в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Научпоп
Изнанка аплодисментов
21 июля 852 просмотра
Научпоп
Изнанка аплодисментов
21 июля 852 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Вот здесь я недавно рассказал о том, докуда дорос по «ростомеру» новой, запредельно крутой научпоп-книги «Ритм Вселенной». Скоро обязательно поведаю об обещанном и действительно странном «странном аттракторе», а сегодня — очень интересные исследования такой казалось бы банальной штуки, как …аплодисменты. Этим нельзя не поделиться.

Хлоп-хлоп

Массовое синхронное поведение у людей чаще всего является преднамеренным. Нам очень нравится делать что-то вместе, синхронно. Петь или танцевать. Дружно топать ногами. «Пускать волну» на трибунах во время футбольного матча.

Массовое синхронное поведение у людей чаще всего является преднамеренным

Однако когда все пытаются действовать дружно, групповое поведение, возникающее при этом, может заключать в себе ряд неожиданностей. Рассмотрим, например, зрителей, хлопающих в унисон. На первый взгляд, это явление не нуждается в дополнительных пояснениях. Но когда ученые наконец взяли на себя труд измерить его, результат этих измерений привел их в изумление.

Структура аплодисментов

В 1999 г. несколько физиков посетили концертные залы и записали аплодисменты зрительских аудиторий по окончании оперных и театральных представлений.

Выполненные ими записи показали, что:

  • поначалу зрители бурно аплодировали,
  • затем спонтанно переходили к громоподобным ритмическим хлопкам в более медленном темпе,
  • затем аплодисменты вновь переходили в какофонию.

Таким образом зрительская аудитория шесть или семь раз совершала переходы от хаоса к синхронизму и обратно.

Стили аплодисментов

Стили аплодисментов

Чтобы исследовать этот процесс более подробно, ученые предлагали испытуемым остаться в одиночестве и хлопать в ладоши двумя разными способами. Сначала каждому предлагалось хлопать в ладоши так, словно они только что прослушали выдающееся выступление.

Этот стиль аплодисментов оказался быстрым и нерегулярным: в среднем по четыре хлопка в секунду.

Затем испытуемых попросили представить, будто они хлопают в ладоши синхронно с воображаемой зрительской аудиторией.

Теперь хлопки замедлились до размеренных двух хлопков в секунду, то есть стали в два раза медленнее, чем в предыдущем случае.

Человек словно пропускал каждый второй хлопок — в то же время становясь гораздо более точным, как если бы возникало устойчивое совместное понимание того, каким должен быть правильный темп.

От хаоса к синхронизму

Поведение зрительской аудитории в целом объясняется с этой точки зрения. Вследствие наличия у людей определенных культурных ожиданий все зрители знают, что они хотят хлопать в унисон. Но каждому из зрителей присущ свой собственный, характерный именно для него темп совершения хлопков.

Вследствие наличия у людей определенных культурных ожиданий все зрители знают, что они хотят хлопать в унисон

Чтобы добиться синхронизма, каждый из них замедляет свой собственный темп совершения хлопков примерно в два раза. В результате чего распределение частот совершения хлопков уменьшается — система совершает резкий фазовый переход, после чего спонтанно возникает синхронизм.

От синхронизма к хаосу

Хитрость — и это не приходило в голову ни одному из теоретиков — здесь заключается в том, что за такой синхронизм приходится платить определенную психологическую цену.

Несмотря на то что коллективные аплодисменты действительно звучат очень громко, хлопки совершаются в два раза реже, чем в случае несинхронных аплодисментов. Неизбежным следствием этого является то, что совокупное «количество шума», или «громкость шума», оказывается меньшим, чем в случае хаотического хлопанья в ладоши.

Каким-то образом зрительская аудитория это чувствует, общий уровень шума оказывается не в состоянии передать их возбуждение, поэтому они производят больше шума единственным доступным им способом — ускоряя свои хлопки.

Однако при этом расширяется распределение их частот (поскольку более быстрые хлопки, как показывают измерения, становятся более хаотическими). Поэтому фазовый переход происходит в обратном направлении, а зрительская аудитория в целом снова скатывается в хаос. А затем цикл повторяется.

Вишенка на торте

Авторы исследования иронически замечают, что эти колебания между хаосом и синхронизмом никогда не наблюдались во время коммунистического правления, при котором им приходилось жить в годы их молодости. Люди, слушавшие выступления «великого вождя», покорно хлопали в апатичном синхронизме, не испытывая никакого желания ускорить аплодисменты и перейти в искреннее хаотическое выражение своих чувств.

 Люди, слушавшие выступления «великого вождя», покорно хлопали в апатичном синхронизме

***

Продолжение следует…

 

По материалам книги «Ритм Вселенной».

Все картинки в посте — отсюда.

Рубрика
Научпоп

Похожие статьи