Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Научпоп
Изнанка аплодисментов
21 июля 2017 16 719 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Вот здесь я недавно рассказал о том, докуда дорос по «ростомеру» новой, запредельно крутой научпоп-книги «Ритм Вселенной». Скоро обязательно поведаю об обещанном и действительно странном «странном аттракторе», а сегодня — очень интересные исследования такой казалось бы банальной штуки, как …аплодисменты. Этим нельзя не поделиться.

Хлоп-хлоп

Массовое синхронное поведение у людей чаще всего является преднамеренным. Нам очень нравится делать что-то вместе, синхронно. Петь или танцевать. Дружно топать ногами. «Пускать волну» на трибунах во время футбольного матча.

Массовое синхронное поведение у людей чаще всего является преднамеренным

Однако когда все пытаются действовать дружно, групповое поведение, возникающее при этом, может заключать в себе ряд неожиданностей. Рассмотрим, например, зрителей, хлопающих в унисон. На первый взгляд, это явление не нуждается в дополнительных пояснениях. Но когда ученые наконец взяли на себя труд измерить его, результат этих измерений привел их в изумление.

Структура аплодисментов

В 1999 г. несколько физиков посетили концертные залы и записали аплодисменты зрительских аудиторий по окончании оперных и театральных представлений.

Выполненные ими записи показали, что:

  • поначалу зрители бурно аплодировали,
  • затем спонтанно переходили к громоподобным ритмическим хлопкам в более медленном темпе,
  • затем аплодисменты вновь переходили в какофонию.

Таким образом зрительская аудитория шесть или семь раз совершала переходы от хаоса к синхронизму и обратно.

Стили аплодисментов

Стили аплодисментов

Чтобы исследовать этот процесс более подробно, ученые предлагали испытуемым остаться в одиночестве и хлопать в ладоши двумя разными способами. Сначала каждому предлагалось хлопать в ладоши так, словно они только что прослушали выдающееся выступление.

Этот стиль аплодисментов оказался быстрым и нерегулярным: в среднем по четыре хлопка в секунду.

Затем испытуемых попросили представить, будто они хлопают в ладоши синхронно с воображаемой зрительской аудиторией.

Теперь хлопки замедлились до размеренных двух хлопков в секунду, то есть стали в два раза медленнее, чем в предыдущем случае.

Человек словно пропускал каждый второй хлопок — в то же время становясь гораздо более точным, как если бы возникало устойчивое совместное понимание того, каким должен быть правильный темп.

От хаоса к синхронизму

Поведение зрительской аудитории в целом объясняется с этой точки зрения. Вследствие наличия у людей определенных культурных ожиданий все зрители знают, что они хотят хлопать в унисон. Но каждому из зрителей присущ свой собственный, характерный именно для него темп совершения хлопков.

Вследствие наличия у людей определенных культурных ожиданий все зрители знают, что они хотят хлопать в унисон

Чтобы добиться синхронизма, каждый из них замедляет свой собственный темп совершения хлопков примерно в два раза. В результате чего распределение частот совершения хлопков уменьшается — система совершает резкий фазовый переход, после чего спонтанно возникает синхронизм.

От синхронизма к хаосу

Хитрость — и это не приходило в голову ни одному из теоретиков — здесь заключается в том, что за такой синхронизм приходится платить определенную психологическую цену.

Несмотря на то что коллективные аплодисменты действительно звучат очень громко, хлопки совершаются в два раза реже, чем в случае несинхронных аплодисментов. Неизбежным следствием этого является то, что совокупное «количество шума», или «громкость шума», оказывается меньшим, чем в случае хаотического хлопанья в ладоши.

Каким-то образом зрительская аудитория это чувствует, общий уровень шума оказывается не в состоянии передать их возбуждение, поэтому они производят больше шума единственным доступным им способом — ускоряя свои хлопки.

Однако при этом расширяется распределение их частот (поскольку более быстрые хлопки, как показывают измерения, становятся более хаотическими). Поэтому фазовый переход происходит в обратном направлении, а зрительская аудитория в целом снова скатывается в хаос. А затем цикл повторяется.

Вишенка на торте

Авторы исследования иронически замечают, что эти колебания между хаосом и синхронизмом никогда не наблюдались во время коммунистического правления, при котором им приходилось жить в годы их молодости. Люди, слушавшие выступления «великого вождя», покорно хлопали в апатичном синхронизме, не испытывая никакого желания ускорить аплодисменты и перейти в искреннее хаотическое выражение своих чувств.

 Люди, слушавшие выступления «великого вождя», покорно хлопали в апатичном синхронизме

***

Продолжение следует…

 

По материалам книги «Ритм Вселенной».

Все картинки в посте — отсюда.

Рубрика
Научпоп
Похожие статьи