного импульса для перехода к сознательному действию. Этот инструмент состоит из четырех шагов.

  • Сделать шаг назад (Step back). Нужно установить некоторую дистанцию между собой и ситуацией

На этом шаге нужно прекратить движение вперед. Вы выходите из любой физической, умственной и эмоциональной активности, подобно тому как боксер на ринге на секунду отстраняется от соперника на расстояние вытянутой руки. Сделав шаг назад, вы сможете увидеть то, что не могли видеть в разгар боя. Теперь у вас есть другая перспектива, которая дает гораздо больше вариантов дальнейших действий.

  • Подумать (Think), в чем истинная суть происходящего? Что заставляет вас испытывать стресс? Каковы ваши приоритеты? Каковы возможные варианты действий? Каковы препятствия?

Отступление дает вам время немного подумать. Сосредоточившись, вы можете спросить себя, что в этой ситуации заставляет вас чувствовать страх, разочарование или боль? Почему вы это делаете? Чего пытаетесь достичь? Какие препятствия стоят на вашем пути? Каковы ваши внутренние и внешние ресурсы? Какие варианты действий возможны?

Отступление дает вам время немного подумать.
Вовремя сделанный шаг назад привнесет осознанности в вашу жизнь. Источник

  • Организовать свои мысли (Organize). Составить план действий

Как известно, мысли в нашей голове обычно возникают не в логически обоснованной последовательности. Чтобы они привели к осмысленным действиям, их необходимо упорядочить. Проведите в пространстве для размышлений некоторое время, отвечая на вопросы, а потом спросите себя, как бы вы организовали свои мысли, чтобы перейти к осознанным действиям.

  • Продолжить (Proceed) движение вперед со значительно большей ясностью и пониманием

Теперь вы делаете сознательный выбор — действовать или, наоборот, ничего не предпринимать. Даже если позже вы сочтете, что могли принять более верное решение, вы все равно можете добиться прогресса, узнать о себе что-то новое и набраться мудрости на будущее.

Настольные игры

Недавно у нас вышло две игры. Главное их достоинство в том, что навыки, которые отрабатываются за игровым столом, вы сможете перенести в жизнь.

«Мириады»

В каждом из нас живут мириады эмоций, но мы умеем использовать только малую часть из них. Эта игра здорово развивает эмоциональный интеллект и сплачивает тех, кто собрался в этот вечер вместе. Особенно ценно сыграть в «Мириады» всей семьей. По словам тестировщиков, из-за стола игроки выходят с повышенным уровнем чувствительности, любви, нежности, доброты. Этому способствуют задания: обнять кого-то из игроков, вспомнить историю знакомства, придумать ассоциацию. Карточек с заданиями всего 40 (а с символами — 80). Есть также такие, которые вдохновят на то, чтобы заглянуть в собственную душу.

В каждом из нас живут мириады эмоций, но мы умеем использовать только малую часть из них.
Пример карточек

«„Мириады“ родились из острого желания сделать волшебной красоты настолку про эмоции, которая поможет близким людям стать друг другу еще ближе, — рассказывает соавтор Юлия Петропавловская. — В наших семьях, да и в целом в межличностных отношениях велико влияние „эмоциональных табу“. Мы еще пока плохо умеем корректно и грамотно выражать эмоции, а многие и вовсе не видят в этом необходимости. Наши „Мириады“ про то, что внутренний мир — бесконечное космическое пространство, в котором нет хорошего и плохого, правильного и неправильного, но которое отчаянно нуждается в том, чтобы быть понятым».

«Ты просто космос!»

Игра от автора книги «Просто космос» и agile-ежедневника «Космос» Катерины Ленгольд. Путь к победе состоит из десятков маленьких шагов. Не только в игре, но и в жизни. Поэтому игра тесно переплетается с реальностью. Побеждает в ней тот, кто не остановится и сможет соблюсти баланс во всех сферах жизни.

«Космический успех — это баланс успешной карьеры, развития и уютного социального „кокона“. Я надеюсь, что игра поможет вам сделать первые шаги к гармоничной, наполненной жизни», — говорит Катерина.

«Космический успех — это баланс успешной карьеры, развития и уютного социального „кокона“.

За игровым столом вы научитесь ставить цели и достигать их. Разнообразные задания (120 карточек!) вдохновят на новые мысли, а отработанные в игре навыки придадут решимости в реальности, чтобы уверенно двигаться к цели и не сворачивать. «Ты просто космос!» — игра для тех, кто хочет достигать своих целей, сохраняя при этом гармонию и баланс.

Похожие статьи