Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Кухонный философ. 3 разговора «за жизнь»
13 сентября 2018 5 110 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Все мы любим душевно поболтать на кухне за чашечкой чая и свежими плюшками. В таких разговорах нередко рождается истина. Та, за которой скрывается накопленная годами мудрость и желание жить хорошей, счастливой жизнью.

Представьте, что вы оказались за столом с Рольфом Добелли — предпринимателем, кандидатом наук, писателем и просто умным человеком. Вот три разговора, которые могли бы случиться в такой вечер.


«Философия хорошей жизни»

Почему скучные люди успешнее, чем авантюристы

Наш мозг любит краткие, скачкообразные достижения. Мы реагируем на максимальные результаты и рекордные спады, — а вот картины постоянного, поступательного развития практически не воспринимаем.

Рассмотрим такой пример. Вы вкладываете 10 тысяч евро под 5% годовых. Тогда через год вы становитесь богаче — всего на 500 евро. Ну, полная чепуха! Но если вы продолжаете вкладывать свою скромную прибыль, то через 10 лет ваш капитал составит 16 тысяч евро, через 20 это будут солидные 26 тысяч евро и — прямо-таки сказочные — 115 тысяч евро через 50 лет. Капитал растет не линейно, а по экспоненте. А поскольку у нашего мозга нет специального органа чувств, показывающего далекую перспективу, то и специальным чутьем развития по экспоненте мы не обладаем.


«Скучный» Чарльз Дарвин знал секрет продуктивности. — Источник

В этом и заключается хитрый секрет постоянства: долгосрочный успех развивается и растет, как пирог с пекарским порошком. Скучные, медленные, долгосрочные процессы ведут к наилучшим результатам. То же самое происходит и в нашей жизни.

В истории не было еще такого столетия, где активность, деловитость, усердие ценились бы так высоко, как сейчас. Мы верим, что только так и можно «удерживаться на плаву». Что хорошая жизнь должна состоять из авантюр, рискованных путешествий, перемен места жительства и покорения вершин. А может, всё наоборот?

Чем спокойнее жизнь, тем она продуктивнее.

Сократ основную часть своей жизни проводил в тишине, со своей Ксантиппой, вечерами совершал прогулки для улучшения пищеварения. Кант вроде бы никогда не удалялся более чем на 15 километров от Кёнигсберга. Дарвин, вернувшись из кругосветного путешествия, спокойно жил дома до самой смерти. Между суетливостью и хорошими идеями нет положительной корреляции, между неутомимостью — и проницательностью, между активностью — и достижением нужного результата.

Что это означает применительно к нашей жизни? Поменьше занятости, побольше постоянства. Если вы обрели хорошего партнера в браке, нашли подходящее место жительства или вполне исполнимое хобби, оставайтесь с ними как можно дольше.

Почему надо покупать меньше, а впечатлений иметь больше

Сколько радости доставляет вам ваш автомобиль? Поставьте оценку от 0 до 10. Если у вас нет машины, оцените свой дом, квартиру, компьютер или что-то еще. Психологи задали этот вопрос автовладельцам, а затем сравнили полученные ответы со стоимостью автомобилей.

Результат: чем шикарнее автомобиль, тем больше радостей он приносит своему владельцу. BMW 7, например, генерирует на 50% больше радости, чем Ford Escort. Чем дороже, тем лучше.


BMW дарит больше радости. Но поездки на BMW — нет. — Источник

Ну а теперь немного изменим вопрос: насколько вы были счастливы при последней поездке на своем автомобиле? Ученые задавали и этот вопрос. И снова сравнили полученные показатели с ценой машины. Результат: никакой взаимосвязи. Будь машина роскошной и дорогой или старой и потрепанной — показатели радости или счастья от поездки оказались на одинаковом уровне, и все они очень низкие.

Первый опрос показал, что существует прямая зависимость между стоимостью автомобиля и получаемым от него удовольствием — чем дороже, тем больше отдача. Второй опрос отрицает подобную связь: обладание машиной класса люкс не делает владельца более счастливым. Как это может быть? Очень просто. При первом вопросе вы думали только об автомобиле. При втором — о многих сопутствующих вещах: телефонные разговоры во время поездки, ситуация на работе, пробки на дороге или какой-нибудь идиот-водитель в потоке едущих перед вами.

Автомобиль приносит радость, когда мы о нем думаем, но не когда на нем едем.

Естественно, это относится не только к автомобилям. Неважно, о чем вы мечтаете: о поездке в отпуск, гигантском плазменном телевизоре или паре новых лабутенов. Сфокусированное внимание на конкретной вещи сильно преувеличивает преимущества, которые должно принести обладание ею. Но при ежедневном использовании любая вещь тонет в море других вещей и других мыслей — а одновременно исчезает и удовольствие от владения, уничтожается «эффект счастья».

Зато есть другой тип «приобретений», ценность которых не нарушается иллюзией фокусировки, — это впечатления. Всем своим сердцем и всеми мыслями мы включаемся в переживание какого-то прекрасного события. Поэтому надо стараться «инвестировать» не в приобретение материальных вещей, а в хорошие, яркие переживания. Например, чтение хорошей книги, семейный пикник или игру в карты с друзьями.

Почему вам нужны друзья-«фрики»

Большинство людей — члены одного или нескольких клубов: как сотрудники определенного предприятия, как ученики определенной школы, как университетские преподаватели, как городские жители. Однако всегда есть люди, которые остаются за рамками клубных объединений. Они либо сами не хотят никуда вступать, либо их не пускают. Многие аутсайдеры — просто балбесы и тусовщики, но не все. То и дело встречаются среди них такие, кто — в одиночку! — двигает мир вперед.


Лев Толстой — один из самых знаменитых и талантливых аутсайдеров. — Источник

На счету у аутсайдеров поразительно много открытий в науке, экономике и культуре. Так, для Эйнштейна не нашлось места в университете. Ньютон был вынужден провести два года в деревне. Маргарет Тэтчер была домохозяйкой и «выстрелила из ниоткуда» в большую политику.

Джаз — музыкальное направление, целиком созданное аутсайдерами. И рэп, кстати, тоже. Среди великих писателей, мыслителей и художников вы найдете множество нонконформистов: Клейст, Ницше, Уайльд, Толстой, Солженицын, Гоген. Основатели всех религий без исключения были аутсайдерами.

Аутсайдеры движутся быстрее и успевают раньше, чем инсайдеры.

У аутсайдеров есть тактическое преимущество. Они не обязаны придерживаться протокола и не тратят время на формальности. Они могут не присутствовать на заседаниях. Им позволено игнорировать любые требования, не реагировать на приглашения, не принимать участия в событиях. Они не занимаются фигней.


Знакомьтесь, это Рольф Добелли, автор книги «Философия хорошей жизни». У него всегда наготове несколько мудрых мыслей. — Источник

Несмотря на все это, нежелательно становиться одним из аутсайдеров, потому что все силы общества будут направлены против вас. Почти все «фрики» разбиваются о тот самый мир, который им противостоит. Лишь немногим удается блеснуть.

Что же делать? Оставайтесь одной ногой там, где истеблишмент, а другой — отправляйтесь в странствие. Заведите дружеские отношения с аутсайдерами. Если вы научитесь держать подобный «шпагат», то, возможно, станете своеобразным связующим элементом — как это удалось Стиву Джобсу и Биллу Гейтсу, которые были одновременно членами истеблишмента и имели крепкие связи с тогдашними «фриками»-компьютерщиками. Сегодня редко встретишь директора, находящегося в контакте с аутсайдерами. Ничего удивительного, что на многих предприятиях явно не хватает свежих идей.

По материалам книги «Философия хорошей жизни»

Обложка поста — faz.net

Похожие статьи