Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Яндекс. Книга: почему, зачем и как
9 июля 2013 6 313 просмотров

Юлия Баяндина
Юлия Баяндина

Дмитрий Соколов-Митрич, автор «Яндекс. Книги» рассказал журналу ВКурсе о идее возникновения книги, ее структуре и особенностях, а еще о том, почему история Яндекса круче истории Google или Facebook.

Почему вы решили написать про Яндекс?

У меня есть хорошие друзья: киносценарист Дмитрий Соболев и кинопродюсер Ирина Смолко. Обычно Ирина делает что-то не ради бизнеса, а потому что ей нравится. Собственно, она год назад предложила мне стать автором документальной книги про Яндекс, где сквозной сюжет про сервис, но при этом максимально широкий диапазон взгляда на умную экономику. Кроме истории Яндекса вкраплены истории успешных стартапов России. Например, Parallels Сергея Белоусова, «Almaz Capital» Александра Галицкого и еще ряд компаний и людей, которые, как нам кажется, незаслуженно малоизвестны. Это скорее книга об экономике мозгов.

Вы считаете Яндекс национальным достоянием?

Да, это цивилизационная вещь, как однажды сказал Аркадий Волож. Успех Яндекса вдохновил огромное количество молодых людей на то, чтобы что-то делать. Имея характер, силу, волю, интерес и талант можно сделать бизнес. Без газа, без нефти. В этом смысле Яндекс — достояние: он транслирует идею своим примером.

Вы читали книгу Николая Кононова «Код Дурова»? Оказала ли она влияние на ваш текст?

Я очень хорошо отношусь к Николаю. Мы с ним когда-то даже работали в «Известиях». Книгу я прочитал с интересом, но думаю, что моя будет сильно отличаться. Не потому что книга Николая мне не понравилась. Понравилась. Просто я ставил себе другие задачи. Николай получил эксклюзивный доступ к человеку, который ни с кем не хотел общаться — это прекрасно.

Но в целом его книга — история профессора Мориарти. Возникает ощущение, что Павел Дуров — гениальный одиночка, создавший огромную компанию. Я хочу все-таки написать не про одиночек, ведь Яндекс родился после того, как несколько хороших людей собрались и стали общаться. Моя книга будет не такой литературной. Будет абсолютный non-fiction.

Как будет устроена книга?

Я дал ей название «Яндекс.Книга». Экспозиция будет имитировать структуру сайта, включающего 4 раздела. «Яндекс.Новости» — краткое содержание следующей главы. «Яндекс.Время» — персональная история Яндекса, сделанная по методу запрос-ответ — в качестве главок будут вопросы, начиная от «Кем мечтал стать Аркадий Волож в детстве?», и заканчивая «Кто ходит в гости по утрам?». «Яндекс.Интервью» — серия интервью с людьми, которые непосредственного отношения к Яндексу не имеют, но так или иначе повлияли на развитие IT-бизнеса в стране, например с Сергеем Белоусовым. «Яндекс.Блог» включает мою собственную отсебятину в жанре колонок: ощущения, впечатления, эмоции исследователя, который первый раз погружается в эту тему. Таким образом, это документальная книга, но такая композиция облегчит понимание достаточно сложных вещей.

Скажите, как проходил сбор материала. Вы разговаривали с сотрудниками? Сколько времени проводили в Яндексе?

Вы будете смеяться, но Яндекс непосредственного отношения к этому не имеет: не финансировал и никак не вкладывался. Ира Смолко сама находила деньги. Яндекс до последнего скептически относился к этой идее, и контакт с ними сложился только сейчас. Я писал не соприкасаясь с Яндексом.

Культура Яндекса имеет такое понятие, как химия. Насколько я знаю, они давно хотели, чтобы такая книжка появилось, но попытки ничем хорошим не заканчивались: как они выражаются «не сложилось химии с автором». Я хочу непосредственно войти в контакт с Яндексом, когда книга будет издана. Но во время работы встречался с разными людьми, связанными с компанией, начиная от школьной учительницы и заканчивая их инвесторами и коллегами в Кремниевой Долине. Такой вот нестандартный ход.

Есть ли у вас любимый момент в истории Яндекса? История, которая вас захватила?

Таких историй много. Ключевой момент — когда Яндекс делал выбор инвесторов в нулевых годах. Когда мир понял, что есть Интернет и за ним будущее, но еще никто не понимал, как это будет работать, а деньги уже шли в эту сферу. Те, кто выбирал инвестора по принципу, кто больше даст, проиграл. Яндекс разборчиво отнесся к этому: он искал не тех, кто больше даст, а тех инвесторов, которые были бы заинтересованы в развитии компании.

Они придавали большое значение тому, как сложатся конкретные отношения с конкретными людьми. Яндекс построен на «нашем общем чувстве прекрасного», как говорил один из его основателей Илья Сегалович. Пока это есть, он будет расти.

Вообще, история Яндекса даже круче истории Facebook или Google. Ведь в Америке большая культура построения бизнеса, все более-менее знают, как это делается. В России этого не знал никто, все действовали интуитивно, опираясь на собственные характеры, ощущения и морально-этические вещи. То, что у нас в стране случился Яндекс, это чудо.

История успеха Яндекса в том, что люди действовали не с позиции холодного прагматизма, хищничества, опровергая своим поведением типичные представления о бизнесе. Именно эти решения людей были самыми правильными, благодаря этому они и построили компанию. Таких историй очень много, и они мне больше всего нравятся.

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи