Творчество
10 ошибок в бизнесе и чему они меня научили — интервью с Таней Либерман
20 декабря 2017 8 274 просмотра
Творчество
10 ошибок в бизнесе и чему они меня научили — интервью с Таней Либерман
20 декабря 2017 8 274 просмотра

Юлия Скрипник
Юлия Скрипник

Творчество помогает нам раскрепоститься, придумывать свои правила или отменять их вовсе. Но когда мы хотим превратить творчество в бизнес, некоторые правила выходят на первый план. Таня Либерман, владелица успешного бизнеса в сфере украшений Jerusalembazar.ru, основатель школы микробизнеса, блогер, рассказывает, как творческому человеку совместить прекрасное с материальным.

Ошибка № 1. Полагаться только на образование и опыт

Школа и университет убедили меня в том, что ценятся не знания или талант, а нетворкинг. Точнее — умение найти общий язык с преподавателем. И по окончании университета я решила, что все необходимое освою на практике. Я многому училась у коллег и на собственных ошибках, но сейчас утверждаю: если хочется достичь высот, одного опыта недостаточно. Недостаточно и интуиции, какой бы сильной она у вас ни была. Иначе, достигнув какого-то уровня, вы рискуете на нем и остаться.

10 ошибок в бизнесе и чему они меня научили — интервью с Таней Либерман

Помните «Алису»? «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Как только вы остановились — вы уже катитесь назад. Теперь я остервенело рвусь к знаниям: читаю книги, стараюсь реализовать почерпнутое из них, ищу курсы, а недавно сама открыла школу микробизнеса.

Пока вы создаете красоту только для себя, вдохновение можно черпать изнутри. Как только вы решили свои произведения или услуги продать — смотрите по сторонам.

Ошибка № 2. Принимать решения, рассчитывая на интуицию и логику

Когда я понимаю, какой пласт информации упустила, не анализируя продажи, мне хочется рвать на себе волосы. Я могла бы использовать их, чтобы магазин рос и делал своих клиентов счастливыми. Если у вас есть база клиентов с днями рождения и историей покупок, вы можете присылать поздравления и промокоды в подарок, предлагать новинки, которые клиента действительно заинтересуют, выбирать удачный момент, чтобы подарить карту лояльности.

Творчество требует вдохновения, а бизнес — учета. Не вести учет — главный бизнес-грех.

Когда появится учет товара, вы удивитесь, насколько ваше интуитивное представление о том, что интересно клиентам, расходится с реальностью. Так, я долгое время ставила в приоритет кольца с одним камнем, руководствуясь логикой, что они дешевле и поэтому должны продаваться лучше. Когда же в магазине образовались залежи таких колец, быстрый анализ открыл мне глаза на то, что кольца с тремя камнями куда более популярны, и это помогло скорректировать закуп.

Творчество требует вдохновения, а бизнес — учета. Не вести учет — главный бизнес-грех.

Ошибка № 3. Откладывать на завтра ответы на запросы

Нельзя, запомните, нельзя выборочно отвечать на письма, забывать на них отвечать, не отвечать, если стоит сразу ответить «нет».

Вы хотите, чтобы клиенты не только любили, но и покупали результаты вашего творчества? Научитесь относиться к ним как к клиентам, а не как к поклонникам.

Уверена, что я упустила сотни заказов и десятки лояльных клиентов, когда на заре своего бизнеса забывала отвечать на письма людей, заинтересовавшихся моим продуктом. Я могла не проверять спам и игнорировать запросы в соцсетях, потому что они могли показаться мне неперспективными. Сейчас я понимаю, что бизнесмен не может себе позволить проигнорировать ни одного слова в адрес своего бизнеса.

Вы хотите, чтобы клиенты не только любили, но и покупали результаты вашего творчества? Научитесь относиться к ним как к клиентам, а не как к поклонникам.

Ошибка № 4. Объяснять клиентам, что они неправы

Были времена в моем бизнесе, когда я бросалась разъяснить клиентам, в чем они неправы. Кто-то не прочел правила на сайте, кто-то не уложился в сроки акции, кто-то просто пришел в плохом настроении и ему все плохо.

Самая обидная ошибка, которую совершает бизнесмен, — забыть о своем предназначении делать человека счастливым.

Однажды наша клиентка потеряла браслет. Конечно, мы не можем выдавать новое украшение каждой покупательнице, которая потеряла старое. Но девушка утверждала, что потеряла она его потому, что он сломался. Номинально мы были правы, и объяснили, что обмена не будет. А клиентка сообщила, что худшего сервиса она в жизни не видела и хлопнула виртуальной дверью.

И вот что я думаю: мы выиграли битву, но проиграли войну. Мы могли поступить мудрее и пойти ей навстречу. Чего бы это нам стоило? Немного ущемленного самолюбия и тысячи рублей. Что мы получили бы взамен? Лояльного клиента.

У вас хоть творческий, но бизнес, а в бизнесе своя правда: сохранить клиента.

Ошибка № 5. Считать сотрудников своей семьей

Когда у вас небольшой, а тем более творческий — возвышенный! — бизнес, и вы вкладываете в него кровные деньги, то порой не различаете где работа, а где личная жизнь. Нанимая сотрудника, вы начинаете и его считать членом семьи.

Моя первая сотрудница была замечательной девушкой, но из-за моих ошибок карьеры со мной она так и не сделала. Я не держала дистанцию, могла поделиться семейными проблемами, высказаться нелицеприятно о партнере и вследствие такого формата общения самое главное, что я НЕ могла делать — спрашивать с нее по всей строгости.

В бизнесе стройте команду, а не семью. Пусть симпатичный вам сотрудник лучше сделает красивую карьеру в вашей компании, чем станет странным членом семьи, третьим рукавом на шубе.

Ошибка № 6. Гнаться за двумя зайцами

Невозможно продавать всем! Даже у хлеба есть целевая аудитория: батон нарезной в гастрономе — для жителей соседней пятиэтажки, а французский чесночный багет «с жемчужной пылью» — для обитателя коттеджного поселка на Рублевке.

Я долго работала интуитивно, пока наконец не описала свою аудиторию и… зачем-то решила захватить дополнительную. Новый сегмент я назвала «хипстерами», и решила разговаривать с ними на их языке. Я открыла магазин в хипстерском кластере, заказала альтернативный брендинг, который противоречил существующему: нежная бирюза встретилась с геометричными паттернами сине-черных цветов. В эту историю никто не поверил: ни хипстеры, ни старая аудитория. Магазин закрылся, но для меня это стало уроком — не целиться не в свою цель и не плодить много неидеальных бизнесов.

Даже если тропинка кажется очень узкой — дойдите по ней до конца. На узкой тропинке перспектив не меньше, чем на шоссе.

Момента, когда можно просто заняться творчеством, в бизнесе нет. Подсчитывая прибыль, не пропустите момент, когда нужно вкладываться в развитие и саморазвитие.

Ошибка № 7. Тратить подчистую

Долгое время я была глашатаем программы «бизнес без инвестиций». Я до сих пор за этот подход: если у вас нет лишних пары миллионов или инвестора, бизнес все равно можно начать. Другое дело, когда этот бизнес начинает приносить прибыль, сыто кормящую вас, а вы продолжаете тратить все до копейки. Я пропустила этот момент и не делала осознанных вложений, чуть не доведя бизнес до стагнации. Он пошел в гору, лишь когда я выделила процент на развитие. Кстати, обучение — тоже вложение. Книги, курсы, мастер-классы. Если сложно начать с глобальных инвестиций, начните с этого.

Момента, когда можно просто заняться творчеством, в бизнесе нет. Подсчитывая прибыль, не пропустите момент, когда нужно вкладываться в развитие и саморазвитие.

Ошибка № 8. Полагаться только на себя

Эту ошибку мы регулярно совершаем в жизни, а из жизни перетягиваем ее в бизнес. Давайте на моем примере. У моей старшей дочери «драмкружок, кружок по фото»… И на все эти занятия долгое время ее возила (а чаще не возила, т.к. не успевала) я сама — из пригорода в Москву. Такая хаотичность выбивала и меня, и дочку из колеи. А ларчик просто открывался: достаточно было нанять авто-няню. Да, это дорого. Но дешевле, чем извозчиком работать мне самой.

То же и в бизнесе: отвезти заказ, написать письма, посидеть на телефоне… Вместо того, чтобы договориться с курьерской службой, нанять на полдня секретаря на удаленном телефоне…

Вы теперь не просто творите — вы работаете. Посчитайте стоимость своего ресурса, сравните его со стоимостью рабочей силы. И сделайте выводы.

Ошибка № 9. Договариваться только на словах

На эти грабли я неоднократно наступала, размещая заказы у друзей и знакомых. Естественно, все обсуждалось на словах и нигде не фиксировались сроки, цены, состав заказа. Боюсь сказать, сколько из этих договоренностей было соблюдено не в той мере, на которую я рассчитывала.

Спуститесь с небес вдохновения на материальную землю. Бизнес требует фиксации любых договоренностей.

Оформлять все на бумаге или хотя бы по почте или в вотсапе просто необходимо, чтобы избежать двусмысленности. Кстати, ошибиться может не только ваш партнер — вы сами можете не донести чего-то важного устно, а перечитав перед отправкой свои мысли, легче заметите ошибку.

Спуститесь с небес вдохновения на материальную землю. Бизнес требует фиксации любых договоренностей.

Ошибка № 10. Делать из друзей бизнес-партнеров

Думаю, таких историй у каждого вагон и маленькая тележка, но я обязана вас предостеречь. На заре моего цветочного бизнеса моими партнерами были мой лучший друг и его жена. Мы ходили друг к другу в гости и мечтали о крутом бизнесе. Когда пришла идея работать с цветами, мы распределили обязанности и рьяно взялись за дело. Но мы не сошлись в вопросе амбиций (хотя чаще всего партнеры делят деньги) и потеряли хорошие отношения. Сейчас в Москве работают оба наших цветочных бизнеса, но когда я думаю, что мы могли бы остаться друзьями, мне становится грустно. Я знаю примеры удачных партнерств друзей, но статистика говорит об обратном. Не рекомендую рисковать.

Если вам кажется, что бизнес плохо вяжется с такими тонким материями, как человеческие отношения, то вам не кажется. Дружите с друзьями, но не делайте с ними бизнес.

Все фотографии из блога Тани Либерман

Рубрика
Творчество

Похожие статьи