Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
О нас пишут Ведомости
9 ноября 2009 9 460 просмотров


Александр Шуленин

Сегодня в рубрике “Свое дело” газета «Ведомости» опубликовала  статью о нашем издательстве.

Трудовая книга

Писать книги издатели Игорь Манн, Михаил Иванов и Михаил Фербер научились гораздо раньше, чем издавать. Через четыре года после создания издательство, названное их именами, приносит $1,5 млн выручки в год

В 2003 г. консультанты Михаил Иванов и Михаил Фербер написали «Практическое руководство по маркетингу консалтинговых услуг». Книг на эту тему на русском не было вообще, тем более с описанием кейсов российских компаний. По сути, это была не книга, а распечатка на принтере. Чтобы продавать ее, создали специальный сайт. Когда книга еще не была закончена, покупателям предлагали вносить за нее предоплату — $200, и желающие находились. Продавать начали за $300, всего реализовали 400 экземпляров, рассказал Михаил Иванов.

Лучше меньше

После этого опыта партнеры начали сотрудничать с издательством «Альпина» (позднее оно разделилось на два). «Они тогда работали в консалтинговых компаниях и занимались отбором книг для нас — сделали серию, посвященную управленческому консалтингу, которая хорошо продавалась, — вспоминает Алексей Ильин, тогда главный редактор “Альпины”, а сейчас главный редактор “Альпина паблишерз”. — Потом поняли, что в этом есть потенциал для бизнеса, и решили создать свое издательство».

К 2005 г. партнеры созрели, чтобы учредить собственную компанию «Манн, Иванов и Фербер». «С Игорем Манном мы познакомились на сайте E-xecutive.ru, он тогда работал директором по маркетингу Alсatel, жил в Австрии и к тому времени написал две книги», — говорит Михаил Иванов, ставший гендиректором и главным редактором издательства.

Инвестиций много не потребовалось — примерно $50 000, чтобы приобрести права на первые книги и напечатать первые тиражи. Сразу же сформулировали концепцию — выпускать 12 книг в год, но каждую из них тщательно выбирать, а после выхода — обеспечивать маркетинговой поддержкой. В начале 2000-х деловой литературы выпускалось немало, но зачастую в плохом переводе и без грамотного продвижения, рассказывает Иванов. Важным элементом продвижения должна была стать обложка: в результате все книги до кризисного 2008 года оформлялись в студии Артемия Лебедева.

Рецепт бестселлера

Партнеры хорошо знали рынок деловой литературы, и уже на старте у них был заготовлен список бестселлеров, которые они хотели бы издать. Первой вышла книга «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла, владельца известной в США автодилерской сети. Для нее разработали интегрированную рекламную кампанию. «Использовали адресную рассылку автодилерам, продвигали ее на специализированных выставках, подружились с блогерами, пишущими об автомобилях», — перечисляет Михаил Иванов. Для издания даже сделали визитку в виде книжечки. В первый год продали 6000 экземпляров книги, до сих пор она занимает топовые позиции в продажах, и к 2009 г. совокупный тираж составил около 30 000 экземпляров.

Позже издатели привлекли известных российских авторов, успешно работающих в консалтинге: Глеб Архангельский писал о тайм-менеджменте, Радислав Гандапас — об ораторском мастерстве. Эти люди способствовали продвижению книг — они вели тренинги, выступали на конференциях и писали статьи. Книги Архангельского стали лидерами продаж — их совокупный тираж за пять лет составил около 100 000. Издали книгу Игоря Ашманова «Жизнь внутри пузыря», которая рассказывала о том, «что творилось во время его работы в одном из крупнейших интернет-проектов рунета».

Но работать с малознакомыми российскими авторами оказалось делом рискованным. К примеру, в этом году издательство договорилось, чтобы автор написал книгу о «Яндексе». «Он приступил к работе, съездил в компанию на интервью и пропал, на звонки не отвечал, — рассказывает Иванов. — Книгу мы по-прежнему хотим сделать: для этого надо найти нового писателя и убедить “Яндекс”, что надо начать все сначала».

Трое в лодке

Иванов признается, что вряд ли бы решился начать дело в одиночку: партнеры стали лучшими советчиками и опорой в сложных ситуациях. «Будь я один, наделал бы больше ошибок», — полагает он. Издательство с первых дней обходится без офиса, и Иванов не раз пытался организовать более традиционный режим работы и предлагал арендовать помещение, но партнеры не соглашались. В результате остались в выигрыше — удалось наладить удаленную работу 15 сотрудников и только на офисе экономить около $100 000 в год. Один из редакторов живет и работает на Тенерифе. Остальные регулярно встречаются на тематических летучках — редакторских, маркетинговых, логистических.

В 2007 г. «Манн, Иванов и Фербер» приобрели издательство Стокгольмской школы экономики, и в их портфеле появилась одноименная серия книг. Начали издавать подарочные альбомы — например, «Речи, которые изменили мир».

Чтобы развиваться динамичнее, в 2008 г. издатели продали 33% своей доли издательству «Эксмо». Сумма сделки не разглашается. Молодым издателям была интересна система дистрибуции крупного партнера, которому, в свою очередь, хотелось усилить свое деловое направление (сейчас доля учебной и деловой литературы в «Эксмо» — 25%). Альянс помог молодому издательству попасть на полки крупных розничных сетей, например «Ашана», говорит Иванов.

Держать планку

Издатели пробовали сотрудничать с несколькими дистрибуторами, но в результате остановились на одном — компании «Омега-Л», с которой работают до сих пор: она «прописала» их книги в столичной рознице. Около 30-40% приходится на корпоративные продажи, которые сильно оживляются осенью, с началом делового года.

«Манн, Иванов и Фербер» хорошо работают с розницей, много внимания уделяют представленности изданий на полках и маркетинговому сопровождению книг: рассказывают о них в собственных блогах, рассылках, говорит Ирина Федосова, директор редакции деловой и учебной литературы «Эксмо». Однако сделать прибыльным издательство, которое выпускает меньше пяти книг в месяц, невозможно, убежден Ильин из «Альпина паблишерз». Ведь большая часть средств издателей обычно находится в замороженном состоянии — в книгах, которые лежат на складе, либо в дебиторской задолженности магазинов, говорит он.

«Издательство решило выпускать одну книгу в месяц, — поясняет Федосова. — И если сначала им удавалось выбирать книги, похожие на бестселлеры, то сейчас делать это становится труднее, поэтому из 10 книг реально лидером продаж за год становится одна-две». Михаил Иванов же уверяет, что они стараются держать планку: например, в этом году вышла книга «Mary Kay. Путь к успеху», которая, по данным Ozon.ru, стала лидером продаж. Но доля бестселлеров действительно снижается, признает Иванов: если в первые два года на бестселлеры приходилось треть портфеля издательства, то теперь — 25%.

Не работать по найму

Этот год был тяжелым для издателей бизнес-книг: закрылось издательство «Вершина», остальные крупные издательства сократили выпуск новинок. Выручка «Манна, Иванова и Фербера» в 2009 г. составит $1,5 млн, что примерно на 20% меньше показателей прошлого года.

Рынок деловой литературы сократился как минимум на 20%, подтверждает Федосова. Это произошло за счет снижения покупательской активности и уменьшения выпуска новых книг: в «Эксмо» их стало меньше на 15%. «Однако мы выросли в тиражах и продажах, — продолжает Федосова. — Если в прошлом году средний тираж бизнес-книги составлял 3000, то в этом — 4500. На рынке тираж сократился в среднем до 2000».

В кризис «Эксмо» сосредоточилось на бестселлерах, а вот книги об управлении, рекламе и маркетинге стали издавать меньше. Сейчас, по мнению Федосовой, особенно востребованы так называемые рецепты успеха: к примеру, только за месяц продано 7000 экземпляров книги Ричарда Брэнсона «Обнаженный бизнес». «Хорошая ликвидная позиция имеет тираж от 5000 экземпляров в год», — считает она. «Издательств, работающих на рынке деловой литературы, станет значительно меньше, останется три-четыре серьезных игрока — мы, “Альпина”, “Эксмо” и “Питер”, число издаваемых книг тоже заметно уменьшится», — прогнозирует Иванов.

Он говорит, что по-настоящему увлечен своим делом: «Мне нравится сегмент деловой литературы, хотя я знаю, что он никогда не станет доминирующим на рынке». Издательство позволило всем троим основателям уйти из компаний, в которых они работали по найму, — Иванов и Фербер сделали это уже давно, а Манн — год назад.

Авторский риск

Выпускать книги неизвестных авторов очень рискованно, говорит Михаил. И приводит примерные статьи расходов на подготовку одной книги тиражом 3000 экземпляров:

предпечатная подготовка (корректура, редактура, верстка, обложка) — 50 000 руб.;

печать тиража в твердой обложке с ляссе — 165 000 руб.;

зарплаты сотрудников, налоги, затраты на связь, хранение и др. — 215 000 руб.

В результате расходы (без учета цены приобретения прав) составляют 430 000 руб. Отпускная цена на книгу для оптовиков — в среднем 200 руб. При таком ценообразовании расходы окупаются только после того, как продается 2150 экземпляров. Еще надо не забыть об авторском гонораре: обычно он составляет 10% от оптовой цены, говорит Иванов.

Ведомости 09.11.2009, 211 (2481)

Похожие статьи