Пусть все вокруг считают, что художник должен быть голодным, но уверяю вас: творчество и деньги очень даже совместимы. Вспомните известных современников — художников, писателей, музыкантов, ведущих. Вспомните, на кого вы подписаны в соцсетях, чьи многотысячные странички разглядываете с мыслью «мне бы так же». Всех этих творцов, которые уже не работают в офисе, объединяет личный бренд. Он и помогает им продавать их услуги и товары — в том числе вам. Люди тянутся к экспертам в своей области или просто ярким личностям с интересной жизнью.
Мы сопереживаем реальным персонажам. Когда они рассказывают, сколько трудностей преодолели на своем пути к успеху, мы хотим их подбодрить. Мы ждем от них новостей, как новый выпуск любимого телесериала, и радуемся их успехам как своим.
Книги Анны Рольской
Людям-брендам легче построить коммуникацию с аудиторией.
Достаточно просто выйти в прямой эфир, написать пост с увлекательным рассказом о себе и развернуто ответить на вопросы.
Кто может быть брендом?
Маркетологи уверяют, что все. Я считаю, что нужен определённый склад характера или большое желание. Показывать свою личную жизнь, записывать видео, говорить на камеру — для некоторых это такой некомфортный и неприятный шаг, что никакие прибавки к зарплате и укрепление отношений с аудиторией не заставят их это делать.
Если после каждого эфира вы будете сутками приходить в себя, ни вам, ни вашей аудитории это не понравится. Для вас есть множество других форматов — станьте гуру печатного слова, «обнимайте» клиентов с фото, комментируйте видео мира вокруг вас.
Что показывать
Во-первых, покажите, что вы — реальный человек: место, где вы обедаете, работаете, стоите в пробке или ездите на метро. Не нужно стесняться, что у вас нет машины, например. Многие подписчики тоже ездят на метро, и в вашей истории они смогут узнать себя, и это сделает вас роднее. Я фотографирую еду, выкладываю видео из торговых центров и даже снимаю часть дороги от массажного салона до кафе — и люди смотрят и отвечают мне на строис. Потому что я живой человек, а не аппарат по круглосуточному рисованию букв.
Во-вторых, покажите вашу профессиональную жизнь — наброски, палитры, как вы выбираете бумагу для проекта, с кем вы работаете, коллаборации с известными личностями и брендами, где вы учитесь, посещаете ли выставки и конференции. Мой инстаграм* пестрит эскизами — и подписчики видят, из чего рождается красота. Помимо того, что «подглядывать» просто интересно, это придает им уверенности в себе. Как-то я выложила фото своих первых работ в леттеринге. Знаете, что писали чаще всего? «Мне теперь не так страшно, значит, и я смогу». Если вы ведете курсы, люди доверят вас свое развитие. Если продаете творческий продукт — полюбят его еще на этапе создания. Отзывы других людей помогают вам обменяться любовью ваших аудиторий.
Обязательно отметьте успехи ваших студентов (если вы учитель) и счастливых клиентов (если продаете картины), отзывы о вашей работе.
Где показывать
Я рекомендую ограничиться одной социальной сетью, например инстаграм*. Какие-то знаковые события — получение дипломов, сертификатов, обучение у известных специалистов публикуйте в посты.
Какое ваше сообщение?
Теперь самое главное. Чтобы понять что показывать, а что нет и под каким углом, нужно определить основное сообщение, которые вы хотите донести до аудитории. Это может быть «Я занимаюсь творчеством профессионально». Подкрепляйте это дипломами и информацией о том, что ваши работы востребованы, их покупают, вас выбирают партнеры, вы выступаете на конференциях. Или «Мой блог про мотивацию в творчестве»: тогда пишите про музу, про стимулы к творчеству, как преодолеваете творческий застой и найти в себе силы. Или «Творчество — как образ жизнь. Travel and draw», если вы много путешествуете, наслаждаетесь жизнью и делаете наброски в дороге.
Тут вам, наверное, захочется возразить: «а как же многогранные личности?» — и вспомнить людей-сканеров. Вы есть и останетесь разносторонним человеком, есть множество способов подчеркнуть это в рамках основной идеи вашего личного бренда. Но он должен быть цельным и понятным, чтобы люди к нему тянулись. Так же стоит определиться с тоном сообщений — вы будете обращаться на вы или на ты: «Творческие вы мои, собираемся сегодня на пленер» или «Ну что котаны, поехали на пленерчик?» И то и то хорошо, главное выбрать то, что вам комфортно.
Всем не угодишь
Так и при построении личного бренда вам будет очень тяжело поддерживать натянутый образ. Вы не сможете нравиться всем сразу. Не получится быть и хорошей, мягкой, заботливой и строгой, целеустремленной достигаторшей, которая все сметет на своем пути.
Например, вы считаете, что цель важно достичь любой ценой, работу закончить в срок, несмотря ни на что. И в следующем «выпуске» вы говорите, что самое важное — не напрягаться, не придавать так много значение работе, потому что жизнь одна и надо уметь расслабляться. У аудитории будет смешанное чувство, не делайте так )
Пример из моего опыта: у меня иногда бывают сомнения по поводу того, какой выбрать цвет или стиль, и я советуюсь с аудиторией. Я никогда не строила из себя супер-женщину, которая все знает, которой не нужны советы, которая принимает решения быстро и легко. Мне не комфортно в таком образе. При этом мои успехи воодушевляют и восхищают всех моих подписчиков и студентов: я участвую в конференциях по всему миру, преподаю и мои работы печатают международные сборники. Мой основной посыл — можно достигать невероятных успехов и оставаться собой, считаясь с особенностями своей личности.
Я за «экологичный» подход к профессиональному росту.
Пара слов о фотографиях
Важный компонент личного бренда в соц сети — ваши фотографии. Я больше не мучаю инста-мужа и заказываю фото-сессии у профи 3 раза в год. Главный аутфит преподавателя — это, конечно же, пиджак. На художниках пиджаки смотрятся отлично. Представьте: вы в пиджаке с вашей картиной, она будет смотреться как минимум в 2 раза дороже. Пиджак работает не только на вашу аудиторию, но и на вас. Наденьте пиджак и посмотрите на себя в зеркало — это придаст вам сил и уверенности.
Свитер — для романтичных художников. Мягкие складки и вязка передают ощущение комфорта и уюта. Экспериментируйте. Я часто заглядываю в блоги к стилистам за вдохновением и идеями, а так же планирую пройти курс по стилю.
Текст
Да, нужно научиться писать — это возможность познакомить аудиторию с вами поближе. Начните с 3-х предложений о себе и потом увеличивайте объем. Когда вы поймете, что драмы не случилось и ваши подписчики по-прежнему с вами, то это придаст вам сил писать больше и чаще.
Например, вы рисовали скетч незнакомца в кафе, а он заметил, подошел и пригласил на свидание. Расскажите об этапах работы, источниках вдохновения, книгах, которые вы читаете, любимых художниках, ваших учителях. Если вы едете в путешествие, то расскажите и об этом тоже.
Большой труд
Признаюсь, ежедневная трансляция своей жизни под профессиональным углом — это большая работа и да, вначале это будет утомительно. Но я привыкла. Сейчас я пишу тексты намного быстрее, говорю уверенно на камеру и могу вас уверить — фрилансера такие обязанности дисциплинируют. Каждый день я пишу посты, делаю фото для публикации, общаюсь с подписчиками и отвечаю на комментарии, это социум которого так не хватает, когда работаешь дома.
А еще вешаете постеры и подписываете к ним комментарии, общаетесь с посетителями и угощаете их вкусняшками. Так же вы проводите коллаборации с другими галереями, чтобы обменяться аудиторией и устраиваете конкурсы и распродажи.
Работая над личным брендом, вы найдете не только клиентов, подписчиков, друзей, но и лучше познакомитесь сами с собой и своим талантом.
Анна с буквами на ты и вас с ними подружит, полистайте книги на сайте.
*Instagram принадлежит компании Meta, которая признана в России запрещённой экстремистской организацией