Буддисты называют это упекша. Мусульмане — аслама. По-древнееврейски это хиштавут. Мы же говорим спокойствие.
Выдающийся мыслитель Райан Холидей проанализировал стратегии людей, которые боролись с шумом и рутиной жизни — и преуспели. Книга «Сила спокойствия» вся состоит из историй: о триумфах и испытаниях Джона Кеннеди и королевы Виктории; о Христе и Тайгере Вудсе, Наполеоне, Леонардо да Винчи и Сократе.
Холидей опирается на поэзию и романы, философские тексты и научные исследования. Все доступные школы, религии и эпохи. Это глубокая работа, посвященная обретению спокойствия. Еще шесть лет назад мы задумали купить права — наконец, свершилось. Книги Холидея переведены на 30 языков мира и напечатаны тиражом в 2 000 000 экземпляров.
Сила спокойствия
Теперь и мы узнаем, как быть устойчивыми, когда рушится мир. Не впадать в истерику и действовать. По команде овладевать спокойствием — внутренним и внешним.
Сердце, стучи
Выгоды бездействия.
Мало кто в мире достиг их.
Дао дэ цзин
В 1951 году музыкант Джон Кейдж посетил безэховую камеру — по тем временам самое передовое звукоизолирующее помещение в мире. Но даже там его чувствительное ухо уловило какие-то звуки. Всего два: высокий и низкий. Инженеры объяснили Кейджу: это его собственная нервная система и ток крови в сосудах.
Многие ли из нас хотя бы приближались к такой тишине? Шум и болтовня вокруг, сниженные до такой степени, что можно буквально слушать собственную жизнь?
Позже Кейдж написал свое самое известное произведение «4’33»” — фрагмент непрерывного молчания. Но эта пьеса не о достижении абсолютной тишины. А о том, что произойдет, когда вы перестанете вносить свой вклад в шум. И правда, что?
Ключ к счастью
Буддизм. Стоицизм. Эпикурейство. Христианство. Индуизм. Невозможно найти философскую школу или религию, которая бы не чтила внутренний мир — спокойствие — как высшую ценность и не полагала его ключом к эффективной деятельности и счастливой жизни.
Сейчас нам еще сложнее, чем древним, хотя и они уже были озабочены тем, как достичь спокойствия. Новости об одном кризисе за другим лезут с каждого экрана, а экранов у нас много. Работа изматывает. Мы перевозбуждены, чрезмерно загружены. Как остановиться? Когда думать?
И снова триединство
Мы страшимся телесного омертвения,
а до омертвения души нам нет никакого дела.
Эпиктет
Каждому нужно сосредоточиться на вечной троице: голове, сердце и плоти. Холидей показывает, как в каждой области уменьшить возмущение, — чтобы прекратить воевать с миром и самим собой.
Нам тоже нужно задавать себе эти вопросы. Особенно когда мы становимся успешными, — источник.
Возьмем дух. Чтобы достичь спокойствия, должна быть чиста совесть. Стоики считали, что добродетель — высшее благо, summum bonum. И это не святость. А моральный кодекс, которым мы руководствуемся в повседневной жизни.
Марк Аврелий задавался вопросом: «На что я сейчас употребляю свою душу? Чья у меня сейчас душа — не ребенка ли? а может быть, подростка? …тирана? скота? зверя?»
Уинстон Черчилль и его кирпичи
«У меня был чудесный месяц, когда я строил коттедж и диктовал книгу: двести кирпичей и две тысячи слов в день», — писал Уинстон Черчилль в письме премьер-министру Великобритании в 1927 году.
Необычное хобби — укладывать кирпичи — появилось у политика в тот момент, когда его карьера зашла в тупик. Ручной труд оказался отличным противоядием против излишних переживаний и необдуманных решений. Черчилль был счастлив, поскольку вместо головы заставлял работать тело.
Каждому нужно такое хобби. Собирая пазл, разучивая пьесу на гитаре, разливая суп в ночлежке для бездомных, мы останавливаемся — и восстанавливаемся.
Что еще в книге
Спокойствие не только тишина. Это еще и радость: наслаждение каждым мигом, пространство для самого себя, освобождение от давления жизни. Соединитесь с мощной силой, данной нам с рождения.
Холидей провел большую аналитическую работу, чтобы раскрыть в книге множество любопытных и в то же время практичных идей:
- зачем же нам так нужна внутренняя тишина,
- почему Наполеон не открывал письма по три недели,
- о практиках, которые учат замедляться,
- сосуд, дом и пустота, в которой есть опора, — как это понимать,
- как спокойствие помогло Кеннеди не допустить ядерной войны,
- почему человек — это мыслящий тростник,
- как бездействие помогает двигаться вперед.
Нигде человек не уединяется тише и спокойнее, чем у себя в душе. Спокойствие — не удел лишь мудрецов и аскетов. Оно для каждого из нас. Остановитесь. Застыньте. Превратитесь в себя.
P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.
Обложка поста: unsplash.com