Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как найти подход к Остапу Бендеру, заставить начальника рисковать и продвинуть любой проект
9 августа 2017

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Вам приходилось предлагать идеи своему руководству? Почему одни готовы ухватиться за самое безумное предложение, а другие отвергают любую задумку с минимальным риском?

Найти подход даже к таким разным руководителям можно, если понять, как устроено наше восприятие действительности. Мы смотрим на мир субъективно, будто бы через линзы. И в зависимости от типа личности эти линзы бывают разными, пишет Хайди Грант Хэлворсон в книге «Меня никто не понимает». Сегодня мы поговорим о линзах для особых случаев. Они применяются, когда происходит какая-то внештатная ситуация. Например, нужно принять стратегическое решение по развитию бизнеса или определиться, брать ли новый проект.

Движение вперед или сохранение того, что есть?

В определенные периоды жизни мы фокусируемся на разном. Период бурного роста, когда мы учимся, строим бизнес, активно ищем вторую половину, сменяется периодом стагнации, когда мы делаем пенсионные накопления, думаем о страховании жизни и имущества, обставляем дом. Нам хочется и добиться большего, и сохранить то, что у нас уже есть. Но большинство людей уделяют повышенное внимание только одному аспекту.

Некоторые из нас склонны в первую очередь двигаться вперед, другие — обеспечивать безопасность.

Это ярко проявляется, когда надеты линзы для особых случаев. Они делят окружающих на два лагеря — тех, кто хочет достичь большего, и тех, кто хочет сохранить то, что имеет. Психологи дали название этим характеристикам — фокус на содействии и фокус на предотвращении.

Человек, более ориентированный на содействие, видит возможности для успеха, награды и достижения. На языке экономики целью его жизни становится максимизировать прибыль и избежать упущенных возможностей. Типичный пример — Остап Бендер, персонаж произведений Ильфа и Петрова.

Как найти подход к Остапу Бендеру, заставить начальника рисковать и продвинуть любой проект
Кадр из фильма «Двенадцать стульев»

Сфокусированный на предотвращении человек видит опасности, которых следует избегать, и обязанности. Цель его жизни — минимизация потерь и сохранение статус-кво. Такие люди редко бывают яркими. Если это руководитель, даже успешный, о его достижениях не говорят. Типичный пример — Константин Левин из произведения Льва Толстого «Анна Каренина» (не удивительно, что этот герой не особенно запоминается читателям).

Нет правильного или неверного способа смотреть на мир. Нет линзы лучше.

Оба типа людей могут быть одинаково эффективными, успешными и удовлетворенными.

Но они будут работать по-разному, чтобы достичь своих целей, использовать различные виды стратегий, иметь сильные стороны и предпочтения и делать свои ошибки. Одних мотивирует похвала, других — критика. Некоторые сдадутся слишком рано; другие будут продолжать, когда надо уйти.

Начальник «кто не рискует, тот не пьет шампанского»

Если ваш начальник смотрит через линзы содействия, то вы знаете слишком хорошо, что это может быть как благословение, так и проклятие. Энтузиазм заразителен, и их в целом положительный, открытый взгляд помогает сформировать среду, в которой приветствуют новые идеи и подходы. Ориентированные на содействие редко анализируют детали, поэтому, если у вас независимый характер, вы можете добиться успеха под управлением такого лидера. С другой стороны, вы получите гораздо меньше указаний и обратной связи. За ошибки вас не накажут. Важные детали останутся незамеченными. Вы можете утонуть в работе, потому что начальник охотно говорит «да» каждому потенциальному проекту.

Начальник «семь раз отмерь, один раз отрежь»

Лидеры, ориентированные на предотвращение, жестко контролируют сотрудников даже в мелочах. У них проблемы с делегированием важных задач. С другой стороны, они, скорее всего, обеспечивают необходимое наставничество и обратную связь. У них более реалистичное ощущение того, чего вы можете достичь и как распорядиться ресурсами.

Начальник «семь раз отмерь, один раз отрежь»
От начальника, ориентированного на предотвращение, вы получите обратную связь. Источник

Следует признать, что ориентированные на предотвращение люди редко бывают новаторами, но у них есть явное преимущество, когда нужно аналитически мыслить и рассуждать.

Линзы содействия приводят к более творческим решениям, а линзы предотвращения — к жизнеспособным идеям, которые никогда не подведут.

Как определить фокус человека

Люди, ориентированные на содействие, чаще всего:

  • молоды;
  • ярко празднуют успех: радуются, светятся, делятся эмоциями с окружающими. «Да, я знал, что им понравится наш успех!». «Вы еще увидите, что сделаю в следующем проекте!»;
  • выбирают творческие профессии. Это музыканты, актеры, писатели.

Люди, ориентированные на предотвращение, обычно:

  • старше своих коллег;
  • успех празднуют тихо. Скорее, даже не празднуют, а просто выдыхают с облегчением, что очередное сложное дело завершено. «Да уж, могло бы быть хуже». «Счастье, что все обошлось»;
  • выбирают профессии, где не нужно выдумывать идеи, зато нужна точность и тщательность. Это бухгалтеры, юристы, инженеры.

Вот типичные характеристики тех и других.

Как разговаривать на одном языке?

Как разговаривать на одном языке?

Как заставить осторожного начальника переступить через себя и принять хорошую, хотя и рискованную идею? Прекратите бороться с его фокусом предотвращения, а работайте с ним заодно.

Вся разница в словах. Вместо того чтобы представлять свою великую идею в категориях приобретения, скажите, что это возможность избежать потерь.

Подчеркните, что ваш курс сохранит компанию в безопасности и предотвратит ужасную ошибку, и вы убедите нацеленного на предотвращение человека.

Например, вы хотите получить больше потенциальных покупателей через продвижение в социальных сетях. Скажите руководителю, что это способ не отстать. «Все двигаются в таком направлении. Мы можем потерять долю рынка, если не готовы к будущему».

В общем, вы должны убедить руководителя, что не делать — еще бoльшая опасность.

Люди, склонные к содействию, предпочитают более абстрактное мышление и полагаются на чувства и интуицию, чтобы принимать решения. На них большее влияние оказывают вдохновляющие образцы для подражания — люди, которые сделали все правильно и добились успеха.

Если вы хотите воздействовать на них, расскажите поучительную историю о людях, которые сделали все неправильно и пострадали от последствий.

Линзы содействия и предотвращения — не единственные, которые искажают наше восприятие действительности. В обычной ситуации коллеги вас будут изучать через линзы доверия. Начальник — через линзы силы. А конкуренты — через линзы эго. Подбирайте правильные слова, когда вы просите или что-то предлагаете коллегам, близким и друзьям. Адаптируйте выражения к их способам видения мира, и вы будете поражены своей способностью эффективно общаться и влиять на людей.

По материалам книги «Меня никто не понимает»

Обложка поста: Кадр из фильма «Двенадцать стульев»

Похожие статьи