в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Саморазвитие
Что такое эмпатия и как ее развить?
27 декабря 2017 2 751 просмотр
Саморазвитие
Что такое эмпатия и как ее развить?
27 декабря 2017 2 751 просмотр

Сергей Капличный
Сергей Капличный

Эмпатия — это больше, чем чувство. Дело в том, что люди запрограммированы на эмпатию. Зеркальные нейроны головного мозга возбуждаются, выявляя и симулируя чужие действия и чувства, так что мы в буквальном смысле способны чувствовать то же, что чувствуют наши собратья.

Эмпатия дает ключ к ответу на вопрос «почему?», стоящий за тем или иным поведением.

Возможно, природа не наградила вас обостренной чувствительностью. Или у вас небольшой запас зеркальных нейронов. И все равно ничто не мешает вам развить в себе эмпатию, используя несколько простых стратегий. Со временем она к вам придет. Воспользуйтесь советами из книги «Конфликт — это подарок», которые помогут вам развить чувство эмпатии:

— Расспросите человека, как он себя чувствует, что для него важно, как он переживает сложную ситуацию. Помните, что вас интересуют не его мысли, мнение или планы, а именно переживания. Вот некоторые примеры вопросов: «Как ты себя ощущаешь в связи с перестановками на работе?», или «Что тебя больше всего беспокоит?», или «Как ты себя чувствуешь сегодня?». Избегайте распространенной ошибки, задавая вопрос: «Как на тебя повлияла перестановка?» Слово «повлияла» усиливает миф о том, что нашими чувствами управляют другие. Это подрывает эмоциональный интеллект и самостоятельность. Лучше спросите: «Что ты чувствуешь по этому поводу?» или «Что ты почувствовал, когда тебе объявили о перестановке?»

— Постарайтесь убедить человека, что это нормально — делиться чувствами, что вы заботитесь о его душевном состоянии. Примеры: «Меня волнует, как ты себя чувствуешь сегодня. если захочешь поговорить об этом, я с радостью тебя выслушаю» или «Я знаю, что это стрессовая ситуация, и беспокоюсь, как она на тебя подействовала».

— Выслушайте внимательно, не перебивая, убедитесь, что поняли правильно, переспрашивая, пока собеседник не будет удовлетворен. Пример: «Ты сказал, будто переживаешь из-за того, что допустил ошибку в проекте и выглядел глупо перед своими ребятами. Я правильно понял?» если остается неясность, продолжайте задавать наводящие вопросы.

Надо дать понять, что вам небезразличны чувства собеседника и вы хотите в них разобраться, пусть даже несколько назойливо.

— Воздержитесь от собственных интерпретаций, анализа и выражения чувств. Эмпатия — это не про вас. Никогда не говорите: «Я знаю, что ты чувствуешь». Людям не нужно, чтобы вы знали; они хотят, чтобы вы сопереживали. Никогда не начинайте предложения со слов: «Я думаю, то, что ты сейчас чувствуешь, это…» или «вот почему ты сейчас чувствуешь именно это…»

— Поделитесь личным опытом. Правда, тут нужна особая деликатность, потому что это может неприятно отозваться или вызвать обратную реакцию. важно указать время, когда вы испытывали подобное чувство, и не вдаваться в подробности давней истории. Пример: «Помню, я так же волновался, когда проходила реструктуризация компании, где я раньше работал».

Подчеркивая общность чувства, а не содержание опыта, вы предотвращаете возникновение конкуренции.

Раз уж мы заговорили о конкуренции, имейте в виду, что грань между эмпатией и чувством превосходства очень тонка. Например, собеседника можео раздражать, если он поделится чем-то важным — возможно, эмоциональной историей или личным опытом, — а вы выдадите на это еще более душещипательный рассказ. Это разрушает магию момента, перебивая чем-то вроде: «Мне ли не знать? То же самое произошло и со мной!» или «Ты думаешь, что это ужасно. Но послушай, что пришлось пережить мне в прошлом году».

Стремлением перетянуть одеяло на себя грешат и нарциссы, и отзывчивые умники. Нарциссам нужно все время находиться в центре внимания, за которое они вечно конкурируют. Им не свойственна эмпатия, для них проявление сочувствия — не более чем способ привлечь внимание к себе.

Стремлением перетянуть одеяло на себя грешат и нарциссы, и отзывчивые умники. Нарциссам нужно все время находиться в центре внимания, за которое они вечно конкурируют

Отзывчивые умники имеют самые добрые намерения, только выражают их так, что попахивает соперничеством и эгоцентризмом. в той же группе друзей давайте заменим нарцисса отзывчивым умником. вместо того чтобы расспросить о подробностях или выразить тревогу, он перебивает: «Мне ли не знать? Вчера я гулял со своим псом, и меня чуть не сбил грузовик». Мотив простой: получить порцию внимания. К сожалению, отзывчивые умники не замечают за собой такого недостатка, а окружающие, как правило, закрывают на него глаза.

Приведенные выше советы помогут этим категориям сочувствующих скорректировать поведение в сторону большей искренности.

P.S. На странице «Конфликт — это подарок» вы можете оставить адрес вашей электронной почты. Как только книга появится в продаже, мы пришлём вам письмо, а также подарим скидку.

Похожие статьи