в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Интересное
Игра как работа: психологические аспекты геймерства
30 марта 2 619 просмотров
Интересное
Игра как работа: психологические аспекты геймерства
30 марта 2 619 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Игры делают нас счастливыми, потому что представляют собой трудную работу, которую мы выбираем сами, — утверждает Джейн Макгонигал, автор книги «Реальность под вопросом». Что заставляет нас играть в игры и почему все больше людей становятся геймерами? Пробуем разобраться.

Игра = работа

Оказывается, почти ничто не делает нас счастливее, чем хорошая трудная работа. Однако игры не принято считать тяжелой работой. В конце концов, мы в них играем, а нас учили относиться к игре как к развлечению, то есть как к противоположности работы. Но нет ничего более далекого от истины. На самом деле, как сказал ведущий спе­циалист по психологии игры Брайан Саттон-­Смит: «Противоположность игры — это не работа. Это депрессия».

Оказывается, почти ничто не делает нас счастливее, чем хорошая трудная работа. Однако игры не принято считать тяжелой работой.

Согласно клиническим признакам, в депрессии мы страдаем от

  • пессимистичного чувства неадекватности
  • и унылого отсутствия активности.

Если бы нам требовалось найти противоположность этим двум состояни­ям, мы получили бы нечто вроде

  • оптимистического чувства собственных возможностей
  • и вдохновляющего всплеска активности.

В клинической психологии нет термина для обозначения этого положительного состо­яния, но это идеальное описание эмоционального состояния, возникаю­щего в ходе игры. Игра — это возможность с неослабевающим оптимиз­мом сосредоточиваться на том, что мы умеем или чему учимся, и получать удовольствие от этого занятия.

Состояние в игре — это антипод депрессии.

Играя в хорошую игру, преодолевая необязательные препятствия, мы активно продвигаемся к положительному полюсу на шкале эмоций. Глубокая вовлеченность в игру вводит наш организм в состояние, поз­воляющее генерировать любые положительные эмоции и переживания. Игра полностью активизирует все неврологические и психологические системы, лежащие в основе формирования чувства счастья: внимание, центр вознаграждения, системы мотивации, центры эмоций и памяти.

Полная активация эмоций как раз и служит причиной сильного увле­чения компьютерными и видеоиграми.

Сосредоточенная, оптимистичная вовлеченность словно по волшебству улучшает способность позитивно мыслить, устанавливать социальные связи и развивать свои сильные ка­чества. Мы активно приводим разум и тело в состояние, в котором чув­ствуем себя счастливее.

Работа ≠ игра

Вот если бы трудная работа в реальном мире производила такой же эф­фект! Увы, в обычной жизни она нередко представляет собой нечто такое, что мы делаем исключительно потому, что вынуждены делать, для того чтобы зарабатывать на жизнь, добиваться успеха, соответствовать чьим-­то ожиданиям или просто выполнять чьи-­то поручения. Подобная работа вызывает у нас недовольство. Она утомляет, отнимает время, которое мы могли бы посвятить друзьям и членам семьи. В ней слишком много поводов для критики. Мы боимся потерпеть неудачу и часто не видим результата своих усилий, из­-за чего редко испытываем удовлетворение от процесса.

Вот если бы трудная работа в реальном мире производила такой же эф­фект!

Более того, работа в реальном мире часто недостаточно сложна. Мы сходим с ума от скуки. Чувствуем себя совершенно невостребованными. Нам ка­жется, что нас не ценят и мы тратим жизнь впустую. Когда мы не сами вы­бираем трудную работу, в большинстве случаев она не вполне нам подходит, ее приходится выполнять не в то время и не тому человеку.

Такая работа не ориентирована на использование наших сильных сторон; мы не контро­лируем рабочий процесс; у нас нет четкого представления о том, во что именно мы вносим вклад; и мы никогда не видим, как она влияет на конеч­ный результат. Трудная работа, выполнения которой от нас требует кто­-то другой, не активизирует системы, позволяющие нам испытывать внутрен­ний подъем, как это делает игра. Слишком часто она просто не поглощает нас, не внушает оптимизма и не придает сил.

Игра и работа

Сколько бы счастья прибавилось у всех нас, если бы мы могли активи­зировать умственный и физический потенциал сотен миллионов людей, подобрав для них более подходящую трудную работу. Мы могли бы предло­жить им увлекательные индивидуальные миссии и задачи, которые можно выполнять в одиночку или вместе с друзьями или членами семьи, в любое время и в любом месте. Мы могли бы в режиме реального времени давать им наглядные отчеты об их успехах, чтобы они составляли себе четкое представление о том, какое влияние оказывают на окружающий мир.

Именно это и делает сегодня игровая индустрия.

Она удовлетворяет нашу потребность в более приятной трудной работе — и помогает выбирать ее в надлежащее время. В связи с этим можно забыть старую пословицу «Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем». Хорошая игра и есть трудная работа. Именно та, что приносит удовольствие, причем мы мо­жем выбирать ее сами.

По материалам книги «Реальность под вопросом».
Картинки в посте: источник.

Теги
Игры
Рубрика
Интересное

Похожие статьи