Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Семь ошибок, которые мы все совершаем
2 ноября 2017 12 693 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

«Ошибки всегда можно себе простить, если только найдется смелость признать их», — сказал Брюс Ли. Попробуем это сделать: найдем наиболее частые наши заблуждения и вспомним, когда мы бываем не правы. Ниже — семь ошибок, которые мы все совершали хотя бы раз в жизни.

Не видим альтернатив

Под альтернативой мы часто понимаем варианты вокруг одного и того же. Например, мы спрашиваем себя: «Купить новый автомобиль или нет?». Между тем альтернатив гораздо больше, чем на первый взгляд: «Как потратить деньги, чтобы принести наибольшую пользу семье?», «Нужен ли мне вообще автомобиль?», «Кому из моей семьи больше всего нужны эти деньги?».

Представьте, что вы увидели на распродаже диск с новым фильмом, в котором снимается ваш любимый актер. К примеру, он продается со скидкой 50% и стоит 100 рублей. Что бы вы сделали в такой ситуации?

1. Кýпите развлекательный фильм.

2. Не кýпите развлекательный фильм.

В исследовании при такой альтернативе 75% купили видео и только 25% прошли мимо. Затем ко второму варианту добавили надпись и выделили ее черным: «Сохраните 100 рублей на другие покупки». Когда людям показывали эту простую и очевидную альтернативу, 45% людей решили не покупать. Даже слабого намека на альтернативу бывает достаточно, чтобы вы приняли правильное решение.

Примешиваем эмоции там, где это не нужно

Эмоциональное мышление убеждает человека, что все чувства верны: он руководствуется не головой, а внутренним чутьем. Не нравится вам желтый цвет, и шампунь в упаковке этого цвета наверняка не подойдет. Просто потому, что вы внушили это себе.

Семь ошибок, которые мы все совершаем
Во время покупок не ориентируйтесь на эмоциональное восприятие. Источник

Что делать? Не давать стереотипам управлять собой.

Не путать собственные ощущения от тех впечатлений, которые навязаны внешним миром или предыдущим опытом.

Видим разные вещи

Мужчины и женщины видят и замечают по-разному, поэтому когда вам рассказывает историю мужчина, то это будет совершенно не та история, какую бы вам рассказала женщина.

В ходе одного эксперимента вор мужского пола стащил у женщины кошелек. Так вот, наблюдавшие эту сцену женщины обращали внимание на внешний вид и действия жертвы, а мужчины намного точнее и подробнее описывали вора. Это обусловлено психологией, разным восприятием действительности.

Доверяем первому впечатлению

Неуловимые связи, созданные мозгом, действуют намного мощнее, чем нам хотелось бы думать. Одно из исследований показало, что для того чтобы сделать вывод о компетентности политиков, респондентам достаточно всего секунду смотреть на их лица. Мало того, если на раздумья дают больше времени, решение существенно не меняется; первое впечатление прочно закрепляется в сознании, и поколебать его крайне трудно.

Пока неясно, что именно определяет данное решение; почему один человек кажется нам более компетентным, интересным, добрым, чем другой. Может, мы делаем вывод на основе того, насколько сильнее у него выступает челюсть, или как посажены глаза, или по другим каким-то внешним признакам.

Но факт остается фактом: мнение о человеке мы часто формируем практически с первого взгляда, и обычно это приводит к ошибке.

Имеем завышенное самомнение

Многие из нас абсолютно не готовы думать о себе как о среднестатистическом человеке. Так мы и живем, пребывая в абсолютной уверенности, что относимся к категории выше среднего, и это самомнение приводит к огромному количеству ошибок.

«На наш взгляд, самонадеянность — чрезвычайно распространенное человеческое качество, — говорит Стефано Деллавинья, профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли. — Почти все люди излишне самоуверенны — за исключением страдающих депрессией; только их, как правило, можно считать реалистами».

Чтобы понять, как часто в реальности вы будете ходить в фитнес-клуб, позанимайтесь месяц на улице
Чтобы понять, как часто в реальности вы будете ходить в фитнес-клуб, позанимайтесь месяц на улице. Источник

Рассмотрим это на примере покупки абонемента в фитнес-клуб. Большинство людей предпочитают годовой или месячный абонемент и при этом сильно переплачивают (при условии, что имеется альтернатива платить за разовые занятия). А все потому, что клиенты тренажерных залов, как и люди, желающие сбросить лишний вес, в основной массе излишне самоуверенны. Они убеждены, что будут ходить в спортзал гораздо чаще, чем делают это на самом деле.

Не любим математику

Мы настолько доверяем статистике, что не анализируем ее достоверность. Например, вот пять самых кассовых (на внутреннем рынке США) фильмов всех времен по состоянию на 2011-й год:

  1. «Аватар» (2009)
  2. «Титаник» (1997)
  3. «Темный рыцарь» (2008)
  4. «Звездные войны. Эпизод IV» (1977)
  5. «Шрек 2» (2004)

В чем тут подвох? Этот рейтинг не учитывает, что нынешняя цена билета в кинотеатр существенно выше, чем, скажем, десять, двадцать или пятьдесят лет назад. Наиболее точным способом сравнения коммерческого успеха фильмов, создававшихся в разные годы, было бы внесение в цену билета поправки на инфляцию. В этом случае список был бы совсем другим:

  1. «Унесенные ветром» (1939)
  2. «Звездные войны. Эпизод IV» (1977)
  3. «Звуки музыки» (1965)
  4. «Инопланетянин» (1982)
  5. «Десять заповедей» (1956)

Сравниваем несравнимое

Мы часто грешим сравнением вещей, которые на самом деле сравнивать нельзя.

В таких случаях бывает нарушена причинно-следственная часть. Например, такое сравнение: чем больше размер ботинок у школьника, тем лучше он читает. Главная причина увеличения размера обуви и качества чтения — это возраст, разумеется, одно на другое никак не влияет.

Жить без ошибок невозможно. Но можно свести к минимум заблуждения, которым мы поддаемся время от времени.

По материалам книг: «Как не ошибаться», «Ловушки мышления», «Путеводитель по лжи», «Голая статистика», «Почему мы ошибаемся».

Обложка поста: pixabay.com

Похожие статьи