Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Мама, я телепат! Откуда берутся странные совпадения
20 октября 2017 8 554 просмотра

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Только вы подумали о друге — и он звонит. Или вспомнили какую-то песню — и через несколько минут услышали её. Или улетели в другую страну и встретили там бывшего одноклассника. Бывало? Такие совпадения происходят со всеми. Они удивляют нас и заставляют задуматься об экстрасенсорике: ну не может же это быть простой случайностью!

Автор книги «Путеводитель по лжи» Дэниел Левитин рассказывает, откуда берутся совпадения и почему не стоит торопиться с выводами.

Иллюзорная корреляция

Итак, друг звонит вам ровно в ту минуту, когда вы о нем думаете. Такое совпадение настолько удивительно, что мозг заостряет на нем внимание. Мы думаем: ничего себе, похоже, один из нас экстрасенс! Вынуждены вас разочаровать: скорее всего, дело совсем не в этом.

Давайте посчитаем вероятность такого совпадения с помощью таблички, описывающей все возможные сценарии. Предположим, на этой неделе вам позвонили 20 раз: дважды те, о ком вы только что думали, и 18 раз те, о ком вы не думали. Но погодите-ка! Есть еще два сценария: сколько раз вы думали о своих знакомых, а они не позвонили, и сколько раз вы не думали о ком-то и он не позвонил?

Иллюзорная корреляция

Чтобы полностью заполнить таблицу, давайте допишем, что вы думаете о ком-то 52 раза в неделю, а 930 раз в неделю — не думаете. Последний показатель взят наобум, но если мы поделим неделю, в которой 168 часов, на десятиминутные фрагменты, то получим около 980 мыслей, и мы уже знаем, что 50 из них были о людях, которые вам не звонили, значит, 930 — о чем-то другом. На самом деле вы можете взять любое число, просто поэкспериментируйте.

Наш мозг замечает только верхний левый квадрат и игнорирует три остальных. Он делает это в ущерб логическому мышлению и в угоду экстрасенсорному.

Вероятность, что кто-то позвонит при условии, что вы только что о нем подумали, составляет два из 52, или 4%. Не очень-то впечатляет.

Социальные причины

Возможно и то, что звонок был спровоцирован неким внешним событием. Например, вы услышали новость о большой выставке в Париже. На подсознательном уровне вы вспоминаете, что всегда хотели со своей университетской подругой поехать в Париж. Тут она звонит — и вы так удивлены этим звонком, что совершенно забываете о связи новости с вашими студенческими планами, — а дело в том, что она отреагировала на то же самое событие и потому взялась за телефонную трубку.

Мы, люди, вечно представляем себе что-то экстраординарное. Уж очень мы любим рассказывать, слушать и придумывать истории

Вероятности

После того звонка от подруги вы решаете поехать на недельку в Париж. Стоя перед «Моной Лизой», вы слышите знакомый голос, оглядываетесь и видите бывшего соседа Сергея, которого не видели много лет. «Поверить не могу! — Восклицает Сергей. — Каковы шансы, что я наткнусь на тебя здесь, в Париже, стоя перед „Моной Лизой“! Да один на миллион!»

Каковы шансы встретить старого приятеля в Лувре?
Каковы шансы встретить старого приятеля в Лувре? — Источник

Да, шансы столкнуться с Сергеем перед «Моной Лизой», вероятно, один на миллион (будет сложно подсчитать точно, но любой подсчет показал бы однозначно, насколько это маловероятно). Но такое восприятие вероятности ошибочно.

Что, если бы вы столкнулись не с Сергеем, а с другим знакомым, будучи на каникулах в Париже? Впрочем, зачем привязываться к Парижу. Это могло случиться и во время командировки в Мадрид, пересадки в Йошкар-Оле или посещения спа-салона в Таиланде.

Давайте обозначим вероятность следующим образом: когда-нибудь вы столкнетесь со своим знакомым в таком месте, где меньше всего этого ожидали.

Ясно, что шансы на такую встречу довольно высоки. Но мы не думаем таким образом. Чтобы мыслить разумно, надо тренировать мозг.

Корреляция и причинность

В мире столько всего происходит, что всегда находится место совпадениям. Количество зеленых грузовиков на дороге может увеличиваться одновременно с вашей зарплатой; когда вы были ребенком, количество телешоу могло увеличиваться так же, как и ваш рост. Но это не означает, что одно есть причина другого. Статистики называют это корреляцией.

Известно, что корреляция не подразумевает причинность, однако об этом правиле часто забывают в рассуждениях.

Обычно люди чистят зубы до того, как пойти утром на работу. Но чистка зубов не есть причина, по которой они идут на работу.

Тайлер Виджен, студент юридического факультета Гарвардского университета, написал книгу и создал сайт, где собрал примеры странных совпадений, например таких:

Корреляция и причинность

Эти данные можно интерпретировать четырьмя разными способами: 1) смерть в бассейне вызывает выход нового фильма с Николасом Кейджем; 2) выход фильмов с Николасом Кейджем становится причиной смерти в бассейне; 3) некий третий фактор (который еще не установлен) влияет на оба показателя; 4) показатели никак не связаны между собой, и корреляция — чистой воды совпадение.

Вероятнее всего, эти две ситуации совсем никак не взаимосвязаны. Ведь здесь одновременно изменяются два не связанных друг с другом показателя.

Как же тогда понять, в каких случаях корреляция указывает на причинность? Во-первых, можно провести контролируемый эксперимент. Во-вторых, включить логику. В любом случае, когда вы видите странное совпадение, задумайтесь: так ли оно необычно?


Николас Кейдж знает толк в совпадениях. — Источник

Наш мозг — огромный детектор, распознающий разные закономерности. Он пытается упорядочить и структурировать даже совершенно случайные конфигурации. Не попадайтесь на удочку. Мыслите критически.

По материалам книги «Путеводитель по лжи»

Обложка поста — кадр из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Источник фото — zamolxismd.org

Похожие статьи