Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как работать с несносными коллегами. Часть первая. Нарциссы
19 января 2018 13 662 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

«Этот человек ужасен. Как с ним вообще можно работать? Настоящий придурок!» Каждый из нас когда-нибудь говорил или думал нечто подобное. Специально для тех, кому приходится терпеть несносных коллег, профессор психиатрии Джоди Фостер составила подробное руководство «Мудаки под контролем».

Задача книги — объяснить причины поведения таких людей и показать, как с ними нужно контактировать, чтобы снизить градус напряженности. Автор убедительно просит использовать эту информацию только в мирных целях, а не для постановки обидных диагнозов. Отнеситесь к коллегам с сочувствием и пониманием, постарайтесь сделать общение настолько плодотворным, насколько это возможно.

А теперь будем знакомиться с миром чудаков. Начнем с нарциссов — главных кандидатов в «психи» на работе. Это эмоциональные, вызывающие, эксцентричные, зацикленные на себе и непредсказуемые люди. Но что же скрывается за маской самоуверенности?

Кто такие нарциссы

Вера в себя и свои возможности необходима нам, чтобы мечтать, планировать будущее, ставить цели и добиваться их. Но слишком раздутое эго — это крайность. Наверняка вы встречали людей, совершенно неспособных воспринимать критику, зацикленных на себе, высокомерных, наглых и самодовольных.

Нарцисс производит впечатление человека, уверенного в своем превосходстве над остальными. Он всегда говорит только о себе, своих достоинствах и достижениях, другие люди ему неинтересны. Считая себя недооцененным, он вечно ждет похвалы, напрашивается на комплименты и пытается добиться, чтобы окружающие наконец признали его незаурядные качества.

Нарцисс может говорить о себе бесконечно
Нарцисс может говорить о себе бесконечно: «Я выполнил то-то», «У меня есть вот что», «Я собираюсь приобрести кое-что». Он как бы призывает: «Обратите на меня внимание!» Источник

Иногда сотрудники-нарциссы становятся абсолютно неуправляемыми: они могут оскорблять коллег, повышать голос, швырять предметы в приступах гнева и при этом не испытывать никакого чувства вины.

Все действия таких людей направлены на раздувание самооценки. Унижая остальных, они ощущают себя более значимыми. Обвиняя окружающих в своих неудачах, избавляются от сомнений в собственной компетентности. Для нарциссов невыносима сама мысль, что они могут в чем-то ошибаться.

Как ни странно, такая модель поведения формируется на базе сильнейшей неуверенности в себе. Представьте, каким могло быть детство нарцисса. Вероятно, в его семье больше всего ценились статус и достижения. Родители ставили ему слишком высокую планку, постоянно критиковали за то, что он не соответствует идеалу, и забывали о самом важном — эмоциональной поддержке ребенка.

В глубине души нарциссы очень ранимы. Их поведение — защитная реакция, позволяющая сберечь хрупкую самооценку и подчеркнуть собственную важность. Они боятся, что не оправдают ожиданий и окажутся вовсе не такими уж замечательными. Отсюда резкое неприятие любой критики, принижение чужих заслуг, обидчивость, вспышки ярости и желание быть в центре внимания.

Как бы уверенно они ни выглядели, их поведение не приносит им радости. Внутренняя борьба, неудовлетворенность, пустота — вот с чем они живут.

Нарцисс может приписывать себе успехи, которых добилась вся команда, а вину за неудачи, наоборот, перекладывать на окружающих. Он способен быстро подняться по карьерной лестнице, так как легко убеждает всех в своем профессионализме. Но работать с таким начальником невероятно трудно. На руководящем посту он ведет себя так, будто существуют только две точки зрения: его и неправильная.

Нарцисс-руководитель может кричать, запугивать, нарушать должностную инструкцию, вести себя несправедливо
Нарцисс-руководитель может кричать, запугивать, нарушать должностную инструкцию, вести себя несправедливо. Он уверен, что имеет на это полное право, — источник

В погоне за высоким статусом нарцисс может заискивать перед руководством и всеми способами добиваться расположения влиятельных людей. По той же причине он обрывает старые знакомства, если считает, что они вредят его репутации (например, получив повышение, перестает обедать в компании бывших коллег).

Враждебность, заносчивость и высокомерие — черты, свойственные большинству нарциссов. Но иногда самовлюбленные люди проявляют себя совсем по-другому. Например, много времени тратят на то, чтобы подружиться с коллегами. Однако их цель все та же — бесконечно раздувать собственную самооценку. Они слишком навязчиво ищут сочувствия и одобрения окружающих, стараются всем понравиться, постоянно рассказывают о себе и ждут заверений в своей безукоризненности. Проблема в том, что такое поведение всех раздражает.

Как работать с нарциссами

Итак, что же делать, если в этом описании вы узнали своего коллегу? Существует несколько стратегий, позволяющих снизить напряжение при работе с нарциссом:

1. Не скупитесь на комплименты, хвалите этого человека, отмечайте достоинства и достижения, подчеркивайте его значимость. Разумеется, без всякой иронии. Подогревая самолюбие нарцисса, вы сможете избежать оскорблений и внезапных вспышек гнева с его стороны. Будьте готовы к уступкам. Помните: такой коллега способен превратить в ад жизнь любого, кто посмеет ему возражать.

2. Если захотите сделать ему замечание или попросить о чем-то, заверните свои слова в комплимент. Например, так можно напомнить о сроках: «Жду не дождусь четверга, чтобы наконец увидеть твою презентацию! Наверняка у тебя много интересных идей». А так намекнуть на неподобающее поведение: «Твое выступление было очень познавательным. Ты здорово разложил все по полочкам. Но, возможно, тебе не стоило называть все вопросы коллег глупыми. Это обижает людей и мешает им воспринимать важную информацию, которую ты хочешь до них донести».

При общении с нарциссом необходимо смягчать критику чем-то позитивным, иначе он увидит в ваших словах лишь оскорбление и угрозу своей самооценке.

3. Обращайте на него больше внимания. Не забывайте желать ему доброго утра и хороших выходных, ведь отсутствие интереса к его персоне тоже может быть воспринято как оскорбление. Кроме того, сразу реагируйте на его просьбы. Проигнорировать письмо от нарцисса или не зайти в его кабинет по первому зову — верный способ испортить с ним отношения. Как бы вас ни раздражало, что вы вынуждены ему потакать, это лучше, чем потом терпеть травлю, унижения и другие мстительные выходки.

Сдерживайте эмоции и старайтесь избегать спонтанных реакций, имея дело с нарциссом.

4. Страхуйтесь. В каких бы хороших отношениях вы ни были, нарцисс с легкостью вас подставит ради своих амбициозных целей. Сделайте все, чтобы оградить себя от таких неприятностей. Например, если хотите поделиться с ним своими идеями, позовите на обсуждение третье лицо — так вы сможете защитить свои авторские права.

5. Хоть нарцисс и не интересуется эмоциями окружающих, попробуйте объяснить ему, как он влияет на людей. Важно не обвинять его, а сказать что-то вроде: «Представляешь, что она почувствовала в тот момент, когда ты назвал ее пустоголовой? А если бы тебе кто-то так сказал?» Предложите посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Это иногда срабатывает, особенно если вставить замечание между любезностями.

6. Покажите нарциссу, что никто не ждет от него безупречности. Можно отметить, что он занимается действительно сложным проектом. При этом важно не выделять его из коллектива и не давать ему оснований чувствовать себя недооцененным. Например, пророните между делом: «Мы все немного нервничаем из-за этих сроков. Лично я переживаю, что не успею со всем справиться». Услышав такую фразу, он испытает облегчение и ослабит самозащиту.

7. Попробуйте перевести нарцисса на должность, где предполагаются недолгие контакты с людьми. Он может быть весьма успешен в продажах и консалтинге, где есть постоянный поток клиентов. Для него это лучше, чем все время находиться в окружении тех, кто каждый день вынужден терпеть его ужасный характер.

8. Если ситуация зашла слишком далеко (например, до швыряния табуретками), руководитель должен четко объяснить нарциссу, что такое поведение недопустимо и следующий конфликт чреват проблемами — понижением в должности, уменьшением зарплаты и даже увольнением. В некоторых случаях единственно правильное решение — расстаться с проблемным сотрудником.

Каждый из нас способен внести свой вклад в создание здоровой рабочей атмосферы. Вас может безумно раздражать чье-то поведение, но всегда спрашивайте себя, попытались ли вы изменить ситуацию к лучшему. Иногда элементарного сочувствия к человеку достаточно, чтобы увидеть все в другом свете.

P.S. Ваша негативная реакция может означать, что вы и сами обладаете чертами, которые вам неприятны в других. Если определенные люди пробуждают в вас слишком сильные эмоции, не забудьте посмотреться в зеркало.

Продолжение следует…

По материалам книги «Мудаки под контролем»

Обложка поста отсюда

Похожие статьи