Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
«Путь к сердцу читателя лежит через простоту и глубину». Интервью с Катей Иноземцевой
22 февраля 2018 5 692 просмотра

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Недавно в «МИФе» вышла книга «Как стать популярным автором». Её автор Екатерина Иноземцева — основатель онлайн-школы Free Publicity School, спикер TEDx, колумнист Forbes, жена и мама. Мы поговорили с Екатериной о том, каким был ее собственный путь в писатели, как ей удалось отловить ментальных тараканов и совместить десяток ролей, оставаясь собой.

Катя, расскажите, как начался ваш путь в писатели.

О, это была замечательная история. Я, как многие начинающие авторы, мечтала, что когда-нибудь стану мудрой и древней черепахой Тортиллой и напишу свою книгу. Как-то на семейной стратегической сессии (есть у нас такой формат) я призналась в этой мечте мужу, предпринимателю Дмитрию Юрченко. Он мне сказал: «Давай-ка мы сделаем как настоящие предприниматели: обозначим проект, цель, ресурсы, сроки. И конкретный дедлайн: подари мне книгу ко Дню рождения».

Дело было 19 января, день рождения мужа 27 июля. Я, как истинная декабристка жена предпринимателя, в эту игру включилась. За вычетом времени на печать книги у меня было 5 месяцев, написать я хотела не менее 250 страниц, то есть нужно было писать по 50 страниц в месяц.

Как сейчас помню тот момент: 27 июля, Дима выходит в гостиную, а там его ждет ящик с двадцатью экземплярами, свеженькими, из типографии, напечатанными за свой счет — первое издание книги «Стартап без купюр», которая через год с успехом вышла в «МИФе». Так началась я как писатель.

«Стартап без купюр» появился в 2014-м году, «Как стать популярным автором» — в 2017-м. Есть ли разница между книгами с точки зрения писательского мастерства и вашего отношения к нему?

Безусловно есть. За три года, что прошло между книгами, я изменилась и как эксперт, и как автор. Помню, сколько сил и работы мне стоила первая книга — с проектным менеджером, контент-редактором, литературным редактором. «Как стать популярным автором» я написала гораздо быстрее, фактически за пару месяцев, причем с шестимесячной малышкой на руках и не отрываясь от основного бизнес-творчества, школы Free Publicity School. Будучи колумнистом, автором Forbes и Psychologies, помогая тысячам учеников, я поняла, что путь к сердцу читателя лежит через простоту и глубину, а не через какие-то немыслимые стилистические обороты и литературные подвывертыши.

Есть и жанровая разница. «Стартап без купюр» — это бизнес-роман с фантазийным сюжетом, хоть и основанным на реальных событиях. «Как стать популярным автором» — это экспертная книга, или книга-визитка, и я очень горжусь репликой Игоря Манна, который назвал её «пожалуй, лучшей книгой-визиткой» из тех, что он встречал.

«Путь к сердцу читателя лежит через простоту и глубину». Интервью с Катей Иноземцевой

Читатель книги «Как стать популярным автором» — какой он? Почему ему необходима эта книга?

Мой читатель — это я, Катя Иноземцева, 3 года назад. Тогда мне казалось, что только великие и гениальные всходят на писательский Олимп, что для того, чтобы публиковаться в популярном СМИ, надо иметь или тайные связи с издателем, или много-много денег, и что автор «с улицы» не может вот так взять и напечатать свою статью.

Теперь я знаю, что отличаться нужно только одним — намерением что-то делать.

Мой читатель — это тот, кто понимает, что без личного бренда не обойтись, что вы можете быть классным мастером своего дела, но если у вас нет сформированной репутации и охвата, то, к сожалению, о вашем мастерстве не узнают те, кому это может принести пользу.

Книга не для каких-то великих актеров, политиков или звёзд спорта. Она для обычных людей — психологов, коучей, тренеров, владельцев салонов и онлайн-школ, тренеров по йоге, фитнес-инструкторов, блогеров. Это палочка-выручалочка для тех, кто пока сидит в своей ракушке и не знает, с чего начать выход на большую аудиторию.

В книге вы помогаете читателям отловить «ментальных тараканов». А каких тараканов вам пришлось отловить у себя, когда вы вставали на путь человека-бренда?

Тут у меня два парадоксальных ответа. Первый ментальный таракан был такой: «я всё лучше всех знаю». Я постоянно впадала в ложное авторское эго, когда считаешь, что есть только твоё мнение и ничье больше. Сейчас, когда я сама обучаю начинающих авторов, всегда говорю, что текст начинается даже не с цели, а с себя. Если у автора есть какие-то ментальные ловушки, они непременно вылезут. Читатель поймет, чем текст является для вас: самовыпячиванием, самореализацией или заботой об аудитории.

Второй таракан — наоборот: «я ничего не знаю, я самозванка, только-только начинаю, о чём я вообще могу рассказать?». Он очень часто встречается у начинающих авторов. Лучше всего от этого помогает, когда вы надеваете шапку практика, а не эксперта. Тогда вы просто бескорыстно делитесь и передаете свой опыт.

Это можно сравнить со школой. Допустим, вы сейчас не выпускник и не одиннадцатиклассник, вы пятиклассник в своем деле. Но для первоклассников вы Бог.

Они и есть ваша аудитория сейчас. Да, у вас есть учителя-одиннадцатиклассники, но это не значит, что нужно бесконечно ждать, когда вы сами ими станете. Нужно действовать, пробовать, делиться сейчас, и уверяю вас, что найдется достаточно последователей, которым ваш опыт будет полезен.

А кто ваши «одиннадцатиклассники»? За кем вы сами «подглядываете»?

Я рекомендую всегда смотреть за авторитетами в своей сфере, чтобы понимать, у кого учиться, за кем расти. При этом считаю, что любой писатель начинается с внутренней духовной работы, поэтому должен в целом повышать свой культурный и личностный уровень. Мне, например, интересно изучать великих женщин прошлого и современности. Не важно, какую профессиональную роль они играют, важно, что каждую из них можно назвать «человек-бренд». Это Майя Плисецкая, принцесса Диана, Опра Уинфри — женщины, которые действительно изменили мир.

Что касается профессиональной области, я могу назвать своими учителями Владимира Яковлева, автора проекта «Возраст счастья», сценариста Ольгу Дори, Максима Ильяхова, автора книги «Пиши, сокращай». С удовольствием смотрю и читаю Марину Васильеву, Майу Богданову. Вдохновляют и иностранные коллеги — Барбара Шер, Элизабет Гилберт. Обожаю американского психотерапевта Ирвина Ялома. Для меня он большой учитель в вопросах жизни и смерти, личности и смысла, которые, на мой взгляд, тесно связаны с темой текстов и реализации через писательское мастерство

Посоветуйте начинающим авторам книги по писательскому мастерству, которые обязательно надо прочитать.

Я бы рекомендовала прочитать книгу Норы Галь «Слово живое и мертвое», с которой, собственно говоря, началась работа над качеством текста — то, что позже Максим Ильяхов назвал инфостилем. «Пиши, сокращай» Ильяхова — тоже важная, классная книга. Из МИФовской подборки мне нравятся «Литературный мастер-класс» и «Птица за птицей». И, конечно, всем рекомендую читать «Как стать популярным автором», потому что она подытоживает то, что можно почерпнуть у этих авторов и взять для системного продвижения личного бренда.

Посоветуйте начинающим авторам книги по писательскому мастерству, которые обязательно надо прочитать.

Сейчас многие пишут, говорят о себе. Но не все становятся человеками-брендами. Какие ошибки чаще всего мешают этому?

Для личного бренда важны охват и репутация. Помните из математики: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов? Здесь так же: квадратура личного бренда равна сумме квадратов репутации и охвата, поэтому одновременно нужно работать в двух направлениях. Невозможен качественный личный бренд без репутации и мастерства. Отсюда вытекает правило: постоянно повышать мастерство.

Перестать учиться, остановиться в своём развитии — это смерть для человека-бренда.

Вторая большая ошибка — казаться, а не быть. Когда вперед выходит внешняя обертка и не прорабатываются суть. Работа со своим брендом — это настоящая духовная работа, готовность расти над собой и повышать качество своей добродетели.

И третья ошибка — это когда количеству уделяется больше внимания, чем качеству. Признаюсь, у меня тоже бывало: хочется быстрей-быстрей записать видео, написать текст, куда-нибудь отправить статью. Но читатель всегда чувствует текст без глубины, без внутреннего прожития. Такой текст никого и ничего не меняет. Для того, чтобы читателя или слушателя к чему-то подводить, мы должны обязательно сначала прорабатывать самого себя.

В книге вы открываете секрет, что Катя Иноземцева — интроверт до мозга костей. Что помогает вам накапливать силы и восстанавливать их после «выхода в свет»?

Очень важное для интроверта правило — это встреча с собой. Я себе в календаре прямо так и ставлю. Это время, когда есть только вы и ваше планирование, мечты, размышления.

Второе классное правило — ограничивать свое пространство. Основные пожиратели энергии и времени — это социальные сети и мессенджеры, ненужные сообщения и звонки, люди, которых вы не ждете в этот момент. Для меня было определенной моральной работой сказать себе: «я отвечаю только тогда, когда у меня есть на это ресурсы и возможности».

Очень важное для интроверта правило — это встреча с собой. Я себе в календаре прямо так и ставлю. Это время, когда есть только вы и ваше планирование, мечты, размышления.

Как интроверту выходить в свет? Мне кажется, это вопрос мотивации. Если вы выходите, потому что кому-то что-то от вас нужно, то, конечно, это обесточивание. Если же выходить, наоборот, с мотивацией что-то дать и быть полезным — поделиться своими знаниями, опытом, улыбкой и вдохновением — это совсем другая история. Даже в Библии говорится, что проживая жизнь через отдавание, вы сохраняете и развиваете себя больше, чем когда берете. Поэтому дай нам Бог жить так, чтобы отдавать энергию туда, где она может быть полезна не только нам, но и другим

Ждете ли вы вдохновения, прежде чем сесть за текст?

Знаете, я не верю в эту историю про вдохновение. Точнее, есть более ресурсное и менее ресурсное состояние. Но когда ждут, что снизойдет муза и получится качественный текст — мне кажется, это просто недостаток каждодневной работы у станка. Великий Пикассо выходил к мольберту каждое утро, даже когда был признанным мастером. Ученики удивлялись этому, а он объяснял, что хочет быть полностью готовым, когда муза снизойдет к нему.

Мне близок такой подход: сначала стать ремесленником, чтобы потом становиться в чьих-то глазах мастером. Поэтому мое базовое правило — это садится, писать, действовать, а потом уже ждать музу.

Публикация текстов предполагает, что могут появиться негативные комментарии и критика. Как с ними справляться начинающему автору?

Мне помогает восточная мудрость, что любой враг, критик, интриган — это учитель. Прежде чем кидаться в него ошметками грязи, нужно подумать, почему эта ситуация к вам пришла и чему может научить. Очень просто отреагировать плевком в ответ, но настоящий рост и развитие начинаются там, где вы можете отреагировать по-другому и даже улыбнуться человеку, который вас обидел.

Правило «любая грязь — это учитель» очень помогает в любой жизненной ситуации.

Вы — мама, жена, бизнес-леди, колумнист, спикер, писатель, занимаетесь спортом, «стоите на пуантах», путешествуете. Как у вас получается совмещать все эти роли?

В вашем вопросе заключено 80% ответа. Секрет в том, чтобы как раз таки совмещать. Само переключение и возможность быть разной даёт мне силы и потенциал. Если бы я была только мама, то мне, с моим характером и энергией, этого было бы мало. Если бы я была только колумнистом, мне было бы скучно не реализоваться в других ролях. Эта многогранность, возможность жить разной жизнью и дает энергию, баланс и силы двигаться дальше.

Поделитесь вашими творческими планами. Будут ли еще книги? Как планируете развивать Free Publicity School?

Я хочу написать книгу о том, как писать книгу, и буду счастлива сделать это с любимым «МИФом». Сейчас мы также обсуждаем книгу по развитию онлайн-школ. Так что как минимум два издания могут появиться в ближайшем будущем.

Что касается школы, мы точно будем прирастать новыми тренингами. В этом году у нас появляются тренинги по сторителлингу и публичным выступлениям, и это уже около 15 курсов в нашей школе. Но главная цель на год — выход на англоязычное пространство.

Для российской аудитории мне хочется продвигать идею о том, что важно проявляться и доносить свою экспертность через самые разные каналы — выступления, подкасты, книги, прямые эфиры. Российскому менталитету часто недостает западной прозорливости, смекалистости, уверенности в себе.

У нас блестящие умы, тонкие душевные люди, совершенно непостижимые женщины и сильные мужчины, которым обязательно нужно делиться и нести себя в мир.

Дайте, пожалуйста, один большой и главный совет читателям «МИФа».

Советую перестать прятаться, а начать брать и действовать. Не важно, с чего вы начнете: напишете свой первый текст, выложите пост, снимите видео или просто купите мою книгу и пройдете по шагам, нужным для системного построения личного бренда. Самое главное — чтобы вы делали, а не просто думали и смотрели, как у других. Вообще нужно меньше смотреть на других и больше заниматься собой. Мне кажется, жизнь дана на то, чтобы стать лучшей версией себя-писателя, себя-мамы, себя-партнера и себя-человека-бренда.

Рубрика
Интересное
Похожие статьи