Основа любого сильного кадра — удачная композиция. Как пишет немецкий фотограф Альбрехт Рисслер в своей книге «Язык композиции», «все, что присутствует в изображении, всегда рассматривается относительно его границ. Формы и размеры кадра, а также относительное расположение в нем объектов способны давать совершенно различные результаты». Мы выбрали пять советов мастера из Германии, которые пригодятся вам во время летнего путешествия и помогут сделать красивые фотографии.
Совет 1. Статуи и уютные места
Очаровать зрителя фотографией можно, в первую очередь, форматом изображения, или соотношением сторон. По мнению Рисслера, это ключевой фактор, определяющий качество фотографии. С его помощью можно добиться совершенно разных эффектов, визуально усилить или уменьшить акцент на объекте съемки.
Его горизонтальный вариант идеально подходит для широкоугольных панорамных снимков. Вертикальный, как на снимке Статуи Свободы, — приобретает горделивое звучание с надменными нотками.
Квадратные фотографии — расслабленные. Их пропорции не перетягивают взгляд зрителя на какую-то сторону. От фотографии с креслом-качалкой на крыльце и почти квадратным фрагментом заднего фона, веет спокойствием. Ее нельзя назвать скучной, благодаря перспективе и контрасту.
Совет 2. Райские пляжи
Если вы любите пляжный отдых, прогуляйтесь вдоль моря на закате или рассвете. Свет рано утром и поздно вечером идеален для фотосъемки. В это время создается привлекательный контраст между водой, небом и берегом. А диагонали, образованные этими элементами, особенно заметны на рассвете и закате. Они усиливают ощущение глубины.
На снимке пляжа в Андалузии видно, как силуэт человека работает на композицию фотографии.
Снимок становится привлекательным за счет контраста между людьми на заднем плане, решительно склоненными вперед, и неуверенной позой женщины на переднем. Вертикаль ее позы пересекается с линией горизонта приблизительно в той точке, где золотое сечение предполагает наибольшую гармонию.
Совет 3. Плохой вид из окна отеля
Неудачный вид из окна отеля? Быть может смотреть особо не на что, но сделать интересное фото все-таки возможно.
На примере ниже оказывается, что тонкий изогнутый контур гор интересным образом контрастирует с угловатым зданием на переднем плане. Сюжет постепенно становится более привлекательным.
При приближении на передний план выходят столб и электрические провода. Большой монохромной площади здания противопоставлена тонкая линия проводов, а их темный силуэт образует резкий контраст света и тени.
Слегка изменив фокусное расстояние, можно ввести в кадр край крыши, уводящий взгляд в пространственную глубину изображения.
Совет 4. Длинные улицы
Некоторые места фотографируют тысячи раз в день. Например, воплощение немецкого романтизма — старый мост в Гейдельберге. С него туристам открывается вид на город и руины замка.
В это время современные строения скрыты под покровом тумана. Смещенная от центра перспектива делает снимок интереснее. Кадр выигрывает и за счет ключевых точек, которые уводят взгляд от фотографа к пешеходу в верхнем углу.
Совет 5. Удивительные детали
Эта бухта — одна из самых причудливых на Майорке. Кадр с общим видом местности, возможно, подойдет для рекламных туристических материалов. Фотографу лучше сосредоточиться на какой-то детали, которая передаст особую атмосферу средиземноморского острова.
Такой деталью может стать побеленная стена в тени алеппской сосны среди скал. При работе с многоплановыми пейзажами отказ от масштабного общего вида в пользу частного будет оправдан.
Попробуйте поэкспериментировать во время следующей поездки, применив несколько приемов Альбрехта Рисслера. Они будут полезны и профессионалам, и любителям. Отличных кадров!
По материалам книги «Язык композиции».