Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Иллюзия контроля и тяга к драмам: ментальные ошибки, которые мы совершаем
24 июня 2020 6 214 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Все мы делаем ментальные ошибки. Порой мы переоцениваем свои знания, порой чересчур боимся потерь, а иногда излишне рьяно верим в чудо. Некоторых вещей не избежать, но кое-что можно предотвратить. Автор книги «Искусство ясно мыслить» Рольф Добелли рассказывает о самых распространенных ошибках, которые мы совершаем. Вот три ярких примера.
 

Наш мозг любит драму, а не статистику


Искусство ясно мыслить
«Он всю жизнь курил по три пачки сигарет в день — и дожил до 100 лет. Так что курение не может быть очень вредным». Или: «Гамбург очень спокойный город. У меня есть знакомый, который живет в Бланкенезе. Он вообще не запирает дверь, даже когда уезжает в отпуск, — и ни разу его не ограбили». Подобные фразы вроде бы должны кое-что доказать, но они ничего не доказывают. Люди, которые так говорят, поддались смещению в сторону доступности.

Смещение в сторону доступности означает: мы создаем свою картину мира на основе самых простых и доступных примеров.

Из-за смещения в сторону доступности мы шагаем по жизни, держа в голове обманчивые представления об опасностях и рисках. Преувеличиваем риск полета на самолете, угрозу автомобильной аварии или опасность погибнуть от руки убийцы. И в то же время мы недооцениваем возможность умереть от самых обыкновенных болезней — скажем, диабета или рака желудка. Атаки террористов с жуткими взрывами случаются гораздо реже, чем нам кажется, а тяжелая депрессия — намного чаще.


Многие из нас боятся летать. Потому что когда мы садимся в кресло самолета, то мозг тут же рисует драматичную картину его падения, а не спокойного полета. Источник

Импозантное, яркое, драматичное представляется нам преувеличенно вероятным, вполне возможным. А невидимое и неслышимое почти не воспринимается как опасное. Старайтесь вывернуть в другую сторону: больше общайтесь с инакомыслящими, теми, у кого другой опыт и другие взгляды. В гордом одиночестве у нас нет шансов исправить собственную ментальную ошибку: смещение в сторону доступности.

Иллюзия контроля

Иллюзия контроля — это склонность верить, будто мы способны влиять на то, что объективно не в нашей власти. Она была впервые открыта и описана в 1965 году двумя исследователями, Гербертом Дженкинсом и Уильямом Уордом. Их эксперимент очень прост. Есть один источник света — он то включается, то выключается — и две кнопки. Дженкинс и Уорд сами устанавливали корреляцию между нажатием на кнопки и моментом, когда вспыхнет свет. Но испытуемые об этом не знали, и даже в тех случаях, когда лампа загоралась и гасла случайно, были уверены, что, нажимая на кнопки, они влияют на освещение.

Мы регулярно испытываем на себе действие иллюзии контроля. Например, пешеходы, идущие по Манхэттену и желающие пересечь улицу на перекрестке, нажимают кнопку светофора, обычно не зная, что та не действует.


А в некоторых городах Германии усовершенствовали «кнопки-плацебо»: теперь пешеходы могут играть в пинг-понг, пока ждут сигнала светофора. Источник

Зачем же она вообще нужна? Чтобы пешеходы верили, будто они влияют на управление транспортным потоком. Так они лучше переносят время ожидания у светофора, что убедительно доказано. То же с кнопками вызова в больших зданиях, где много лифтов: они никак не связаны с управлением системой. Ученые называют все эти ухищрения «кнопками-плацебо».

Банкиры и министры экономики играют на целой клавиатуре разнообразных кнопок и клавиш плацебо. И мы позволяем всем, кто управляет экономикой, жить с этой сладкой иллюзией — а они позволяют и нам так жить.

Ведь для играющих в игры с контролем и властью невыносимо признать, что мировая экономика — фундаментально неконтролируемая система.

А как насчет вас? Вы свою жизнь контролируете? Вероятно, меньше, чем вам кажется. Поэтому лучше сосредоточиться на том, что действительно в вашей власти, на что вы реально можете повлиять, а уже из этого — на самом важном. Все остальное пусть идет как идет.

Отвращение к потерям

Ответьте на два вопроса.

  • Первый вопрос: что могло бы максимально повысить вашу радость от жизни? Может, свой летний домик на Французской Ривьере? Или подъем по карьерной лестнице на следующую ступеньку?
  • И второй: отчего ваша жизнь могла бы ухудшиться? Пневмония, болезнь Альцгеймера, рак, депрессия, война, пятно на вашей безупречной репутации, финансовый крах, потеря лучшего друга, смерть?

Фух, как видите: «темная сторона» явно обширнее, чем «светлая». Все потому, что мире больше плохого, чем хорошего. В нашем эволюционном прошлом это проявлялось еще ярче. Неосторожность на охоте или воспаленное сухожилие: люди, слишком любившие рисковать, умирали, не передав свои гены следующим поколениям. Осторожные и осмотрительные выживали. Мы с вами — их потомки.


Грусть от потери сильнее радости. Источник

Неудивительно, что потери нам кажутся более весомыми, чем приобретения. Если вы потеряли 100 евро, вам будет очень грустно. И эта грусть будет сильнее любой радости: даже если вам кто-то просто так подарит 100 евро. Потеря воспринимается примерно вдвое тяжелее, чем выигрыш такой же величины. Наука называет это отвращением к потерям.

Страх перед возможной потерей мотивирует людей гораздо сильнее, чем мысль о возможном выигрыше такой же величины.

Допустим, вы поставляете охранную технику для домов. Клиенты будут сильнее заинтересованы в вашем предложении, если вы им расскажете, как много денег они могут потерять без установки охранной системы, и не стоит упирать на то, сколько они сэкономят при хорошей охране. Даже если сумма одна и та же.

Это из-за отвращения к потерям, которое всем нам свойственно. На негативные явления мы реагируем более остро и чутко, чем на позитивные. Чье-то озлобленное лицо на улице замечаем быстрее, чем доброжелательное. Плохие поступки отпечатываются в памяти накрепко и сохраняются дольше, чем хорошие. Разумеется, с одним исключением: когда речь идет о нас самих.

 

По материалам книги «Искусство ясно мыслить»

Обложка отсюда

 

Похожие статьи