Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
5 фактов о том, как нас обманывают новости
25 октября 2017 6 556 просмотров

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

Информация распространяется по миру с невероятной скоростью. Она не всегда бывает полезной, интересной и, в особенности, правдивой. Реклама, например, использует все уловки, чтобы заставить нас купить товар. Фейковые новости собирают миллионы просмотров и могут спровоцировать огромный поток негатива. Цифры, графики, диаграммы могут создавать ложное впечатление, выгодное для его создателей и совсем не выгодное для нас.

Как защититься от этого влияния? По мнению автора книги «Путеводитель по лжи», лучшая защита против хитрых и изворотливых людей — это умение критически мыслить. Я прочитала книгу и хочу вам рассказать о том, как нас обманывают цифры.

Чехарда со средними

Средние значения могут быть весьма полезны, однако могут вводить в заблуждение. Их часто используют, чтобы рассказать о каких-то результатах, но не всегда их можно применить.

Наверняка вы читали где-то, что сегодня каждый пятый новорожденный младенец — китаец. Однако, это совершенно не означает, что у ваших соседей-шведов, которые ждут появления пятого ребенка в семействе, родится китаец.

Или, к примеру, в одной комнате из ста человек может находиться Билл Гейтс и 99 людей с низким доходом. В среднем по комнате, доход будет очень даже высоким. Если бы вы решили зайти в эту комнату, чтобы завести связи с богатыми и известными людьми, вы бы горько разочаровались.

Среднее арифметическое значение может сильно исказить статистику в отличие от других показателей — медианы и моды.

Махинации с осями координат

Составление графиков и диаграмм — это один из самых наглядных способов представления числовой информации. Но именно в графиках чаще всего неправильно отображают данные, либо по ошибке, либо умышленно. В итоге складывается совсем другое впечатление.

Вот пример с искаженными осями координат. На графике Fox News хотели показать, какая налоговая ставка могла бы быть через год, если бы президент не снизил налоги. Кажется, что размер налогов вырос бы в шесть раз, так как правый столбик именно настолько превышает левый. Но на деле разница состоит всего в 4,6 процентных пункта, то есть размер налогов возрос бы на 13%.

Несколько фактов о том, как нас обманывают новости

На втором графике мы можем наблюдать адекватное представление данных и впечатление уже создается совсем другое.

На втором графике мы можем наблюдать адекватное представление данных и впечатление уже создается совсем другое.

Из-за того, что ось Y начинается на первом графике не с нуля, небольшой рост в 13% превращается в увеличение на 600%.

Вот второй пример — график изменения цены на дома за последние десять лет. Цены устойчиво растут на 15% в год.

Средняя цена дома

А если изменить ось X и включить годы, по которым у вас нет данных? Тогда график будет выглядеть так:

Средняя цена дома. А если изменить ось X и включить годы, по которым у вас нет данных? Тогда график будет выглядеть так:

Теперь кривая стала такой крутой, что вы можете сделать неверный вывод, что в 2030 году дом будет стоить огромных денег. Играя осями координат, можно представить информацию в таком виде, что вы подумаете, что вам нужно поскорее приобрести дом. Хотя на деле, статистика показывает стабильность в увеличении роста цен на недвижимость.

Возможные уловки при сообщении данных

Представьте, что вы сотрудник компании по производству и продаже какого-то устройства — назовем их фрабезоиды. Вы отвечаете за связи с общественностью и у вас впереди пресс-конференция, на которой необходимо рассказать об успехах компании. На протяжении последних лет продажи стремительно росли, компания расширялась, но последний квартал был не самым неудачным. Продажи упали на 12%. То есть, график продаж за последние четыре года выглядит так:

Возможные уловки при сообщении данных

Отображать продажи вам в таком виде нельзя, чтобы продажи не упали еще сильнее. Что же сделать, чтобы кривая пошла вверх, но данные были честными?

Ответ есть — показать не график квартальных продаж, а кумулятивных. То есть, сколько устройств было продано на текущий момент. Вот как выглядит график кумулятивных продаж:

Кумулятивные продажи фрабезоидов

Присмотревшись, вы увидите, что дела за последнее время пошли хуже, продаж стало меньше. Но на этот нюанс мало кто обратит внимание. А значит, зрители подумают, что фрабезоиды и сейчас очень хорошо продаются.

Фрейминг

Фрейминг — это изложение логически эквивалентной информации различными способами. То есть, новость одна и та же, однако подать ее можно совершенно по-разному. Во время подачи информации часто опускают какие-то важные детали либо из злого умысла, либо из-за непрофессиональности в данном вопросе, что значительно искажает статистику.

К примеру, в новостях однажды сообщили, что в 2014 году в авиакатастрофах погибло 992 человека и это наибольшее число за все время существования авиаперевозок. Эта новость может посеять страх перелетов у читателей и создаст впечатление, что самолеты стали падать чаще. Но, прежде чем вдаваться в панику, необходимо уточнить несколько моментов.

Во-первых, на сегодняшний день летать на самолете гораздо безопаснее, чем 50 лет назад, хотя и количество смертей выше. Но это логично, так как самих полетов стало в разы больше.

Во-вторых, на деле количество смертей на миллион пассажиров уменьшается с каждым годом, но в новостях не учитывают этот показатель.

Кстати, шанс попасть в авиакатастрофу составляет всего один на пять миллионов. Если включить критическое мышление, то можно увидеть, что в отличие от того же автомобильного транспорта, авиатранспорт в тысячи раз безопаснее.

Мухи отдельно, котлеты отдельно

В предъявлении статистики еще очень часто грешат сравниванием вещей, которые на самом деле сравнивать нельзя.

К примеру, как вам заявление о том, что чем больше размер ботинок у школьника, тем лучше он читает? Тут явно нарушена причинно-следственная часть, ведь главная причина увеличения размера обуви и качества чтения — это возраст.

Или то, что за последние 20 лет количество врачей увеличилось, но зарплата, в среднем, снизилась? Мы не знаем, с чем это точно связано. Может, молодые кадры не такие требовательные к зарплате? Или создалась избыточная конкуренция в профессии? Но доказательств ни первого факта, ни второго нет. Важно понимать, что некоторые данные, как в этих примерах, никоим образом нельзя интерпретировать. Как говорится в известной фразе: «Мухи отдельно, котлеты отдельно».

По материалам книги «Путеводитель по лжи».

Источник обложки , все остальные фото взяты из книги

Похожие статьи